Выдающийся деятель музыкальной культуры Казахстана Ахмет Куанович Жубанов — национальная гордость нашего народа. Его имя тесно связано с зарождением, развитием и расцветом казахской профессиональной музыки письменной традиции. Средах его современников можно найти равных ему по таланту, но трудно назвать человека, чье дарование раскрылось столь многогранно. Являясь прекрасным знатоком жизни народа и вековых традиций устного творчества, обладая удивительной наблюдательностью и всесторонними интересами, прозорливым умом и способностью заглянуть в далекое будущее, А. Жубанов стал основоположником и новатором во многих областях музыкальной науки, педагогики, концертной практики и композиторского творчества.
Активная творческая деятельность А. К. Жубанова продолжалась тридцать пять лет (1933-1968 гг.), если вести отсчет времени со дня выхода в свет первой печатной работы «Музыка әліппесі» («Азбука музыкальной грамоты»), которую он задумал осуществить после знакомства в Москве с А.В. Затаевичем, выдающимся этнографом, собирателем казахской народной музыки Началом же самостоятельной трудовой деятельности явилась работа в качестве секретаря аульного совета и заведующего избой-читальней «Шаңырақ» в родном ауле в 1920 году, т.е. в четырнадцатилетнем возрасте.
Композитор Ахмет Жубанов
Становлению личности Ахмет Жубанова благоприятствовала среда, в которой он рос и воспитывался. Отец Куан умел читать и писать по-русски и по-казахски. В их семье несколько лет жил первый учитель Ахмета Хусаин Ажгалиев, активный пропагандист педагогических идей Ибрая Алтынса-рина. На протяжении трех лет X. Ажгалиев обучал мальчика в Уркачевском училище читать, писать, считать, а также играть на разных инструментах — домбре, балалайке, мандолине и скрипке. А. Жубанов был очень восприимчивым учеником, обладавшим удивительным даром впитывать в себя все самое яркое, интересное и самобытное. Арабскому и персидскому языкам он обучился у своего земляка Жиенгалия Тлепбергенова, ставшего позже известным писателем. Хусаин Ажгалиев, Жиенгали Тлепбергенов и старший брат Ахмета Куцайберген Жубанов были близкими друзьями. В разных компаниях они слагали стихи, посвящая их тем или иным случаям жизни. Ахмет Жубанов их запоминал и на вечерах или тоях пел, импровизируя под аккомпанемент домбры.
По воспоминаниям Ахмет Жубанова, их дом постоянно посещали знатоки народного творчества, в их числе известные в округе домбристы — Уразалы и Талым. Желанными гостями была молодежь, возвращавшаяся с учебы в медресе «Хусаиния» и «Галия» из Оренбурга и Уфы. Все они принимали активное участие в общественной и культурной жизни своего времени, были знакомы с рукописными журналами «Тез», «Садак,». Общаясь с друзьями и сверстниками, Ахмет Жубанов проявлял огромный интерес к музыке и литературе. Он обладал удивительным даром рассказчика, умел правдиво и убедительно доносить идею до окружающих, словно он сам был их свидетелем. Впоследствии в своей биографии Ахмет Жубанов запишет: «Хусаин Ажгалиев и духовная среда нашего аула повлияли на мои музыкальные перспективы, а на любовь к книгам, литературе, вообще на интеллектуальное развитие повлияли Ж. Тлепбергенов и брат Кудайберген».
В конце 20-х годов в Актюбинской области свирепствовал тиф. Он не обошел и семью Жубановых. Осенью 1919 года скончался отец Куан. Как говорится, «беда не приходит одна», и в 1921 году погибло почти все и без того малочисленное поголовье овец и коров. Семье стало трудно материально, и Ахмету пришлось устроиться на работу — секретарем аулсовета, а через год даже секретарем трех аулсоветов. Жизнь стала постепенно налаживаться… Год 1924-ый был урожайным и Ахмету пришлось вплотную заняться хозяйством: пахать землю, косить сено, заготавливать топливо, ремонтировать дом. Семья смогла даже приобрести еще одну корову и жеребца. В том же году Ахмет вступил в ряды ВЛКСМ, организовал в ауле комсомольскую ячейку и устроился заведующим избой-читальней «Шаңырақ». Так, в 18 лет молодой человек стал основным кормильцем семьи.
Но не оставляла Ахмета мысль об образовании. Отдел уездного народного образования отправляет его летом 1925 года в Актюбинск на месячные курсы по подготовке учителей. После окончания учебы его назначают заведующим и учителем Ажарской школы. Уже через год эта школа стала называться «опорной», то есть, образцовой. Так, Ахмет Куанович в результате упорного труда, интенсивной работы над собой вырос не только сам, но и смог значительно поднять в школе уровень обучения. И уже в 1927 году его назначают учителем в Темирскую школу-семилетку. Здесь он активно приобщился к художественной самодеятельности, на слух подбирал мелодии и аккомпанемент на балалайке, гитаре и мандолине. В его репертуаре были пьесы и песни «Вальс над волнами», «Лесная сказка», «Па-д’эспань», «Барыня», «Коробейники», «На сопках Маньчжурии» и др.
В 1928 году Ахмет Жубанова направили на курсы партактива в город Актюбинск. Именно там начались серьезные занятия по музыке и освоение музыкальной грамоты. Знакомство со скрипачом П. Чернюком, выпускником Варшавской консерватории, произвело большое впечатление на Ахмет Жубанова. В дальнейшем он берет у него уроки по скрипке. Здесь же он посещал уроки общеобразовательной школы, досрочно сдает экзамены за 9-ый класс. А старший брат Кудайберген обещал с нового учебного года увезти его в Ленинград (ныне Санкт-Петербург). Так, с осени 1929 года А. Жубанов продолжил образование в городе на Неве.
В Ленинграде Ахмет Жубанов был принят в музыкальный техникум по скрипке. Но учиться не пришлось — обучение оказалось здесь платным. В скором времени он начинает заниматься в консерватории по классу гобоя. В то время на духовые инструменты могли приниматься студенты без музыкальной подготовки. А. Жубанов попадает в класс профессора Ф.А. Нима-на, который наряду с гобоем вел инструментовку для оркестров народных и духовых инструментов. Еще профессор являлся художественным руководителем и дирижером Великорусского1 оркестра, который тогда пользовался огромной популярностью. Его концерты триумфально проходили во многих городах Европы -в Париже, Лондоне, Берлине, США, а сам Русский оркестр народных инструментов стоял в ряду лучших и уникальных оркестров мира.
Ахмет Жубанов посещал все уроки Ф.А. Нимана, постоянно ходил на репетиции оркестра. Спустя семестр он одновременно поступает и на инструкторско-педагогическое отделение историко-теоретического факультета Ленинградской консерватории. Это дало ему возможность слушать лекции известных ученых-музыковедов Б. В. Асафьева, А.В. Оссовского, Р. И. Грубера, Х.С. Кушнарева, ЮН. Тюлина. Интерес к музыкальной науке формировался также благодаря посещениям лекций по этнографии в Ленинградском историко-лингвистическом институте. Здесь произошло его знакомство с такими учеными, как Е. Гиппиус и Э. Эвальд. Именно они повлияли на становление А. Жубанова как фольклориста. Наконец, увлеченность народной музыкой приводит А. Жубанова в фоноархивы АН СССР, где он познает технику записи и расшифровки фольклора. Кроме того, на формирование художественного вкуса и творческих интересов оказала большое влияние сама культурная жизнь Ленинграда, блистательные концерты и спектакли художественных коллективов города. Эти встречи с большим искусством он и его товарищи помнили всю жизнь.
Так, в 1976 году на торжественном заседании бюро отделения общественных наук АН КазССР, посвященном памяти и 70-летию со дня рождения академика Ахмет Жубанова, среди выступающих с воспоминаниями ученых республики был и академик С.К. Кенесбаев. Вспоминая о совместных годах учебы в Ленинграде, он свидетельствовал, что в те годы «Ахмет Жубанов был нашим неизменным организатором по походам в театры и музеи Ленинграда и посещению вечеров-диспутов. Впоследствии все это сыграло благоприятную роль в его активной деятельности на поприще науки и культуры молодой казахской республики… «.
В годы учебы в консерватории Ахмет Жубанов по собственной инициативе пишет на казахском языке свой первый труд чисто практического значения «Музыка әліппесі» («Азбука музыкальной грамотности»). Она рассчитана на широкий круг казахских музыкантов-любителей. Летом 1931 года по пути домой на каникулы А. Жубанов проездом посетил в Москве квартиру А.В. За-таевича и показал этнографу этот труд в рукописном варианте. А. В. Затаевич очень тепло отозвался о рукописи «Азбуки», посоветовал автору серьезно заняться записями народной музыки. Эта встреча сыграла важную и, возможно, даже решающую роль в творческом становлении молодого музыканта. В то же лето на родине Ахмет Жубанов записывает 50 песен и кюев, которые оказались весьма интересными и позже послужили солидным материалом для специального исследования, опубликованного в «Сибирской энциклопедии».
Досрочно окончив в Ленинграде консерваторию, ее историко-теоретический факультет, в 1932 году Ахмет Жубанов поступает в аспирантуру Института искусствоведения (ныне Ленинградский институт театра, музыки и кино). Здесь помимо музыковедческих дисциплин проводились занятия по философии, социологии, экономике. Особенно большое внимание уделялось иностранным языкам. Однако завершить аспирантуру Ахмету Жубанову не довелось: в феврале 1933 года его отозвали в Алма-Ату для работы в открывшемся осенью 1932 года Музыкально-театральном техникуме. Как писал в автобиографии Ахмет Жубанов: «Согласно телеграмме за подписями завкультпросом Крайкома ВКП (б) Ж. Садвакасова и наркома просвещения С. Мендешева, руководство Академии представило мне академический отпуск на один год, который вот уже длится тридцать три года». По прибытию А. Жубанова в Алма-Ату выяснилось, что в музыкально-театральному техникуму не хватает преподавательских кадров, отсутствует учебно-методическая литература, но главным тормозом в учебном процессе было мнение отдельных специалистов, считавших домбру и кобыз устаревшими инструментами — они, де„ ^воспевают феодализм», «поэтому студенты должны обучаться только на общеевропейских инструментах. Ах-мету Куановичу и его сподвижнику, директору техникума Сагыру Камалову пришлось изрядно потрудиться, чтобы улучшить материально-техническую базу учебного заведения. Они подготовили в марте 1933 года основательную докладную записку председателю Совета Народных Комиссаров Казахской ССР, в которой предложили укомплектовать преподавательский состав новыми кадрами, значительно усилить материально-техническую базу техникума, открыть кабинет по собиранию и изучению казахской народной музыки и музыкально-экспериментальную мастерскую по усовершенствованию казахских народных инструментов. Эти предложения получили поддержку правительства, и в апреле того же года вышло Постановление: реорганизовать музыкально-театральный техникум в «Казахский национальный театрально-музыкальный техникум» с последующим разделением его на два самостоятельных техникума, установить количество обучающихся до 130 человек со стипендией от 100 до 150 рублей в месяц, создать музыкально-экспериментальную мастерскую для усовершенствования местных народных инструментов с привлечением мастеров, открыть кабинет по записи и обработке народной музыки…
В июле 1933 года Ахмет Жубанова командировали в Ленинград для приглашения этнографа или композитора, могущего работать в научно-исследовательском кабинете. Там он обратился к руководителю ленинградского Союза композиторов В.Е. Иохельсону, который обещал помочь, зная о том, что Ленинград шефствует в подготовке музыкальных кадров. Иохельсон пользовался большим авторитетом среди музыкантов. Он посчитал, что для этой работы подойдет молодой композитор Евгений Брусиловский, только что годом раньше окончивший Ленинградскую консерваторию в классе профессора М. О. Штейнберга. В своей беседе с ним Иохельсон убеждал начинающего композитора воспользоваться широкими перспективами для разнообразной деятельности. Брусиловский встретился с Жубановым и подписал договор сроком на два года. Так, 5 сентября 1933 года двадцативосьмилетний Евгений Григорьевич уже был в Алма-Ате. Позже в своих «воспоминаниях» Е. Брусиловский запишет: «В этом возрасте еще можно потерять два года. Это не пять-десять. Откуда известно, где годы теряются? Целина трудна, но творчески интересна. По римскому праву, я еще юноша, и мне надлежит путешествовать, видеть другие края, знакомиться с другими людьми и их обычаями». Так, приехав на два года, Е.Г. Брусиловский пробыл в Казахстане более 36 лет, прожив здесь, фактически, всю сознательную, продуктивную жизнь, став автором 9 опер, 9 симфоний и многочисленных других сочинений.