Задачи возрождения национальной истории в суверенном Казахстане поставили перед необходимостью восстановления ее страниц, насильственно вырванных в годы тоталитарного режима. В этом деле важную роль сыграл принятый 14 апреля 1993 года Закон Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий». Следует подчеркнуть, что руководством страны было многое сделано для сохранения исторической памяти, например 20 января 1997 года Указом Президента Казахстана был учрежден «День памяти жертв политических репрессий» — 31 мая. Государственная политика демонстрирует бережное отношение к истории. Особая деликатность потребовалась при освещении таких драматических событий, как коллективизация, массовые политические репрессии и т.п. Чтобы правда о тех событиях не разъединяла, а еще больше сплотила народ Казахстана, нужна была последовательная принципиальность. С этой целью Указами Президента 1997 год был объявлен Годом общенационального согласия и памяти жертв политических репрессий, а следующий 1998 год — Годом народного единства и национальной истории. Поскольку активно начавшийся процесс восстановления «забытых» фактов истории мог привести к тому, что в пылу критики достижения предшествующих поколений могли получить необъективное освещение. Чтобы этого не произошло, Указом Президента Республики Казахстан 1999 год был объявлен Годом единства и преемственности поколений.
Необходимым шагом в исторической науке Казахстана в условиях суверенитета стало преодоление прежних подходов, которые основывались на марксистско-советской, классовой, партийно-коммунистической идеологии. Исходя из этого, предстояло переосмыслить историю Казахстана с позиций объективности, правдивости, документальности, с позиций новых информационных источников, которые ранее были недоступны исследователям. Историческая наука в Казахстане в советское время играла провинциальную роль. Все теоретические фундаментальные исследования проводились в Центре, а в Казахстане изучались только определенные, конкретные события. В таких условиях главными направлениями в исторической науке Казахстана были: процесс «добровольного присоединения» Казахстана к России; «прогрессивное» значение этого «добровольного присоединения» для казахов; история рабочего класса Казахстана; национально-освободительное движение трудящихся масс Казахстана под руководством лидеров из «черной кости», не имевшее отношения к правящим слоям казахского общества.
В то же время практически не были исследованы вопросы внутреннего саморазвития казахского общества. Большое значение приобретает в связи с этим изучение такой фундаментальной проблемы, как этногенез казахов. Не менее актуальным является исследование связи истории Казахстана с общецивилизацион-ным развитием, развитием тюркского мира. Очень важной остается проблема изучения вхождения Казахстана в состав Российской империи с новых позиций. Здесь особое значение имеет исследование процесса трансформации традиционного кочевого казахского общества в условиях колониального положения Казахстана. В данном контексте актуальным является история формирования административно-управленческой, предпринимательской, научной, творческой элиты казахского общества как составной части Российской империи. Важным остается вопрос создания исторических портретов видных деятелей прошлого, внесших весомый вклад в развитие Казахстана: казахских ханов, биев, батыров, государственных и общественных деятелей, исследователей, ученых. В истории Казахстана до сих пор нет целостного представления о национальной интеллигенции XIX — начала XX века, об эволюции ее философских, социально-политических взглядов. Наряду с проблемами истории казахского общества большую актуальность представляют вопросы развития многонационального Казахстана в дореволюционный период. Это проблемы культурно-исторического развития этнических групп, конфессиональные процессы. Суть того, как Казахстан прошел долгий путь от моноэтничности к полиэтничности. Также требуется глубокое изучение советского периода. Это касаетея предпосылок и движущих сил Февральской и Октябрьской революций. Необходимо переосмысление проблем гражданской войны. Важно изучить жертвы и потери от массовых политических репрессий и голода в годы коллективизации. Малоисследованными остаются проблемы казахской диаспоры. Во внимании ученых нуждаются исторические истоки последствий экологических катастроф Арала, Балхаша, превращения территории Казахстана в полигон испытания оружия массового поражения,
В современных условиях история Казахстана играет всевозрастающую роль в формировании идентичности, гражданственности, патриотизма казахстанцев. Всегда на крутых изломах развития, когда в обществе происходит резкая смена идеалов, парадигм» ценностей, вызывающих напряженность и кризисы, стабилизирующим, консолидирующим началом, цементирующим общество, выступает история. Но для этого она сама должна быть правдивой и объективной. Задачи огромной научной и социальной значимости поставлены перед исторической наукой Казахстана в книге Президента РК Н.А. Назарбаева «В потоке истории», «Для казахских гуманитариев нет сегодня задачи более актуальной, нежели проложить дорогу в этом колоссальном поле взаимодействия национальной идентичности и динамичных императивов времени», — подчеркивается в ней [69, с. 12], Таким образом, в современных условиях история Казахстана — не только академическая наука, она является основой формирования мировоззренческих позиций казах-станцев.
Особую актуальность в истории Казахстана имеет период независимости, вместе с тем он очень сложен в освещении. Здесь, как никогда, важно четко следовать законам и закономерностям исторической науки. Исторический этап суверенитета и независимости Республики Казахстан включает в себя следующие ключевые аспекты. Точка отсчета и возможные варианты развития в постсоветское время. Национальное возрождение. Реальное наполнение независимости. Общая история всех этносов Казахстана, пережитая ими всеми вместе как их единое наследие, достояние и социальная память. И, наконец, Казахстан в контексте глобальной истории.
В мировом масштабе актуальные проблемы исторической науки, созвучные велению современности, определяются на международных конгрессах историков, например на XIX конгрессе, который проходил в Осло с 6 по 13 августа 2000 года [89, с. 134-136]. Этот форум историков созывается раз в пять лет уже более века. На данный конгресс собралось свыше 1900 ученых из 67 стран мира, в том числе из Норвегии, Финляндии, Швеции, США, Италии, Великобритании, Японии, Германии, Франции, Канады, России и др. А всего к этому времени в Международный комитет исторических наук (МКИН) входили национальные комитеты историков 56 стран и 24 других международных организаций историков — комиссий, ассоциаций, представляющих различные области и направления исторической науки. На конгрессе было представлено более 330 докладов и выступлений. Общие проблемы исторической науки обсуждались на секциях: «Перспективы глобальной истории. Концепции и методология»; «Тысячелетие. Время и история»; «Использование и злоупотребления историей. Ответственность историка в прошлом и настоящем». Более узкие темы рассматривались на секциях: «Оценка историографии XX века: профессионализм, методологические течения, труды»; «Коллективная память и идентификация коллектива. Как различные общества создают и толкуют свое прошлое»; «Мусульманские общества в различных столетиях»; «Религия и взаимоотношения между полами»; «Структура семьи и демократия в азиатских и европейских обществах»; «Культура меньшинств и их взаимоотношения с преобладающим большинством»; «Формы тоталитаризма и диктатур»; «Власть, насилие и смерть в XIV—XX столетиях».
Из «круглых столов» XIX Международного конгресса исторических наук наибольший интерес вызвали заседания по темам: «Преподавание истории, новые приемы, учебники и место истории в школьной программе», «Открытие архивов и история коммунизма», «Холодная война», «Китай и мир в XVII веке».
В целом этот форум историков (предыдущий конгресс проходил в 1995 г. в Монреале) показал дальнейшее развитие тенденции к исследованию истории гуманистических ценностей человечества, взаимоотношений в семье и обществе, сохранения мира и окружающей среды- Появился интерес к «евразийству», региональным процессам в Восточной Европе, к истории «холодной войны». Возросло внимание к укреплению общественных функций истории как науки и как общеобразовательной дисциплины, влиянию историков на общество и государство. Одной из центральных стала проблема глобализации истории. Среди методологических проблем особое значение приобрели такие, как коллективная память в истории; эсхатологические вопросы; сравнительные исторические исследования. В истории XX века значительное внимание было сосредоточено на проблемах тоталитаризма, диктатур, «холодной войны».
В хронологическом плане отмечено расширение диапазона исторических исследований в сторону новой, новейшей истории и современности.
Очередной XX Международный конгресс исторических наук состоялся 3-9 июля 2005 года в Сиднее (Австралия). На этом форуме наиболее актуальными были проблемы политизации и идеологизации исторической науки. Учитывая коренные перемены в мировой обстановке в целом, на конгрессе вопросы массовых миграций были выделены в категорию специальных тем.