На всей территории андроновской культурно-исторической общности пока нет ни одного полностью исследованного алакульского поселка. Известны лишь остатки нескольких сооружений, обнаруженных в основном на многослойных памятниках. Для алакульских жилищ в отличие от петровских характерны большие размеры (от 100 до 200 м 2). Это жилища полуземляночного типа, имеющие удлиненные прямоугольные котлованы (глубиной от 0,6 до 1,3 м). Выходы в них, как правило, угловые, коридорообразные, длиной от 1 до 5 м. Помещения разделены на две части, что хорошо фиксируется по преднамеренно оставленным при строительстве выступам материкового грунта или почетко выраженному ряду столбовых ямок. Иногда одну из частей жилища углубляли относительно другой на 0,4-0,5 м. Количество очагов в помещении от 1 до 8. Конструктивно они состоят из мелких овальных ям, сочетающихся с каменными выкладками или возвышениями из материковой глины. Интересной особенностью жилищ поселения Тасты-Бутак, которые относятся, вероятно, к поздне алакульскому времени и переходному кожумбердынскому этапу, является наличие в них колодцев со стенками, укрепленными плетнем из саксаула. На поселениях лесостепной зоны основным материалом для сооружения жилищ служили березовые бревна. На полах помещений фиксируются до 200 ямок от столбов глубиной от 0,2 до 0,5 м.
Каркасом, несущим основную нагрузку, были ряды столбов, вкопанных вдоль стен котлованов, а также два ряда столбов, расположенных параллельно длинным сторонам помещений и разделяющих его на три примерно равные части. Остатки этих конструкций фиксируются всегда достаточно четко, несмотря на большое количество ремонтных ямок, следов различных перегородок и незначительных перестроек жилищ. Укрепление основы стен было различным: бревна, плетень, камыш сглиняной обмазкой, пласты чернозема, зола — все шло на утепление помещений в суровых условиях континентального климата. Кровля, в силу недостаточности сведений, реконструируется не вполне достоверно: она могла быть и пирамидальной, и плоской с небольшим уклоном для стока воды. Крупные алакульские полуземлянки с каркасными бревенчатыми конструкциями выявлены в Зауралье на поселении Кулевчи III, в Северном Казахстане на поселениях Явленка I и Петровка I.
В строительстве жилищ на поселениях Южного Урала и Зауралья широко применялся камень. Из него возводили внутренние перегородки, им ограждали очаги, делали конструктивные кладки для различных хозяйственных нужд, из каменных плит сооружали основания стен. Такие помещения отличаются меньшим размером по сравнению с каркасными полуземлянками. Дерево использовалось ограниченно и, в основном, только для перекрытий, которые представляли собой, вероятнее всего, пирамидальный сруб с плоским верхом. Возможно, что отмеченные особенности сооружения жилищ западного региона объясняются не только ограниченным количеством леса, но и прямым влиянием домостроительных традиций срубной культуры. Планировка алакульских поселков не вполне ясна.
Создается впечатление, что жилища часто возводили попарно, плотно примыкая длинные стены друг к другу. Таких групп жилищ на поселениях несколько. Расстояние между ними может быть значительным, достигавшим многих десятков метров. Оборонительные конструкции, характерные для петровской культуры, исчезают, и далее, на всем протяжении бронзового века, больше не встречаются.
На обширной территории распространения алакульских памятников вскрыты сотни различных погребальных сооружений: земляные и каменные курганы, прямоугольные и круглые каменные оградки, земляные курганы в сочетании с каменными кольцами, курганы с каменными панцирями и кольцами и т. д. Классифицировать их и территориально, и хронологически затруднительно. Это связано с тем, что могильники исследуются, как правило, частично. Поэтому возможно лишь только наметить общие тенденции развития погребальных конструкций алакуль-ской культуры.
Для раннего этапа наиболее распространенной традицией является круговая планировка семейного кладбища. В центре располагались одна-две крупные могильные ямы, остальные
— по кругу — в одно или два кольца. В центральных могилах находятся захоронения мужчин или парные погребения мужчин и женщин, вокруг же фиксируются детские, подростковые и женские погребения. Количество периферийных могил может быть различно: от двух-трех до сорока. Первоочередно осваивали южную половину площадки. Принцип сооружения раннеала-кульских семейных кладбищ был следующим: определялся центр, намечались границы будущего могильного поля и строились центральные погребальные камеры. Затем выбиралось кольцевое канавообразное углубление. Грунт из него использовался в качестве строительного материала для возведения земляных надмогильных конструкций над основными погребениями. Могилы детей и подростков устраивали у основания этих конструкций в кольцевых канавках, что и создавало круговую композицию кладбищ. Подобная планировка хорошо известна по могильникам Южного Урала: Алакульский, Кулевчи VI, Ха-барное I. В Западной Сибири — могильники Суббо-тинский и Чистолебяжье. В Северном Казахстане
— Семипалатное, Амангельды, Улубай. Большая группа погребальных памятников с круговым принципом размещения могил выделяется и в Центральном Казахстане. Среди них могильники Былкылдак, Бозинген, Жаман-Узен II.
На среднем и позднем этапах развития ала-кульской культуры широкое распространение получили курганы и ограды, содержащие по одной могильной яме. Иногда ограды объединяют несколько могил, расположенных в ряд или хаотично. Часто встречаются каменные пристройки с детскими или подростковыми захоронениями, приуроченными к основной ограде. Ориентировка могильных ям в Приуралье тяготеет к широтной, в Южном Зауралье она нестабильна. Особенно велик разнобой, когда в статистику включаются данные по погребальным комплексам с круговой планировкой. В Центральном Казахстане для могильных ям алакульского (атасуского) времени характерно довольно устойчивое расположение по линии запад-восток. Аналогичную ориентировку отражают погребения тазабагьябского варианта Средней Азии. Погребальные камеры различных районов оформлены в виде либо деревянных рам, либо каменных ящиков.
Алакульцы хоронили своих умерших по обряду трупоположения: на левом боку в скорченном положений, с согнутыми в локтях руками, кисти рук покойного располагали у лица. Изредка встречаются захоронения на правом боку, особенно в случаях парных разнополых погребений, в которых мужчина положен на левый бок, а женщина — лицом к нему, на правый. На большей части территории, занятой алакульским населением, преобладает западная ориентировка погребения с незначительными отклонениями в ту или иную сторону. Однако встречаются и такие яркие исключения, как могильник Алексеевский, где умершие положены головой на восток. На позднем этапе развития алакульского общества в погребальном обряде появились элементы кремации, а в отдельных случаях фиксируются факты полного трупосожжения (могильники Тасты-Бутак I, Кулевчи VI). У головы, а иногда у груди погребенного обычно помещали один-три сосуда. Оружие и орудия труда в могилах встречаются относительно редко, зато массово представлены богатые наборы женских украшений. Погребения сопровождаются костями овцы, лошади или коровы. Целые скелеты лошадей встречаются очень редко и отмечены только в памятниках, относящихся к раннему этапу развития культуры. Кости жертвенных животных обычно находят на древней поверхности подкурганных площадок или по краям могильных ям.
Многочисленные орудия из камня и кости, собранные при раскопках из алакульских слоев, представлены изделиями, которые широко распространены в памятниках бронзового века евразийских степей. Характерные для петровского времени каменные наконечники стрел с усеченным основанием и каменные булавы встречаются в алакульских комплексах как исключение. Костяные щитковые псалии продолжают бытовать, однако они заметно видоизменились, и количество этой категории находок резко сократилось. У алакульских щитковых псалиев исчезают шипы, появляется боковое отверстие, которое расположено перпендикулярно к центральному. В нижней час-
ти планки на ряде экземпляров фиксируется цилиндрический выступ с фиксаторами (могильник Алакульский; могильник Новоникольское). Ала-кульские псалии отличаются изяществом, они более тонки, но, вероятно, и менее прочны. Изделия часто украшали геометрическим орнаментом. Особенно поражает сложностью и тонкостью рисунка экземпляр из могильника Новоникольское. Есть мнение, что подобные экземпляры не несут на себе основную утилитарную функцию. Они могли быть изготовлены специально и только для организации погребального комплекса усопшего. Исчезновение погребений со скелетами лошадей и остатками колес, единичность находок щитковых псалиев, появление среди них богатых парадных, но непрактичных образцов — все это свидетельствует об упадке колесниче-ства. Вероятно, уже в позднем алакуле воин-колесничий окончательно утратил свое значение и уступил место воину-всаднику, оснащенному особым специфическим конским уздечным набором и псалиями в виде стержня.
Алакульская эпоха по сравнению с петровской была периодом довольно стабильного развития андроновского общества. Вероятнее всего, во второй половине XVI в. до н.э., а, возможно, на рубеже XIV-XIII вв. до н.э., в экономической и социальной жизни древнего общества произошли резкие изменения, которые вызвали активные перемещения человеческих коллективов. В конечном итоге эти процессы привели к сложению в урало-казахстанских степях новой федоровской культуры, а в смежных районах — ряда культур андроноидного облика.