Алькей Хаканович Маргулан — видный ученый, академик Академии Наук Казахской ССР. Круг волновавших его вопросов был очень широк. Он — сын, рожденный на счастье казахского народа, еще при жизни ставший легендой.
Алькей Хаканович Маргулан родился 11 мая 1904г. в Баянауле близ озера Жасыбай в простой казахской семье. Его отец, Хакан, в свое время был известным знатоком народного творчества. Будучи родственницей композитора Таттимбета, бабушка Аймен привила своим детям и внукам любовь к песенному искусству. В пять лет Алькей научился читать и писать. Хакан, неизвестно откуда достав, приносил ему старые казахские предания, первые песни Абая, «Тюркскую генеологию» Абильгазы. Аульчане, удивляясь красноречию и способностям Алькея, неоднократно просили его почитать эпосы. Благодаря прекрасной детской памяти, он наизусть знал эпосы: «Кобланды», «Алпамыс», «Коруглы», «Козы Корпеш и Баян-сулу», «Мунлык-Зарлык». Жизнь преподнесла Алькею встречи с людьми со сложной и интересной судьбой. А.Маргулан получил благословение Машхур Жусупа, Жаяу Мусы, Имангая. Как говорил сам Алькей Хаканович: «На мое становление как ученого оказали влияние такие личности, как С.Торайгыров, Абикей и Каныш Сатпаевы, Хаким Иманбеков, Жагипар Секербаев и Жаяу Муса».
Начальное образование он получил в аульной школе. С 1915 г. учился в трехклассной русской школе, организованной аульным обществом в Баянауле. Поступив в 1919 г. на учительские курсы в г. Павлодаре и окончив их в 1920 г., возвратился в родной аул учителем второй Далбинской школы I ступени в Баянаульском районе. Увидев в Алькее нераскрытые способности, широкий кругозор, Абикей Сатпаев советует ему поступить в Семипалатинский педагогический техникум. Алькей Маргулан, познакомившись в Семипалатинске с Мухтаром Ауэзовым, едет в аул Абая, где знакомится с сыном Абая Турагулом и собирает этнографический материал. В 1925 г. Алькей заканчивает техникум.
В годы учебы в Семипалатинске Алькей Хаканович сотрудничает в редакциях журнала «Тан» и газеты «Казак тілі». По совету М.О.Ауэзова в 1925 г. Алькей Хаканович едет учиться в Ленинград, где поступает на отделение тюркологии Восточного института и одновременно слушает лекции на историко-филологическом факультете в Ленинградском университете. Начиная с 1928 г. Алькей посещает занятия в Институте истории искусств. Среди учителей А.Х.Маргула-на — выдающиеся ученые того времени. Ему посчастливилось слушать лекции академика В.В.Бартольда по истории и археологии Средней Азии, академика С.Ф. Ольденбурга по индийскому фольклору и искусству, академика И.Ю. Крачковского по арабской исторической литературе, академика Н.Я. Марра по истории и теории языкознания, академика А.Н. Самойловича по литературе тюркских народов Средней Азии, академиков В.В.Струве, Б.Я.Владимирцова, И.И.Мещанинова, В.Л. Щербы, а также Е.Э.Бертельса, С. Е. Малова, Б.М.Эйхенбаума и др. Будучи студентом, он не ограничился тем, что слушал лекции преподавателей, но и сам занялся научно-исследовательской работой.
Успешно осваивая науку в Ленинграде, А.Х.Маргулан увлекается сбором литературных и архивных материалов по истории и культуре казахского народа. В эти годы он занимается и литературной деятельностью. В его переводе казахский читатель впервые познакомился с произведениями русских и зарубежных писателей.
Одним из людей, привлекших к исследовательской работе А.Х.Маргулана, был С.И.Руденко, который, находясь в лагере, получил степень доктора технических наук, в 50-е годы сделал мировое открытие, совершив раскопки Пазырыкского кургана на Горном Алтае.
В 1926-1927 гг. А. X. Маргулан участвует в Казахстанской и Алтайской экспедициях Особого комитета по исследованию союзных и автономных республик АН СССР под руководством академика А.Е.Ферсмана и профессора СИ. Ру-денко. Знание А.Х.Маргуланом быта, обычаев, нравов и культуры казахского народа оказало большую практическую помощь в работе антропологического отряда экспедиции. В экспедиции А.Маргулан тесно сотрудничает с А.Букейхановым. А.Букейханов по результатам исследований пишет статью об адаевцах. Результатом участия А.Х.Маргулана в работе экспедиции явилась публикация им первых научных статей, в которых он охарактеризовал некоторые этнические группы казахского народа, в частности найманов и адаевцев.
В 1929 г. Алькей Хаканович заканчивает учебу в Восточном институте, успешно защитив дипломную работу о творчестве Абая. Затем он работает в Комитете нового алфавита при Наркомпросе КазССР. В 1931 г. А.Х.Маргулан поступает в аспирантуру Государственной академии истории материальной культуры в Ленинграде. Здесь он вплотную занимается изучением восточных источников под руководством академика С.Ф. Ольденбурга и члена-корреспондента АН СССР А.Ю.Якубовского, специализируется по археологии и искусству Восточного Туркестана, принимает участие в работе археологических экспедиций, возглавляемых археологами нашей страны: С.И.Руденко, М.П.Грязновым, А.А.Миллером, Н.И.Репниковым.
В 1943 г. А.Х.Маргулан защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Историческое значение ярлыков и пайцзе». Это исследование было началом изучения памятников кыпчакской письменности. Алькей Хаканович кыпчакскую проблему считал ключевой в этногенезе казахского народа.
В 1938 г. в связи с открытием казахского филиала АН в Алма-Ате, он был приглашен на родину как знаток истории и ученый. Это было тяжелее время для казахской науки, т.к. репрессии 1937г. уничтожили ведущих ученых казахской истории и литературы. Началось духовнее обнищание казахского народа. В дело спасения народа от этой катастрофы активно включились К.Сатпаев, М.Ауэзов, А.Маргулан. Перед А. Маргуланом стояли сложные задачи: привести в систему такие науки как история, археология, этнография; организовать крупные экспедиции по исследованию исторических памятников, выпуск монографии по истории и литературе, воспитания молодежи, склонной к науке.
В период своей жизни, работая с 1938 г. по 1985 г. в Академии Наук КазССР А.Маргулан все эти задачи выполнил Можно сказать, что не было направления гуманитарной науки, которыми не занимался А.Маргулан. Самое главнее, сотни людей, занимающихся разными науками, советовались с ним, старались быть похожим на него, так же преодолевать трудности, учились работать как он.
С 1938 г. он непрерывно работал в системе КазФАН СССР, преобразованном позднее в Академию наук Казахской ССР. В 1941-1946 гг. заведет сектором истории, в 1946-1951 гг. — сектором археологии и отделом палеолита, а с 1958 по 1976 г. — отделом этнографии Института истории, археологии и этнографии им Ч.Валиханова АН КазССР. С 1976 г. он старший научный сотрудник отдела палеолита.
В 1945 г. А.Маргулан впервые в истории казахской науки в области изучения героического эпоса защитил докторскую диссертацию на тему: «Эпические сказания казахского народа». До сегодняшнего дня нет равных этому научному труду. Эта работа — итог его многолетних исследований.
Академик А.Х. Маргулан — гениальный ученый, широко и глубоко исследовавший этническую историю, материальную и духовную культуру казахского народа с точки зрения науки. Во многом этому способствовали знания из различных областей науки: лингвистики, филологии, искусства, истории, археологии и этнографии, полученные в годы учебы в Ленинграде. Солидное образование в сочетании с пытливостью ума и исключительным трудолюбием обеспечили ему почетнее право первооткрывателя во многих областях казахской науки: археологии эпохи бронзы и раннего средневековья, истории народов региона и истории культуры и искусства, этнографии и филологии казахского народа. С начала 40-х гг. он, наряду с всесторонним изучением письменных памятников и исследованием духовной культуры и фольклора казахского народа, одним из первых начинает специально заниматься поиском археологических комплексов материальной культуры древних насельников Казахстана. По его инициативе был организован ряд археологических и этнографических экспедиций в самые глубинные районы казахстанских степей и пустынь. А.Х.Маргулан прошел маршрутами древних караванных путей и кочевок казахов тысячи и тысячи километров, отыскал и выявил десятки археологических памятников, систематически их описал и всесторонне исследовал. Он доказал, что Казахстан не был, как полагали до него многие исследователи, безжизненной пустыней, которую изредка пересекали кочевые пути номадов, что и здесь была жизнь, которая в силу различного рода причин прерывалась. Именно А.Х.Маргулан ом были обнаружены и изучены основательно следы древней городской культуры Южного Казахстана в бассейнах рек Сырдарьи, Таласа и Чу. Он провел археологические раскопки Отрара, Тараза, Сай-рама и Сыгнака. Одновременно собрал массу образцов казахских преданий и сказаний, легенд и эпических произведений, записал их различные варианты.
В 1940-1941 гг. А Маргуланом было написано более 10-ти научных трудов. Удивляешься кругозору А.Маргулана -наследие М.Жусупа, тюркские эпосы, среди которых эпос об Эдиге и Орак-Мамае, декабристы и Казахстан, Алишер Навои и казахская литература, М.Хайдар-историк, Ч.Валиханов и история Средой Азии, А.Суворов, Ж.Жабаев и т.д. К этому следует добавить очень ценные статьи, написанные им о науке Казахстана, в том числе будущем истории, как науки. Возможно, научные труды, вошедшие в последний список, написаны для удовлетворения социальных запросов. Но, не смотря на это, Алькей не упускал из поля зрения основную задачу: ознакомить народ с собственной историей, источником развития которой является сам народ. В 1941 г. А.Мар-гулан совместно с К.Жумалиевым написал учебник «Казахская литература» для 8-го класса средней школы, объемом 160 страниц.
Для ученого конец 40-х гг. был тяжелым. Он несколько раз подвергался гонениям, попал в больницу с тяжелым диагнозом. В силу всех этих причин вынужден был бросить все и уйти в археологию.
В конце 40-х гг. было немало заметок на страницах газет о казахском национализме, оклеветавших и считавших врагами народа Е.Бекмаханова, Б.Сулейменова, Е.Исмаило-ва, К.Жумалиева, Шел активный процесс чистки рядов молодых ученых, истинных патриотов. В конце 40-х — начале 50-х гг. сотни казахских граждан, в том числе грамотных и образованных, стали жертвами политических репрессий. Обвинения были организованы высокопоставленной властью Москвы, и эта политика уничтожения национальной интеллигенции началась еще в 20-е годы. Многие не знали, что А.Маргулан стоял в начале списка обвиняемых. Можно привести в качестве примера несколько статей, указов ЦК КП, предложений из статьи Б.Степанова, в которых раскрывается роль общественных наук в воспитании национального нигилизма.
— Доктор филологических наук А.Маргулан в своей книге «Едыге в истории и преданиях» (1944 г.) наделяет Едыге -этого злейшего врага русского народа — всеми лучшими чертами казахского народа.
— В книге А.Маргулана «О характере и исторической обусловленности казахского эпоса», в которой обобщен большой труд, автор не дал партийного освещения тех задач, какие должны быть решены в этой книге.
— Извечная борьба за независимость положена в основу периодизации истории казахского эпоса. Развитие производства, классовая борьба, чаяния и ожидания народных масс в борьбе против эксплуататоров — все это остается в тени.
В январском номере журнала «Большевик Казахстана» за 1947 г. вышла статья Б.Степанова. С этого времени до середины 50-х гг. продолжались репрессии. Только в 1953 году после смерти Сталина казахская интеллигенция освободилась от этой кровавой бойни. Многие представители казахской национальной интеллигенции во главе с Канышем и Мухтаром вынуждены были эмигрировать, уходили в соседние республики, даже в самые глубинные районы России. А.Маргулан был арестован по пути из Сарайчика в Кызыл-Орду, откуда попал в больницу. Его разум не мог понять политику правительства по уничтожению казахской науки. Как народу быть без науки? Ученый должен быть признан народом, так как он годами без устали работает в лабораториях, месяцами изучает архивные источники. Если казахи, как нация не будут знать свою собственную историю, потеряют связь с эпосом, то они перестанут быть народом. Это называется настоящим духовным обнищанием. Основой духовности народа является историческое сознание, ответственность перед потомками, развитая литература, национальная культура и язык. Возможно Алькей, испытав на себе все трудности, эти мысли стали для него путеводными.
Говоря о научном творчестве А.Маргулана, следует отметить написанную в 1946 г., но не опубликованную статью «Сырым-батыр». Этот труд в виде рукописи сохранился в Центральной научной библиотеке АН РК. В этой работе А. Маргулан первым из казахстанских историков дает оценку восстанию под руководством С. Датова, как национально-освободительному.
За плодотворную научную деятельность он был награжден орденами В.И.Ленина, Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне. 1941-1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», грамотами Верховного Совета Казахской ССР, почетными грамотами Президиума АН СССР и КазССР, ЦК ЛКСМ Казахстана. В 1961 г. ему присвоено звание заслуженного деятеля науки Казахской ССР.
Ученый разносторонних интересов, высокого интеллекта, широкой эрудиции, основоположник казахстанской археологической науки, замечательный человек и педагог, видный организатор и популяризатор науки А.Х.Маргулан пользуется заслуженной известностью и большой любовью казахского народа.