Политическая стратегия Казахстана выступает базовой основой в реализации национальной и международной безопасности. Основным, имеющим высшую юридическую силу законом государства, направляющим его политическую и экономическую систему, устанавливающим принципы организации и деятельности органов государственной власти, суда, управления, избирательной системы, основные права, обязанности и свободы граждан выступает Конституция Республики Казахстан, принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Республики Казахстан от 7 октября 1998 года № 284-1, а также 21 мая 2007 года № 254-Ш. Конституция Республики Казахстан выполняет стабилизирующую роль, способствует разрешению противоречий и обновлению общества, стимулирует переоценку ценностей, ускоряет момент кристаллизации новых государственных структур и выступает как важнейший фактор обеспечения национальной и международной безопасности. В Послании Президента страны народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» отмечается: «Наши общие достижения позволяют перейти к системной многовекторной работе по дальнейшей модернизации политической системы и развитию демократии». Политическая модернизация, как указывается в Послании, представляет единый, целостный подход к реформам государственных, политических и общественных институтов. Суть этого подхода — дальнейшая демократизация Казахстана в соответствии с традициями и принципами западных демократий и опытом ведущих государств Юго-Восточной Азии, с традициями нашего многонационального и многоконфессионального народа. Политическая модернизация Республики Казахстан — изменение в соответствии с современностью политической системы, демократизация общественных процессов, участие народа в управлении государством, а также социально-политические преобразования в формировании гражданского общества. Политическая модернизация — сложный и непрерывный процесс совершенствования всей совокупности видов деятельности политических субъектов, гарантированных законом и включенных в динамику практических политических отношений. Необходимость процесса политической модернизации усиливается тенденцией глобализации международных отношений. Многие страны встали на путь демократизации политической системы и находятся на различных стадиях ее обновления. Естественно, каждая страна имеет свою политическую историю, свои традиции, политическую культуру и национальные особенности. Казахстан не исключение, и ей предстоит длительный путь политической модернизации и преобразований общественных отношений. Накопленный опыт трансформации политических систем позволяет внимательно проанализировать правильность проводимых преобразований политической системы. Следует заметить, что Конституция Республики Казахстан в целом отвечает процессу и динамике развития современного казахстанского общества и способствует гибкой и быстро-реагирующей на внешние и внутренние воздействия политической системе, обеспечивающей стабильность функционирования государства. Вместе с тем, демократическое правление требует не простого умения повиноваться, а обучения особой культуре политического поведения, которое делает человека способным формировать демократию и жить в ее условиях. Поэтому процесс модернизации самой Конституции неизбежен, так как динамизм современных политических процессов является доминирующей тенденцией общественного развития и прогресса казахстанского общества. Динамизм современных политических процессов во многом обуславливается существенной ролью формирования современных лидеров. В условиях интеграции и глобализации международных отношений проявляются весьма новые тенденции в развитии лидерства в мире. Национальные лидеры не могут игнорировать глобальные проблемы, они должны рассматривать свою внутреннюю политику как составную часть общемирового, глобального процесса. Происходит возрастание роли и влияния неформальных лидеров, а также усиливается концентрация активности лидеров на решении политических, экономических и социальных проблем. Сокращаются границы власти политического лидерства за счет совершенствования системы разделения властей и расширения границ гражданского общества. Сильная государственная власть может легко превратиться в диктатуру (авторитарную или тоталитарную). Единственный выход — реальное участие граждан в управлении обществом, создание экономических, правовых, социальных и идеологических основ для действенного контроля государственной власти. Движение к модернизированной политической системе различно в странах посттоталитарных и постколониальных режимов. Мировой опыт движения к модернизированной системе позволяет вооружить обновляющееся общество знанием, которое значительно облегчает теоретическую и практическую их деятельность. Не все типы общества оказались способны сформировать демократические политические системы, ибо невозможно произвольно переноситься из общества одного типа в общество другой социальной природы, с иной культурой и другими политическими традициями. Поэтому не может быть однородным и равномерным демократический процесс в различных странах.
Демократическая система Республики Казахстан не может быть полноценной, если она избирательна, допускается только в одних сферах общественной жизни, но не в государственных структурах. Демократическая система, как показывает мировой опыт, гарантируется самим обществом, демократическими порядками и институтами, а также политической властью, нормами культуры и морали. Учитывая исторический опыт целых цивилизаций, переход к политической модернизации следует постоянно, рационально и целенаправленно ускорять, вводя многие оправдавшие себя демократические нормы, процедуры и принципы. Политическая модернизация не каприз моды, а неизбежная историческая необходимость, для реализации которой обновляется общество. Процесс политического обновления должен сопровождаться формированием правового государства и гражданского общества, реальным равенством перед законом всех его граждан и органов управления, защитой общества и граждан от коррупционных правонарушений. Политическая модернизация закладывает основу для реформирования системы государственного управления и, в частности, процесса децентрализации системы власти и управления. Децентрализация как переосмысление и изменение роли, ответственности и полномочий различных уровней управления является одним из методов достижения эффективности деятельности государства. В свою очередь децентрализация направлена на демократизацию политической, экономической и административной системы. Ускорение разработки процесса, децентрализации было требованием времени и, естественно, создает солидную базу политической модернизации. Полагаем, что концепция децентрализации Республики Казахстан должна базироваться на следующих основных положениях: а) рациональном разграничении сферы деятельности функций и ответственности между различными уровнями власти; б) создании базовых условий для функционирования местного государственного управления; в) внедрении местного самоуправления как основы управления демократического государства.
Децентрализация политической системы предусматривает демократизацию власти в процессе принятия решении государственного значения. Предоставление гражданам или их выборным представителям большего влияния является необходимым условием в процессе формирования и реализации политических решений. Естественно, политические решения, принятые с широким участием граждан, будут основываться на большей информации и способствовать выражению разнообразных интересов масс в управлении государством, Концепция политической децентрализации Республики Казахстан предусматривает проведение конституциональных или установленных законом реформ, направленных на демократизацию политической системы, вовлечение значительного количества граждан в процессы управления, Реализация концепции политической децентрализации возможна при осуществлении экономической децентратизации, предусматривающей проведение рыночных преобразований и изменение функции правительства. Экономическая либерализация и развитие рынка обусловливает необходимость предоставления возможности местным субъектам власти и управления выполнять функции, которые ранее осуществлялись центральными исполнительными органами. Разумная децентрализация складывается из необходимости внесения корректировок в деятельность центральных исполнительных органов в целях оптимизации структуры власти и управления, именно тогда она будет способствовать сокращению бюрократических процедур, повышению внимания должностных лиц и органов управления к местным условиям. Предоставление политических, экономических, социальных и иных прав местным регионам в принятии решений стимулирует рациональную работу центральных министерств, сосредоточивая их внимание на решение государственных задач. Рыночная экономика не терпит излишней централизации в системе принятия решений и требует закрепления определенных властных и финансовых полномочий за местными органами. Децентрализация, проводимая Республикой Казахстан, должна способствовать политической стабильности и повышению национального единства путем предоставления гражданам определенного контроля над общественными программами на местном уровне. Необходима стратегия регионального развития в Казахстане. Административные полномочия, переданные на местные уровни, без адекватных финансовых полномочий затрудняют распределение полномочий центральных и местных органов власти. Иногда децентрализация может усложнить координацию национальной политики и привести к противоречию и недоверию населения к системе власти и управления. Полагаем, что только научно обоснованная децентрализация могла бы послужить оптимальным выбором государственного управления. Политика выравнивания уровня экономического и социального развития различных регионов Казахстана не оправдала себя. Соотношение между централизацией и децентрализацией должно быть гибким и соответствовать требованиям времени; избегать и не допускать положений, при которых центральные органы управления могли бы проводить формальную политику децентрализации, а фактически сохранять прежнюю централизованную систему власти и управления. Научно разработанная программа децентрализации послужит позитивной силой в политической модернизации, а также в усилении борьбы с коррупционностью общества. Полагаем, что правовой потенциал действующей Конституции Республики Казахстан не исчерпан в процессах модернизации политической системы. Вместе с тем, прогресс любого государства, как отмечено выше, обусловливается прежде всего модернизированной Конституцией, насколько она отвечает мировым демократическим процессам и реалиям. Естественно, модернизированная Конституция должна отвечать требованиям новой эпохи и соответствовать национальным интересам страны, а также интересам всего казахстанского народа. Известно, что политический строй отражает закрепленное в современной науке обозначение политической системы общества и политического режима. В наиболее общем виде политический строй определяется и обусловливается политической системой общества.
Исследуя процессы развития политического строя, можно выделить четыре основные стадии. Первая — рудиментарная — формальная подструктура практически отсутствует. Функции институциональных субъектов политики выполняют племена как универсальные социальные организации. Вторая — примитивная преобладание неформальной подструктуры. Наряду с политическими кланами основную роль играют разнообразные клики. Формальная структура представлена в основном конфессиональными общественно-политическими организациями. Третья — развитый политический строй — преобладание формальной структуры. Основную роль играют светские общественно-политические организации и политические партии. Четвертая — высокоразвитый политический строй полностью легализованная формальная подструктура с широким спектром самых разнообразных политических партий и общественно-политических движений. Основу политической системы Республики Казахстан составляют политические отношения, которые обусловливают отношения между социальными слоями и группами, нациями и народностями по поводу власти, ее функционирования и развития. Осуществление власти составляет главную сферу политических отношений в обществе. Участию в управлении делами общества и деятельности социальных групп и слоев, партий, организаций, движений, наций придается политический характер.
Политические отношения Республики Казахстан базируются на политическом сознании и совокупности политических идей. взглядов, представлений, обычаев, традиций, отраженных в Конституции, законах и других нормативных правовых актах Республики Казахстан. Политическое сознание представляет собой многомерное, неоднородное, многоуровневое образование, отражающее в обобщенной степени знакомство субъекта с политикой. В политической жизни общества политическое сознание представляет ее субъективный фундамент, человеческую основу. В общепринятой мировой традиции политическое сознание рассматривается в широком контексте как вся совокупность психического отражения политики, как субъективный компонент, проявляющий себя на разных уровнях, в различных ситуациях. Политическое сознание приобрело особую популярность в середине XX века, после того, как выяснилась ограниченность ортодоксального бихевиористского течения и обнаружилось, что понимание политического поведения шире динамики политических процессов. С точки зрения субъекта, политическое сознание в мировой политологии подразделяется на массовое, групповое и индивидуальное. В первом измерении политическое сознание определяется как массовое сознание общества, по вопросам, имеющим политическое содержание, и чревато определенными последствиями. Массовое сознание представляется как: а) уровень ожиданий людей и оценка, ими возможностей влиять на политическую систему; б) социально-политические ценности, лежащие в основе идеологического выбора (например, справедливость, демократия, равенство, стабильность, порядок). Способ выявления массового политического сознания — это опросы общественного мнения.
Групповое рассматривается как обобщение сознание тех или иных более определенных и организованных, чем масса конкретных больших социальных групп или этнических образований. Политическое сознание трактуется как совокупность представлении, определяющих содержание, направленность и интенсивность политической активности групп. В третьем измерении политическое сознание трактуется как свойство и качество личности. Наибольший интерес представляет субъективно — психологические особенности, типовые характеристики и структурные компоненты сознания и поведения человека в политике, изучение процессов политической социализации личности.
Политическое сознание обусловливается двумя блоками: мотивационными (политические потребности, ценности, установки, чувства и эмоции) и познавательными (знания, информативность, интерес к политике, убеждения). На современном этапе происходит изучение процессов перехода от тоталитарного политического сознания к демократическому. Важным функциональным направлением изучения политического сознания является исследование его обыденных и научных форм. Обыденное политическое сознание отличается диффузионностью, развитостью, «смутностью», спутанностью и противоречивостью, отрывочностью, несистематизированностью, повышенной «эмоциональностью», стихийностью становления и развития.
В отличие от обыденного политического сознания, научное политическое сознание формируется из строгих и стройных представлений, составляющих собой целостную рациональную систему взглядов и суждений, определенное мировоззрение, объясняющее окружающую человека действительность на основе той или иной идеологической концепции. Формирование научного политического сознания происходит под воздействием политических норм и принципов. Политические принципы и правила политического поведения устанавливаются в политической жизни общества на основании законодательных актов и систематического требования со стороны субъектов политической власти.