На протяжении всей истории деятельности профессионального, демократически избираемого, двухпалатного Парламента Республики Казахстан повышается эффективность законотворческого процесса в Парламенте и ежегодно пополняется правовая база страны важнейшими законодательными актами, нацеленными на поддержку экономических, социальных, политических и административных реформ, реализуемых в нашей стране, что требует от Парламента четкой и слаженной законотворческой работы. Значительную роль в этом трудоемком процессе наряду с депутатами играет и Аппарат Мажилиса Парламента Республики Казахстан. Именно сотрудники Аппарата выполняют невидимую часть работы. Аппарат Мажилиса выполняет важную вспомогательную роль, которая, как правило, остается в тени, так сказать, за кадрами официальных отчетов. С момента поступления проекта закона в Мажилис Аппарат проверяет его на соответствие всем требованиям, установленным законодательством, проводит его экспертизу и подготавливает к рассмотрению на пленарном заседании Палаты Парламента Казахстана. С самых первых дней работы двухпалатного Парламента Республики Казахстан Аппарат Мажилиса активно участвовал в отработке и совершенствовании парламентских процедур, форм и методов взаимодействия Мажилиса Парламента с Администрацией Президента Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан, Конституционным Советом и иными центральными и местными государственными органами. Немаловажно и то, что именно Аппарату Палаты доверено в период проведения выборов в высший законодательный орган страны и передачи полномочий вновь избранным парламентариям обеспечивать непрерывность работы Палаты и преемственность результатов ее работы, быть хранителем сложившихся парламентских традиций. Все это свидетельствует о том, что Аппарат является важным звеном в законотворческом процессе и именно его деятельность целиком и полностью посвящена и в значительной степени способствовала тому, что Мажилис Парламента занял достойное место в системе государственного управления и имеет высокий авторитет среди казахстанской общественности. Если коснуться истории, то Аппарат Мажилиса Парламента Республики Казахстан I созыва состоял из 9 структурных подразделений, в число которых входили Секретариат Председателя Палаты, Отдел законодательства, Отдел организационной и кадровой работы, Отдел по работе с комитетами, Отдел межпарламентских связей и Протокола, Общий отдел, Пресс — служба, Редакционно — издательский отдел и Информационно — аналитический центр, обеспечивавший деятельность депутатов обеих Палат Парламента. С учетом накопленного опыта, на сегодняшний день структура Аппарата Мажилиса выстроена таким образом, чтобы максимально эффективно отвечать требованиям депутатского корпуса в его законотворческой и представительской деятельности.
При этом необходимо отметить, что определение структуры и штатной численности Аппарата, его формирование осуществляет Бюро Мажилиса в пределах бюджетных средств, выделенных на финансирование деятельности Парламента. Общая штатная численность Аппарата Мажилиса Парламента IV созыва составляет 245 сотрудников, из которых более 100 человек имеют два высших образования, 16 являются кандидатами наук. Работа в Аппарате, безусловно, требует наличия соответствующей квалификации и профессиональных навыков, поэтому действует система аттестации, содержащая четкие критерии, позволяющие объективно оценить сотрудников. Кроме того, ежегодно состав Аппарата Мажилиса пополняется выпускниками Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, а также зарубежных вузов, обучавшихся по международной программе Президента Республики Казахстан «Болашақ». Работники Аппарата Мажилиса Парламента являются государственными служащими и пользуются всеми соответствующими правами, одновременно неся всю полноту ответственности, возлагаемую на них. В то же время, сотрудники Аппарата обеспечивают деятельность высшего законодательного органа страны, что обуславливает наличие определенных особенностей в их работе по сравнению с государственными служащими, работающими в органах исполнительной власти. В Аппарате трудятся специалисты в области права, экономики, финансов, государственного менеджмента, политологии, журналистики, а также других областей деятельности, соответствующих профилю отраслевых комитетов Мажилиса Парламента. Средний возраст государственных служащих Аппарата Мажилиса 39 лет. Около 50 процентов работников аппарата составляют женщины. Средний стаж государственной службы работников Аппарата составляет 12 лет. В Аппарате постоянно ведется активная работа по введению новых автоматизированных систем обеспечения законодательной деятельности Мажилиса Парламента по всем его направлениям. Правовую основу деятельности Аппарата и его государственных служащих составляет Конституция Республики Казахстан. Главной же задачей Аппарата Мажилиса Парламента было и остается надежное и эффективное обеспечение выполнения депутатами своих конституционных обязанностей.
Общее руководство деятельностью Аппарата Мажилиса Парламента осуществляет Председатель Палаты. Непосредственно возглавляет и организует работу Руководитель Аппарата, который утверждается на должность, освобождается от должности и подотчетен Бюро Мажилиса Парламента. Во главе Аппарата Мажилиса и его структурных подразделений стояли и стоят высококвалифицированные руководители, имеющие солидный стаж государственной службы и большой опыт практической работы. На сегодня в Аппарате Палаты функционируют 15 структурных подразделений, эффективность законотворческой деятельности Палаты во многом зависит от их слаженной работы и взаимодействия между собой. Непосредственным обеспечением деятельности депутатов по реализации их законодательных полномочий занимаются отделы по обеспечению деятельности постоянных комитетов Мажилиса. На них также возложены обязанности по участию в подготовке проектов заключений комитетов Мажилиса по рассматриваемым в Палате законопроектам, обобщение поступивших предложений и замечаний к проектам нормативных актов. В 2002 году в целях создания оптимальных условий для законотворческой деятельности депутатов Мажилиса был введен институт помощников депутатов. В настоящее время данная категория государственных служащих Аппарата, находясь в составе отделов по обеспечению деятельности комитетов, вносит свою посильную лепту в улучшение качества принимаемых Парламентом законов. Секретариат Председателя Мажилиса Парламента осуществляет организационное, информационное и правовое обеспечение деятельности Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан и его заместителей. Отдел законодательства обеспечивает правовую экспертизу проектов нормативных актов, а также поправок, вносимых депутатами и комитетами в проекты законов. Следует отметить, что ежегодно в течение только одной сессии, как правило, проводится правовой анализ более 150 проектов законов и других законодательных актов, вносимых на рассмотрение Мажилиса. Отдел организационно -контрольной и кадровой работы осуществляет организационно-протокольное сопровождение совместных заседаний Палат Парламента, пленарных заседаний Мажилиса, заседаний Бюро, согласительных, временных комиссий, парламентских слушаний, правительственных часов, а также кадровую работу с депутатами и сотрудниками Аппарата, консультирует их по вопросам государственной службы. Информационно — аналитический отдел Аппарата Мажилиса ведет работу по подготовке информационно — справочных материалов, аналитических справок к законопроектам, находящимся на рассмотрении в Мажилисе, предоставляет информацию в целях реализации депутатами права законодательной инициативы, осуществляет библиотечно-библиографическое обеспечение депутатов Парламента. Кроме того, данный отдел организует работу Общественной палаты, являющейся консультативно — совещательным органом при Мажилисе Парламента. Отдел редактирования и перевода обеспечивает редактирование законопроектов на государственном языке, перевод предложений и замечаний депутатов к рассматриваемым законопроектам на казахский язык, а также синхронный перевод пленарных заседаний Парламента, Мажилиса, Бюро Палаты, рабочих органов Мажилиса. Отдел документационного обеспечения организует ведение единой системы делопроизводства, осуществляет прием, регистрацию, учет, доставку и отправку служебных документов, проводит работу по обеспечению депутатов Мажилиса текстами законопроектов и иных документов, поступивших на рассмотрение в Мажилис. Пресс — служба Мажилиса Парламента Республики Казахстан осуществляет информационное освещение законотворческой и представительской деятельности депутатов в средствах массовой информации, организует пресс-конференции и интервью в печатных и электронных СМИ. Отдел международных связей и Протокола обеспечивает взаимодействие депутатов Мажилиса с парламентами иностранных государств, международными и межпарламентскими организациями.
Учитывая немаловажное значение международного опыта в оттачивании административных и юридических процедур в ходе законодательной деятельности, Аппаратом Палаты ведется активная работа по укреплению сотрудничества с аппаратами законодательных органов России, Украины, Турции, Франции, Германии, Нидерландов, США, различными глобальными и региональными организациями. Большое положительное влияние на качество принимаемых законов оказывают различные мероприятия, проводимые по инициативе Мажилиса Парламента, в ходе которых важную организационно-техническую работу осуществляют именно сотрудники Аппарата Мажилиса Парламента. Международные форумы, конференции и семинары становятся общественно значимыми событиями, которые содействуют установлению конструктивного и плодотворного диалога депутатов с исполнительными органами, научной общественностью, неправительственными организациями, зарубежными парламентами. При этом, следует отметить, что абсолютное большинство сотрудников Аппарата Мажилиса Парламента с полной отдачей трудится на порученных участках работы, хорошо понимая, насколько высока честь и ответственность непосредственно участвовать в развитии отечественного парламентаризма и становлении казахстанской государственности. Каждодневная кропотливая работа сотрудников Аппарата, работа, требующая постоянного внимания, ответственности, самоотдачи, снимает с депутатов заботы о материально-техническом обеспечении, поиске информации, налаживании обратной связи, решении организационных вопросов и позволяет им целиком и полностью сосредоточиться на принимаемых законах.
Да надо их ни труд достойно оценит. Там должны работать только очень грамотные, этичные и имеющее огромные интеллектуальные потенциалы специалисты. Уважаю аппаратчиков.