Многообразие и богатство культурного наследия является основополагающим признаком цивилизованного общества, интеграционным компонентом национального и государственного самосознания. Вещественный блок культурного наследия представляет собой как бы материализованную память народа. Важную часть этого блока составляет археологическое культурное наследие. Цивилизованные страны все с большим вниманием относятся к проблемам сохранения и использования культурного наследия. В развитых странах повышение уровня благосостояния способствовало развитию массового туризма, формированию целой туристской индустрии, что экономически стимулирует внимание к культурному наследию. Культурное наследие является предметом пристального внимания в Казахстане. 2003 год стал этапным в развитии культуры. В ежегодном послании Президента страны к народу в числе важных задач, стоящих перед страной, определены задачи изучения и сохранения историко-культурного наследия. Следующие 2004-2006 гг. определены временем выполнения Государственной программы «Культурное наследие», которая должна совершить прорыв в изучении, сохранении и использовании историко-культурного наследия. Понятно, что это только начальный этап постоянной многолетней работы. Археологические объекты, согласно Программе, предлагаемые для изучения, в том числе и масштабных раскопок, выбирались с учетом их значимости и наличия определенного задела в предыдущих изысканиях. Это по сути дела эталонные памятники, несущие важную историко-культурную нагрузку и являющиеся знаковыми для генетической памяти народа.
Безусловно, исследования по Программе должны вестись комплексно, вслед за раскопочными работами и параллельно им должны следовать мероприятия, связанные с подготовкой проекта, затем консервацией и. восстановлением раскопанных объектов и их музеефикацией. Музеефицированные памятники должны быть включены и уже включаются в систему казахстанских государственных и международных туристических маршрутов, стать своеобразными узлами развивающейся туристической инфраструктуры. Одной из главнейших задач Программы является подготовка Свода памятников истории и культуры, строгий учет и ревизие историко-культурного наследия. Свод — это фундамент всей работы по изучению и охране памятников. Пока изданы лишь два тома по Шымкентской и Жамбылской областям. Начаты активные исследования по подготовке томов Свода по Ал-матинской, Кзылординской, Северо-Казахстанской областям (К.М.Байпаков, Ж.К.Курманкулов, А.А.Плешаков), ведутся работы по уточнению уже подготовленных. Выполнение работ по Своду ведется на новом уровне с использованием компьютерных технологий и системы глобального позиционирования. Исходный пласт культурного наследия восходит к эпохе палеолита, неолита и энеолита. Он изучается по материалам уникальных памятников Шоктас и Кошкурган вблизи Туркестана. (Ж.К.Таймагамбетов). Коллекции Кошкургана I и Шоктаса I дают исчерпывающую информацию о технико-типологическим особенностях одной из основных линий развития каменной индустрии на протяжении раннего палеолита не только Казахстана, но и Евразийского континента в целом.
В Центральном Казахстане исследуется многослойная стоянка Ток-таул, расположенная в 83 км к северо-западу от современного Жезказгана.
Стоянка Токтаул представляет исключительный интерес. На ее территории обнаружены каменные артефакты, налеофаупистнические остатки, кострища различных эпох — палеолита, мезолита, неолита, энеолита. (О.А.Артюхова). Особое внимание в ближайшие годы потребует пещера Талдысай. Пещера, содержащая культурные и археологические отложения, явление уникальное для Центрального Казахстана. Она расположена в непосредственной близости от стоянок каменного века. В энеолитическое время в Казахстанской степи и лесостепи наблюдается переход от охоты и собирательства к производящим формам экономики, к земледелию и скотоводству.
Скотоводство, точнее, коневодство, было основной формой хозяйства у населения энеолитического поселения Ботай в Петропавловском Прииртышье, существовавшем во второй половине Ш в. до н.э. Сейчас археологами открыта большая группа поселений, относящихся к своеобразной «ботайской» культуре. В связи с проблемой развития производящего хозяйства, коневодства, ведутся исследования поселения Ботай и аналогичных памятников в лесостепной зоне Северного Казахстана (В.Ф.Зайберт). Получены новые данные по решению проблем и цивилизации Казахстана в эпоху периода от камня и бронзы. Важнейший пласт культурного наследия связан с эпохой бронзы, когда на просторах Евразийских степей прочно утвердился степной образ жизни, складывается степная цивилизация. На обширных пространствах Казахстана и Средней Азии формируется андроновская культура, для которой характерны такие общие признаки, как скотоводческо-земледельческая экономика, развитие горного дела, металлургии и металлообработки бронзы; сходный облик материальной культуры, обряд погребения, близкие идеологические представления.
Сенсацией последних двух десятилетий XX в. стало открытие на Южном Урале и сопредельных районах Казахстана «Страны городов». Это условное название территории, в пределах которой расположена компактная группа укрепленных поселений эпохи бронзы — памятников рубежа III-II тыс.до н.э. Монументальная архитектура и необычно четко продуманная пла-ниграфия укрепленных центров позволяет называть их протогородами, Характеризуя «Страну городов», можно с уверенностью говорить о «ранней государственности» и «протоцивилизации». Одним из центров протогородской цивилизации Казахстана в эпоху бронзы становится Кент — огромный протогород в предгорьях Каркара-линских гор в Центральном Казахстане. Площадь его более 5 000 кв.м. Здесь обнаружены храмовые постройки, сельская округа и ремесленное производство, в том числе и металлургическое (В.В.Варфоломеев, В.Г. Ломан). Здесь открыты следы существования железоделательного производства в эпоху бронзы. Обнаружены не только железные шлаки и руда, но и раскопаны металлургические печи. Этот факт трудно переоценить. Получены основания для пересмотра хронологии начала наступления железного века. Весьма вероятно, что это открытие позволит датировать переход к раннему железному веку не VIII в. до н. э., а Х-IХ вв. до н. э. и удревнить эту эпоху на два столетия. Во-вторых, раскопки металлургической мастерской выявили один из важнейших признаков древнего производства.
Традиционно Центральный Казахстан в эпоху бронзы оставался центром производства меди. Одним из курганных поселений металлургов является поселение Талдысай, исследуемое по программе «Культурное наследие». (Ж.К.Курманкулов, А.С.Ермолаева). На поселении обнаружены и простые, и сложные тепловые агрегаты, в которых комплексно проводились все операции. Они имели разные размеры, конструкцию и назначение, потому что процесс плавки проходил несколько этапов. На Талдысае металлургические печи разных типов объединены в производственные комплексы. Интересные результаты получены при изучении поселения Токсан-бай на плато Устюрт в северо-восточном Прикаспии (З.С.Самашев). Работы по программе дают возможность проследить процесс перехода населения Прикаспийского региона от эпохи неолита к энеолиту в условиях экспериментальных аридных условиях.
В результате исследований поселения Токсанбай и других поселений на плато Устюрт удается выделить тип памятников эпохи энеолита — бронзы, определить культурные контакты региона с Поволжско-Ураль-ским регионом, северным Прикаспием и Средним Востоком. Важный пласт культурного наследия относится к эпохе ранних кочевников. В это время в Казахстане формируется блок культурного наследия, который можно назвать сако-усуньским и кангюйско-сар-матским. Ряд черт этого пласта характерен для многих народов степной зоны Азии. В это время сложился устойчивый образ жизни номадов со всеми его проявлениями в хозяйственной, бытовой и поведенческой сферах. Появление кочевников в степях и плоскогорьях Евразии знаменовало наступление новой исторической эпохи. По своим последствиям переход к подвижному скотоводству играл не меньшую роль, чем так называемая городская революция, способствовавшая формированию в зоне оседлых земледельцев экономических и культурных основ цивилизации. Сложение раннекочевнических комплексов сопровождалось в южных районах Казахстана, в предгорьях, в долинах Сырдарьи, Арыси, Таласа, Чу, Или образованием оседло-земледельческих оазисов. Наличие земледелия у ранних саков Приаралья в настоящее время подтверждается открытиями постоянных поселений. В VI — III веках до н.э. саки создали на территории Казахстана свое первое государство, центр которого находился на территории Жетысу. Саки имели свою письменность, свою мифологию и выдающееся искусство мирового уровня, получившее в литературе название «искусство звериного стиля». Вблизи Алматы раскопан сакский курган Иссык, широко известный во всем мире (КА.Акишев). Важно отметить, что саки, как и андроновцы, были далекими предками казахов, а сменившие саков усу-ни, жившие в III в. до н.э. — III в. н.э., до сих пор сохранили свое имя в названии одного из крупных казахских племен. На юге Казахстана саков сменили племена кангюев, основавших свое государство с центром на Средней Сырдарье; на западе Казахстана савроматов сменили воинственные племена сарматов и даев.
Пересмотр традиционной точки зрения на древних обитателей Семиречья саков и усуней, как исключительно номадов, был обусловлен находками усуньских поселений. Комплексные археологические исследования по изучению и сохранению тюркских памятников сосредоточены на культово-мемориальных комплексах святилищ Мерке и Жайсан. Святилища расположены в Жам-былской области в долине р.Чу. Святилище Мерке расположено на высокогорных альпийских лугах верховий реки Мерке, святилище Жайсан находится в 120-140 км к северу от святилища Мерке в низинной, степной части северо-западных склонов Чу-Илийских гор (А. М.Доcым-баева).
Основу культовых памятников Мерке составляют парные мужские и женские изваяния, одиночные женские, одиночные мужские, а также парные мужские и женские изваяния, стоящие на насыпях курганов или в пристройках к курганам. Сравнительный анализ культовых конструкций святилища Мерке с мемориальными же памятниками святилища Жайсан свидетельствует о различиях двух тюркских культово-мемориальных комплексов, расположенных в долине р. Чу. Исследование тюркских памятников актуально в контексте реконструкции историко-культурного процесса этногенеза тюркских кочевников, и генезиса казахов как их преемников.
Интересные результаты получены при раскопках археолога-архитектурного комплекса Акыртас. Он находится в 40 км восточнее современного Тараза. Сюда входят: дворцовый комплекс (монументальное сооружение, четырехугольное в плане, выложенное из массивных каменных блоков красного песчаника, высотой от 1 до 1,5 м, план постройки 169 х 145 м ориентирован длинными сторонами с севера на юг); «крепость» (сооружение почти квадратное в плане, размерами 39×40,5 м, расположено в 1 км юго-западнее дворцового комплекса; замок (сооружение располагается на естественном холме). Его размеры 40×25 м, высота 3-3,5 м, здание прямоугольное в плане, ориентировано длинными сторонами с востока на запад; садово-парковая зона (восточнее дворцового комплекса расположен участок, окруженный стеной размером 250×250 м; «жилой квартал», находящийся к северу от «дворцового комплекса», а также несколько бугров, предположительно усадьбы, расположенные вблизи комплекса); а также каменоломня, карьер для выработки глины, смотровая башня, землянки рабов, агроирригационные сооружения и система водоснабжения, серия сакских курганов. Исследования 2004-2005 гг. были сконцентрированы, во-первых, на археологической подготовке дворцового комплекса к консервационным и музеефикационным мероприятиям, во-вторых, производилась общая топоплановая цифровая съемка комплекса, а также делались раскопки т.н. крепости (К.М.Байпаков, Д.А.Воякин).