Ас (жертвоприношения). Многие религии представляют загробный мир как царство зла, нечто противоположное земному. Таковы представления о царстве Аида, “тартаре”. Для христианства и ислама “тот мир” есть мир добра (рай) и зла (ад). Судя по археологическим памятникам, можно предполагать, что для исторического населения Казахстана загробный мир представлялся как прямое, но улучшенное продолжение земной жизни. Кочевника хоронили готовым для жизни: в полном вооружении, с орудиями труда и охоты, с конем в полном снаряжении и конюхом, с женами и наложницами, с деньгами и драгоценностями, едой, даже с напитками в горшках. Кочевник не умирал, а просто переезжал в “тот мир” на своем любимом коне для жизни в другом качестве. Казахская волшебная сказка следующим образом описывает подземный мир: “…И провалился под землю ЕрТостик вместе с конем. Долго летели они вниз. Наконец остановились. Встал Шалкуй-рык на четыре ноги и заговорил человеческим голосом:
— Мы в подземном царстве… Здесь поблизости должен быть дворец…
— Добро пожаловать, Ер-Тостик! — приветствовал гостя хан, -Жители подземного царства уважают смелых людей, живущих на земле. Они не обидят тебя!..”. Это кусочек волшебной сказки. Но в сказке чего не бывает, Теперь послушаем мифологию, в которой тоже бывает все, но она главным образом занята устройством мира, поисками ответа на основные вопросы бытия. Приведу отрывок из записей Ч. Валиханова. Младший сын бая искал в степи затерявшийся табун кобылиц, на закате солнца увидел группу могил и вспомнил наказ отца: “Когда придется тебе быть в местах необитаемых… не оставляй могил, если будут встречаться ночью — ночуй при них». Видит на западной стороне их стоит свежая черная могила. Приходит — говорит: “Суйлям!». Когда сказал суйлям, он услышал ответ: “Кого спрашиваешь?” И затем выходит молодой человек с прекрасно выведенными бровями. “Кого спрашиваю?” — “Я божий странник, думаю на ночлег”. — “Сходите (с лошади)”, — говорит, а сам поддерживает за узду, ссаживает, оказывает почесть. Взял за руку и говорит мертвый живому: “Закрой глаза, и когда я скажу, тогда открой”, — и ведет. Когда сказал: “Открой”, младший сын видит: прекрасная юрта, сарай (т. е. дворец. — С. А.), войдешь не выйдешь, пахнет… так хорошо (запах свежей травы)… Черный слуга вышел и привел, держа за шею… серого барашка. Зарезав, как следует сварили, съели и легли спать. Настало утро; умыв лицо и руки, мертвый дал гостю остатки вчерашнего ужина. Сидя таким образом, сказал (мертвый): “Давай двое будем друзьями”. “Будем, так будем!”. Вот в какой мир, оказывается, умирая, уходит кочевник, в мир, где стоят прекрасные юрты, где, как в сказке, где даже пахнет свежей травой. Как в сказке, так и в жизни непременно присутствует образ дворца, который намекает на долговечность “той” жизни, противопоставляемой скоротечности и неустроенности реальной. В таком мире может ли быть полным счастье без хорошего коня с дорогим парадным снаряжением, без необходимых орудий труда и быта. Весьма предположительно, что могло существовать поверье о реинкарнации (перерождении после смерти), гак как казахское выражение смерти “кашу” есть уходить туда, откуда пришел2. Мифический “тот” мир казахов есть та жизнь со скотоводческим базисом и патриархальной идеологией. Как отмечалось в предыдущем параграфе, вещи не только показывались всему народу, но и прилагались все усилия, чтобы умерший явился на тот свет “нарядным, снабженным всем необходимым, дабы не ударить лицом в грязь перед новым миром». Следовательно, они старались как можно лучше снабдить умершего, время от времени к могиле приносили пищу, пополняли запасы продуктов. Такое представление о загробной жизни устойчиво проявляет себя на всех этапах истории Казахстана. Оно наложило отпечаток на образ реальной жизни исторического населения Центральной Азии и не уступило позиции даже под разрушительным натиском столь экспансивной религии, как ислам. Устойчивость его свидетельствует об относительной самостоятельности этого представления среди других воззрений. Так, казахи вплоть до XVIII в. сопровождали умерших погребальным инвентарем. Согласно историческим преданиям, казахский хан Аблай велел похоронить вместе с любимой дочерью Айтол-кун все свои сокровища. “Заработали заступы, и незаметно вырос большой курган с красивой могилой-. Н. Рычков отмечает, что “с усопшими они (казахи. -С. А.) погребают вместе и их оружие”. А. Левшин сообщает, что казахи “зарывают вместе с телом оружие, конскую сбрую и убор умершего… некоторые зарывают вместе с мертвым посуду, им принадлежавшую». Широкое распространение имел обычай “наряжать мертвое тело в лучшее платье”. Из сообщения Палласа можно сделать предположение о бытовании пережитков древнего обычая “кормления” умершего: “Казахи для погребения мертвых копают могилы или вколачивают в землю колья, переплетают хворостом, кладут мертвого поверх земли в платье, покрывают ветвями и засыпают землею. Но подле головы, обыкновенно лежащей к северу, вколачивают толстый кол и не вынимают оного до тех пор, пока совсем не сделают могильный бугор; а как оной кол вынуть, то останется дыра в могилу”. О назначении этого отверстия, сообщающего могильную камеру с поверхностью земли, можно судить исходя из сообщения другого автора: “Копье, находящееся на памятнике (речь идет о могиле Абул-Хаир-хана. — С. А.), вынималось: в яму клали снеди и мяса”. Вероятно, в целях “кормления” казахи “убивали лошадь и мяса оной сварив, едят, а кости на той могиле сжигают”. Имеются сведения о погребении вместе с умершим его лучших лошадей. Что касается ориентации “головы умершего, обыкновенно лежащей к северу”, отмечаемой Палласом и рядом других авторов, то она подтверждается нашими полевыми наблюдениями. Многие могилы, относящиеся к XVII-XVIII вв., на родовых кладбищах близ урочища “Айбас дарасы”, на территории бывшего совхоза им. Амангельды и древнего некрополя “Косуйтас” в бывшем совхозе “Алга-бас” Джезказганской области действительно направлены головой на север, северозапад. Данная ориентация не имеет никакого отношения к мусульманским канонам. Этническую принадлежность могил определяет родовая тамга баганалинцев, обитающих в этих местах.
Наиболее устойчивыми элементами похоронного культа, встречающимися повсеместно, являются жертвоприношения в честь умершего на 3, 7, 40 день и годовщины после смерти и устройство общественного угощения. Этот обычай не имеет ничего общего с мусульманским, хотя его выдают за общеисламский. Основа обычая — общественное угощение, сход людей. Автор в октябре 1976 г. был свидетелем поминок, которые устраивала по умершему мужу жительница г. Ташкента (казашка) на базарной площади, у кладбища “Чагатай” в центральной части старого города. Угощала она всех прохожих жертвенной пищей. Она объясняла свои действия тем, что в городских условиях из-за отсутствия достаточной жилплощади не смогла обеспечить большой сход народа. Местами сохраняется древнее название жертвенной пищи — “атау”, “атаулы ас” — именная, ритуальная еда, отсюда “атау-кереңді ішкір!” — да умрет отец твой и насытись на тризне по нему — языческий этнографизм, ставший нарицательным идиоматизмом, проклятием.
Логическим звеном и кульминационным моментом жертв во имя духов являются годовые поминки ас, которые Г. Н. Потанин называет “родовыми торжествами. После отправления аса снимаются всякие ограничения. Как известно, у ранних кочевников годовые поминки также отмечались большими торжествами с сооружением курганов. Грандиозные по своим масштабам, важные для чести всего рода, асы являлись одновременно съездом для решения крупных общественных вопросов, поэтому к поминкам знаменитых людей приурочивались курултаи, где избирались полководцы, батыры, оговаривались мероприятия по защите границ, решались наболевшие вопросы межродовых отношений. Это делалось не столько из-за практических мотивов, вызванных скоплением народа, сколько из-за религиозных: умерший как бы являлся соучастником и свидетелем всего происходящего и как бы давал согласие на решение, принятое при нем. Одновременно проводились общественные мероприятия: айтысы, конно-спортивные игры, выборы хана, решались вопросы межродовых отношений. Большой сход народа, разумеется, требовал и больших жертв. Социальную основу аса составляло также общественное угощение: родовая тризна. По данным Л. Янушкевича, поминки брата обошлись Ку-нанбаю, отцу великого Абая, в 200 голов лошадей1. На ас известного феодала Мусы Чорманова в 1885 г. съехались со всех степных округов, а на годовые поминки известного бия Младшего жуза Сырыма Датова съехали из трех казахских жузов и было зарезано 2500 кобылиц. Жертвы в честь предков дорого обходились живым. Относительно большие асы проводятся казахами и сейчас. Казахская пословица следующим образом отражает этот обряд: “Олш бардыц малый шашады, жоктыц ар-тын ашады” — смерть превращает имущего в бедного, а бедняка обнажает.
Обширный материал по погребальному культу казахов указывает на ряд общих черт, связывающих быт и верования казахов с обычаями древних племен. Так, наиболее древние архетипы культа умерших казахов можно найти в археологических памятниках ранних кочевников. Эту связь отмечает ряд ученых, исследующих культуру кочевников с привлечением казахстанского этнографического материала. Особо интересны мысли С. И. Руденко, известного своими фундаментальными трудами об античной культуре населения Горного Алтая. В его работах умело использован казахстанский этнографический материал для выяснения различных сторон религиозно-культовых представлений древнего населения Алтая. В частности, он считает, что сооружение таких грандиозных по своим масштабам курганов, как Пазырык, неосуществимо без такого широко распространенного и поныне среди казахов культового обычая, как ас, могущего привлечь громадное количество людей. Строительство так называемых царских курганов скифов и саков требовало больших сил и средств. При раскопках всемирно известного кургана ранних кочевников на юге Украины под названием “Толстая могила” археологи установили, что общий вес съеденного на поминках только мясного продукта составил более 13 тонн! Это позволяет предположить, что здесь собиралось несколько тысяч человек. По-видимому, свидетельством обильных поминальных сборов и угощений являются и сакские курганы “Бес шатыр”, “Иссык” Семиречья, “Шапкан-Тобе”, “Бе-рел” Центрального и Восточного Казахстана и грандиозные, так называемые в народе “асары” на берегах р. Сыр-Дарьи. Хотя приводимые цифры намного уступают действительному количеству жертвоприношений казахами, зафиксированному в этнографической литературе XIX в. Эти сооружения, напоминающие небесный свод, конкретизированную форму космоса, могли возникнуть лишь на определенной идейной основе. Социальная основа идеи — это культ вождей и предводителей, которые, возможно, еще при жизни готовили модели своей вечной обители (как фараоны — пирамид). Вероятно, считалось священным присутствие всех членов племени или племенных союзов при погребении. Археолог. Самашев полагает по количеству захороненных 13 лошадей в комплексе “Берель”, что погребенный здесь был вождем 12 алтайских племен. Казахский погребальный культ вменяет в обязанность каждого члена рода принимать личное участие при погребении и возведении надмогильных сооружений, что закреплено в ритуале “топырак салу” — буквально: бросать землю на могилу, т. е. принимать личное участие при погребении и обязательно кидать землю на могилу. Старцы-казахи при жизни мечтают об участии всех детей и родственников при его предстоящем погребении, что выражается этнографизмом: “топырак буйырса” — буквально означает: погребали бы дети и родственники. С этим этнографическим явлением С. Руденко связывает обычай сооружения курганов ранних и средневековых кочевников. В свою очередь, от грандиозных и пышных обрядов ранних кочевников, дошедших до нас в письменности и материальной культуре, до казахов дошли родопле-менной коллективизм при похоронах и сооружение сферических курганообразных могил.