Казахский жырау Асан Кайгы, коневой философ, степной гуманист, влиятельный советник хана Улуг-Мухаммеда (Ормамбет хан) в период политической борьбы в улусе Абулхаир-хана находился на стороне оппозиции — султанов Гирея и Жанибека. С момента основания Казахского ханства (1456) становится его главным идеологом. Асан Кайгы, опечаленный судьбой родного народа, его жалким существованием, решил отыскать другой мир, обетованную страну, где дни беспечальны, где земли тучны, где нет вражды и ненависти и где «жаворонки мирно вьют гнезда на спине овцы». Он объездил на своей желмая (быстроногая верблюдица) все казахские степи, горы и долины. Эта социально-утопическая легенда отражает конкретную общественно-социальную ситуацию середины XV в., когда усилившиеся после распада Золотой и Белой Орды феодальные междоусобицы вызвали массовую откочевку казахских родов и племен из Восточного Дешт-и Кыпчака в Западное Семиречье, в долины рек Чу и Талас. Жырау умер глубоким стариком на земле Сары-Арки — в горах Улытау, так и не осуществив своей мечты — дать счастье и благоденствие многострадальному кочевому народу. Мечта жырау об обетованной земле (Жидели-байсын) — это мечта казахского народа об иных, лучших условиях существования. Имя Асан Кайгы было популярно не только у казахов, но и у киргизов, каракалпаков, ногайцев и др. Сказания о поисках Асана Кайгы включают в себя крылатые слова и выражения, меткие и образные характеристики разных местностей казахской степи, их природных условий, людей, их населяющих, а также многочисленные топонимы. Асан Кайгы-жырау — как знаток генеалогии родоплеменных союзов, народных традиций — говорит о смысле жизни, о добре и зле, о плохом и хорошем человеке, призывает своих сородичей жить в мире, в согласии, быть добрыми, скромными, честными и гуманными. Страдание народа, отсутствие справедливости и равенства — самое страшное зло. Путь к гармонии —любовь и сострадание ко всему живому (Надо жалеть все живое, ценить его и уважать). Собиранием его произведений занимались Ч. Ч.Валиханов, Г.Н.Потанин, М.Ж.Копеев, С.Сейфуллин, М.ОАуэзов и другие.
Оседлав своего коня Желмая, Асан Кайгы отправился на поиски земли обетованной под названием «Жеруйык», где обилие девственных лесов и пышных пастбищ, струятся чистые реки, а на спинах овец вьют гнезда и откладывают яйца соловьи. На протяжении пути он встречает и благодатные и непригодные для обитания земли, и всем им дает характеристики. Увидев вблизи Туркестана город Сауран с древними крепостными стенами, он воскликнул: «Эх, жаль, построили крепость на ровном плато, в самом сердце знойной пустыни. Нет рядом ни несущей прохлады реки, ни тенистых рощ. Вряд ли этот город останется местом обитания». Асан кайгы трижды побывал на Мангыстау. Когда его дети спросили: «Благоприятны ли земли Мангыстау для разведения скота?» — Асанкайгы ответил: «Для желающего разводить скот не найти лучшей земли чем Мангыстау». Посетив Жетысу, он сказал: «Здесь каждое дерево увешано плодами, поистине райский уголок для проживания». При виде гор Баянаула, Асан воскликнул: «Только здесь овцы могут нагулять настоящий жир» и разбил у этих гор свое джайлау. Увидев долину реки Каратал, он сказал: «Катишь свои воды через зной и стужу, сзади широк, а спереди узок». Он имел в виду, что эта река постепенно исчезала в песках. Посетив местечко Аспара в нынешнем Меркенском районе, он сказал: «Эй, Аспара, будь в ладу с соседями, а воды для твоих пастбищ хватит». Увидев Чуйский край, он дал следующую оценку: «Эй, Шу, тебя назвали наоборот. По сравнению с твоим шумом больше пользы от твоего камыша, который не даст пропасть от голода и джута народу». Оказывается племя, проживающее ниже у Сарысу, не собирает сено, перебивается в зиму камышом, а летом выгоняет скот на пастбища Сары Арки. Увидев текущую на восточной окраине Аулие-Аты (нынешний Тараз) речку Келес, он понял что эти места очень благоприятны для скота и сказал: «Эй, полноводные Талас и Келес, скот на ваших берегах никогда бы не исчез». Увидев в Жуалинских краях покрытые черноземом плодородные земли Ауана, он сказал: «Травы тучны, снега обильны, земля как масло, сеют хлеба на такой земле не напрасно». Увидев в окрестностях Акмечети (Кызылорды) долины Сырдарьи, он сказал об этих краях: «Эй, Акмечеть, много пыли витает кругом, но зато кусок мяса есть под каждым кустом. Не обеднеет твой народ скотом, только береги его». Посетив земли Карсакбая, он уехал оттуда со словами благословения: «Округи твои полны соли, под горами залежи меди. Твои две горы соберут народ, и будет богатым его доход». Побывав на землях Нарын-Самар, он сказал: «Эй, Нарын, твои стригунки как айгыры, а годовалые верблюжата как самцы верблюда. Но зима здесь долго идет, поэтому нужно беречь скот». При виде окрестностей реки Шынгырлау Асан слез со своего коня, напоил его и пустил пастись со словами: «Лошадь сама по себе не растет. ты, Шангырлау его взрастил». Здесь и остановился в тот день на ночлег Асан Кайгы. Однако Асан в те времена так и не нашел земли обетованной с самой плодородной землей и пышным травостоем. Он принял смерть, добравшись до склонов Улытау.