Важным атрибутом могил в прошлом были “балбалы” — объемные скульптурные надгробные памятники, поставленные на местах погребений в честь умершего. Казахи называют их “сын-тас”, т. е. камень с изображением, что соответствует русскому “каменное изваяние”. Надгробные жилищеобразные сооружения начали строиться, судя по кургану “Шапкан-Тобе”, со времени ранних кочевников. К древнетюркскому времени можно отнести юртообразные каменные купола “Косуйтас”, “Дом-баул”, может быть, к более позднему — “Козы-Корпеш и Баян-сулу”, исходя из того достоверного обстоятельства, что строительство последнего памятника сопровождалось установкой балбалов. Сохранившиеся четыре балбала были срисованы с натуры Ч. Валихановым. Само слово “балбал” встречается в тюркской рунике. Следовательно, балбалы являются атрибутом погребального обряда кочевников преимущественно средневековья.
Вопрос о происхождении каменных изваяний заставляет обратиться к самым ранним периодам истории человечества. Наличие в палеолитическом искусстве скульптурно-объемных изображений человека дает некоторое основание воспринимать идейные мотивы человекообразных мегалитических фигур неолита, бронзы и последующего времени, включая традиции поздних кочевников, как продолжением одной и той же мировоззренческой установки. Так полагает и Я. Шер, вывод которого строится на основе вновь вовлеченного материала и современных методов исследования имеющихся традиционных археологических данных. Согласно ему, каменные изваяния порождены очень древними культовыми представлениями с четко сложившимися канонами. “Древнейшими носителями этих представлений являются племена доскифского и скифского времени”. Такое предположение бесспорно, ибо культура погребений с каменными изваяниями охватывает большой отрезок времени. Однако в средневековом мире кочевий культура балбалов находится в наиболее развитом виде.
Назначение балбалов вызывает споры. Кто воспроизведен на них: умерший или сраженный им враг? Если камень изображает врага, то это несколько противоречит здравому смыслу, так как, люди, ставившие эти изваяния, не могли не предполагать, что они тем самым увековечивают врага, делая ему почести. Как объяснить в таком случае воплощенных в камне женщин, даже детей. Однако понимание как врага вытекает из содержания древних текстов. В литературе утвердились две точки зрения, объясняющие назначение памятников. Несмотря на известное разногласие, оба направления отражают, дополняя друг друга, историческую картину. Безусловной их слабостью является относительная абсолютизация отдельных, хотя и верных сторон вопроса и, следовательно, законченный характер сделанных выводов.
Не вступая в полемику, мы попытаемся раскрыть всеобщие идейные мотивы этой культуры. Лишь после определения мировоззренческих мотивов, побудивших людей ставить памятники на могилах своих умерших родственников, можно достаточно обоснованно ответить на вопрос: все-таки кто они? Сами умершие или их враги? В любом случае мы принимаем каменные изваяния как произведения с обобщенным художественным образом, несущие определенное изобразительное содержание и выполняющие некоторые общественные функции. Выразительная сторона образа передает, за редким исключением, глубокую скорбь. Художникам удавалась скупыми штрихами отобразить это состояние в различных нюансах расположения бровей, усов, рта, глаз, носовой части каменного изваяния. Почти все балбалы замерли в “позе” молчания. Выразить скорбь — основная цель балбалов и их социальное назначение. Этого и требовали от художника заказчики, чем можно объяснить экспрессионизм в иконографии изваяний. Например, на фоне общего схематизма и условности присутствует ничем неоправданная натурализация совершенно второстепенных деталей: рукояти сабли, деталей косметики, убора и отдельных украшений у женщин и т. п. Поэтому можно предположить, что балбалы сооружали как художественно-обобщенное воплощение скорби всего рода по умершему, а не условный портрет кого-либо. Но, несмотря на явное давление условностей, в скупых изобразительных мотивах обнаруживаются некоторые формы действительности: раса, возраст, иол, род занятий (например, мужчина, женщина, девушка казахи иногда их называют “кыз-тас”, старик, старуха, найден балбал “детский»).
При внимательном изучении изобразительных аспектов отпадает предположение, что они отображают врагов в качестве рабов и прислуг. Так, среди балбалов много господ в полном вооружении, а некоторые атрибуты их можно воспринимать как символ власти, но и это не помогаем определить, кто изображен на камне, хотя исключительно нее изваяния отображают монголоидные черты. Эта особенность весьма важна, так как в случае сооружения изваяний врагов на могилах умерших предков, среди балбалов непременно должны были встретиться, хотя бы несколько экземпляров, несущие немонголоидные черты. Общеизвестно, что многие из них были установлены и в традиционных местах обитания европеоидной расы. Письменные свидетельства говорят, что ареалом изваяний нередко становились поля кровавых побоищ, в которых часто победителями становились кочевники. В таком случае и предводители дружин европеоидов могли быть отражены в изваяниях.
Балбалы поддаются интерпретации как двойники умерших, которые с курганных возвышенностей как бы следили за жизнью соплеменников, зорко охраняя табуны и пастбища от посторонних посягательств. В такой интерпретации каменные изваяния обретают смысл объекта условного кормления — обычай, который существовал, начиная от скифов и кончая казахами. “… Подле головы (умершего.-С А.)… вколачивают кол, а как кол вынуть, то остается дыра в могилу”, через которую “в яму клали снеди и мяса”. Кормление балбалов (обмазка сыром, мясом, жирами, сметаной участков рта) — этнографический факт, имевший место среди казахов. Это же отмечают и другие исследователи. Почти у всех балбалов изображение глаз и рта натурализовано — рот, например, имеет углубление. Во время экспедиции в 1971 г. мне удалось обнаружить у рта каменной бабы, установленной у устья рек Талды-Нуры и Шортанды-Булак Четского района бывшей Джезказганской области, полимеризированные остатки жировой пищи. На участках лица вокруг рта легко просматривались жировые пятна с налепившейся грязью. Все это свидетельствует о том, что балбалы могли воссоздавать и облик умерших. Одно другого не отрицает. Например, на месте погребения Кюль-Тегина были установлены изваяния как самого умершего, так и сраженных им врагов. Любая вещь не исчерпывает свое предметное назначение какой-нибудь одной функцией. Также и балбалы. При интерпретации их назначения все стороны должны быть учтены в равной мере. Каменные изваяния, безусловно, служили средством художественно-обобщенного воспроизведения и образно-эстетического освоения действительности. Они не могли не нести общественно-нравственную нагрузку, ибо представляли обобществленный продукт, несущий в себе определенные социальные ценности. Тот, кто высекал балбалы или для кого они высекались, мог и не осознавать общественную значимость изваяния, хотя они и возникали в результате целенаправленной деятельности. Главное назначение балбалов — символизация умершего. Поэтому они содержали предметные данные лишь некоторых сторон умершего, например, пол, возраст, характер занятий (воин), расу. В дальнейшем культура балбалов, вырождаясь, лишается и этих свойств и становится простым надгробным столбом с изображением знака племенной принадлежности. Такие столбы, но с повторением силуэта человека, сооружались казахами вплоть до конца XIX в. На некоторых из них имеются графические изображения родовых тамг казахов.
Литература об этнографическом изучении казахов дает большой материал о бытовании ритуала изготовления объемных изваяний казахами XVII-XVIII вв. в качестве двойника умершего. “Если умрет почитаемый человек, — писал Абулгазы Бахадур-хан, — то его сын или дочь, или братья делают по его подобию изображение и говорят: вот это образ нашего уважаемого; дотрагиваются лицом до идола, целуют его и преподносят ему начатки пищи'». К концу XVIII в. относится сообщение русского офицера Андреева об обычае казахов сооружать в честь умершего изваяния: “Наряжали его (умершего. -С. А.)в хорошее платье, надев на голову шлем и сверх платья панцирь или кольчугу; и в знак воспоминания каждого утра и вечера при заходе солнца жена, мать, дочери… сидя на коленях перед этим балваном, оплакивали, вспоминая о деяниях и восхваляя его”. Примерно к этому времени относится свидетельство Н. Рычкова, отмечающего обычай, согласно которому “киргизы (казахи. — С. А.) ставили на могилы умерших предков грубые изображения человека и перед ним совершали особого рода жертвоприношения'». А. Левшин также описывал подобный обычай. По его сообщению, женщины казашки в течение года причитали “перед куклою или болваном, который будучи одет в платье покойника, служит плачущим вместо его изображения. Этот ритуал отмечается и Г. Н. Потаниным, свидетельство которого относится к концу XIX в.
В самом начале XX в. этнографы обнаружили пережитки этого обычая в способах народного врачевания. Шаманы, изготовив и обрядив чучело в одежду больного, укладывали его рядом с больным. Полагалось, что болезнь может перейти в чучело, которое затем сжигалось.
Современная казахская шаманка (елті), жительница бывшего колхоза им. Горького Джуалинского района Жамбулской области Доскулова Балбике (Балбике баксы) признает, что лечит больных сжиганием изготовленных ею куколок (3-5-7 штук), изображающих девушек или молодых женщин4. Аналогичные обряды существовали у народов Сибири5.
Полевые наблюдения автора также содержат ряд фактов, которые подтверждают письменные источники и показывают, что казахи в прошлом пользовались антропоморфными изваяниями и в погребальном ритуале. Так, в могильных комплексах “Айбас дарасы” и “Косуйтас” в Улутауском районе бывшей Жезказганской области нами обнаружены десятки надгробных камней небольших размеров с родовыми тамгами казахов. Некоторым из них придан грубый, но вполне антропоморфный вид. А два изваяния, принадлежащие, по нашему определению, к древнетюркскому времени, использованы повторно. То же наблюдается среди могильных комплексов фермы “Джилитау” бывшего совхоза “Калгутты” Курчумского района Восточно-Казахстанской области. Факт вторичного использования культовых принадлежностей, посвященных умершим предкам, не случаен. Опыт работы над материальной культурой показывает, что погребальные ритуалы, в силу присущей им консервативности, требовали соблюдения определенных установок и традиций предшественников. Вторичное использование антропоморфных идолов древности казахами показывает известную преемственность в их верованиях идейного наследия предшественников. Эта мысль относится в равной мере и к енисейским идолам карасукской культуры, которые были вновь использованы в тех же целях скифами Среди киргизов пережитки обычая существовали еще в начале нашего века. “Среди окрестных киргизов встречается до сих пор уже исчезающий обычай, согласно которому, если в доме умирает мужчина, и если это в особенности глава семьи, то пока не будут справлены по нем соответствующим образом поминки, сопряженные у киргизов, как известно, большими расходами (имеющими в основе обеспечить приносимым материальное благополучие покойника на том свете), делается следующее. В доме или юрте умершего отгораживается уголок, где на вертикально поставленную подушку надевают халат покойника, сверху кладут приготовленную для надевания чалму. Это подобие куклы и должно представлять куклу умершего, продолжающего находиться среди своих в ожидании поминок. К уголку, где находится эта кукла, подходят с почтением. Один касанец рассказывал мне, что в киргизской семье в урочище Гаджар он видел такое изображение покойника, хотя уже прошло немного больше года после смерти. Оказывается, не смогли еще собраться, чтобы сделать соответствующие поминки'». Обряд этот описывается и в эпосе кыргызов “Манас”. Опасаясь, что враги могут надругаться над прахом Манаса, жена его Каныкей хоронит героя в пещере, а не там, где еще при жизни был сооружен для него мавзолей. У входа в пещеру было поставлено изваяние, изображающее самого Манаса. Вместо праха в мавзолее было похоронено деревянное изображение Манаса, обвернутое в кошму. Казахи вешали напоказ одежду умершего в том же порядке, в каком она одевалась: сапоги, чапан, на воротник чапана шапку, т. е. в результате вся одежда как бы изображала умершего.
Палеоэтнографические материалы изобилуют свидетельствами о существовании этого обряда у древних племен. Аристотель, Низами, Ибн Фадлан, Плано Карпини, В. Рубрук, М. Поло и авторы китайских династийных хроник пишут о существовании у кочевых народов обряда ставить умершим каменные изваяния. “Если же он убил человека и был храбр, то вырезают изображение из дерева по числу тех, кого он убил, и помещают их на могиле и говорят: “Вот его отроки, которые будут служить ему в раю”, — пишет араб Ибн Фадлан, а Рубрук сообщает следующее: “Команы насыпают большой холм над усопшим и воздвигают ему статую, обращенную лицом к востоку и держащую в руке перед пупком чашу'». Китайский летописец приводит рассказ о погребении тюрков ту-гю: “В здании, построенном при могиле, ставят нарисованный облик покойного и описание сражений, в которых он находился в продолжение жизни. Обыкновенно, если он убил одного человека, то ставят один камень. У иных число таких камней простирается до ста и даже до тысячи». Несмотря на случайный характер фиксаций, в центре этого весьма широкого явления лежит идея почитания духов умершего. А. X. Маргулан в трактовке циклопических сооружений эпохи бронзы допускает, что они, возникнув как атрибут почитания умершего, впоследствии имели “значение мест народного синклита (схода), алтаря или места жертвоприношений, где время от времени устраивались поминки по умершим».
В современном киргизском языке сохранилось слово “тұл” в значении куклы, изображающей умершего. В древнетюркском языке оно означало вдову. “тұл” в современном казахском языке бытует в близком к древнетюркскому — осиротеть, остаться одиноким. “Кайратсыз ашу — тұл, шәкіртсіз ғалым — тұл” (без силы злость несостоятельна, без последователей ученый одинок); о вдове — “тұл ананың аңыраған зарлы дауысы есімде” (горький плач вдовы-матери помнится мне); конь, хозяин которого умер, — тұл ат.
Слово “тұл” обозначает этнографические особенности быта. Так, способ доения коров у казахов отличается от общепринятого. Казахи коров доят как кобылиц, при помощи молодняка, который сосанием должен вызвать молоко у матери. Это называется «идіру” (буквально: предрасположить, раздобрить корову). Привыкшие к такому, так сказать, естественному способу, коровы отказываются от доения при отсутствии теленка. Но для коров, у которых погибли телята, делают из шкуры павших чучела и подставляют к корове. Облизывая шкуру своего малыша, корова дает молоко. Это чучело казахи называют “тулып”, откуда и происходит тюркизм “тулуп” — шуба. Слово «тұл + ып” содержит корень “тұл» и означает чучело животного, его шкуру, т. е. куклу. Более стерильно это значение передается словом “тулак” — необработанная шкура животного, используемая в качестве циновки. В приведенном выше обычае братания скифов на шкуре быка присутствует определенное сакральное отношение ранних кочевников к самой шкуре. Например, якутские шаманы пользовались при камланиях специальными подстилками — конской или кобыльей шкурой. В этнографии казахов наблюдается обычай ритуально сажать невесту на свежую шкуру барана. Корень “тұл” образует понятие «тұлға”, которое используется ныне в значении “образ”.
Итак, обряд оплакивания умерших у его скульптурной имитации и есть, по нашему предположению, то явление, которое или предшествовало обряду сооружения балбалов, или существовало параллельно с ним, или, наконец, бытовало как пережиток этого обряда. Очень возможно, и это подчеркивают привлеченные нами материалы, что по смерти человека изготовлялось из доступного материала (дерево, кошма, набитая соломой кожа, шкура) изваяние человека для отправления траурных ритуалов (оплакивание, причитание, беседа с умершим, кормление его духа), затем по истечении траура и исполнении необходимых мероприятий изваяние или его имитацию, уже переведенную на камень, устанавливали на могиле. По существу, дзаягачи (джаягач), о которых пишет Ч. Валиханов, были изготовлены (судя по значению слов “джай” — гром, молния, джай-н.и — искусник, вызывающий гром, дождь, молнию; “агач” — дерево; дух-покровитель стад) из дерева, которое впоследствии стало заменяться каменными антропоморфными столбами.