Реформа в период перехода экономики Республики Казахстан на рыночные отношения необходимы принципиально иные переходы к системе управления кредитом и построению механизма банковского обслуживания хозяйственной деятельности, использованию экономических методов руководства деятельностью предприятий и банков; перестройка системы взаимоотношений как между банками и их клиентами, так и в рамках самой банковской системы — между ее отдельными звеньями, т. е. необходимо реформирование банковской системы с учетом новых явлений и процессов. Необходимость проведения реформы банковской системы в Республике Казахстан, по мнению специалистов Мирового банка, объясняется существованием двух категорий краткосрочных проблем, которые могут воспрепятствовать проведению реформы макроэкономики. К первой категории относится проблема неправильного размещения финансовых ресурсов, обусловленная практикой старой системы государственного распределения целевых кредитов и банковской практикой, оставшейся в наследство от централизованной экономики. Вторая категория проблем состоит в том, что банки унаследовали «некачественные» (просроченные) ссуды и убыточные государственные предприятия. Эти проблемы мешают доступу жизнеспособных (или кредитоспособных) существующих государственных, а также возникающих частных предприятий к финансовым ресурсам и отвлекают банковские финансовые ресурсы в пользу нежизнеспособных (или убыточных) предприятий. Кроме того, бывшая система не смогла нормально проводить платежи и расчеты между предприятиями и организациями. В течение 1992 г. произошло увеличение кредитных вложений в экономику Казахстана. Если сумма кредита к валовому национальному продукту составила в I квартале 1992 г. 11,3%, то в IV квартале — 29,8%. Это произошло, в основном, за счет рефинансирования кредита национального банка, которое, в свою очередь, финансировалось контокоррентным кредитом Центрального банка России. Об этом свидетельствуют следующие данные: в I квартале 1992 г. сумма кредита Нацбанка коммерческим банкам к валовому национальному продукту составила 6,7%, а в IV — 17,8%. Такое централизованное административное распределение кредитных ресурсов через специализированные банки открывало доступ к кредитам нежизнеспособным убыточным государственным предприятиям, вело к образованию плохих, недействующих кредитов, т. е. образованию у банков плохого кредитного портфеля. В 1993 г. Нацбанком централизованно выдано кредитов на сумму 7,5 млрд тенге, из них 5,6 млрд тенге — правительственных, т. е. на их долю приходилось 75%, общая сумма возврата по ним равнялась 1.38,5 млн тенге, или 3,9%, остальная часть пролонгирована. Вообще недостаток практики рефинансирования кредита Нацбанком заключается в том, что, получая открытый доступ к рефинансовым кредитам, банки теряют стимул самостоятельно мобилизовать депозитные ресурсы. Кроме того, при размещении этих кредитов на субъективной основе часто не учитывается эффективность работы банков, из-за чего кредитные ресурсы не всегда распределяются рационально.
Еще один фактор, мешавший эффективному размещению кредитов, — это политика низких процентных ставок. Низкие процентные ставки способствовали увеличению потребности на ссуды и ослаблению финансовой дисциплины государственных предприятий, которые кредитовались централизованно по кредитным заявкам. Получая эти дешевые кредиты, госпредприятия использовали их, в основном, для выплаты зарплаты и накопления материальных ценностей, а не для инвестиций. Достаточно сравнить уровень инфляции и номинальную процентную ставку кредитов Нацбанка: последняя в марте 1992 г. составила 25% в год при годовой инфляции розничных цен более чем 500%. В ноябре 1992 г. номинальная процентная ставка увеличилась до 65%, а инфляция составила 1000%. В то же время предприятия, получающие дешевые кредиты, не торопились с улучшением своего финансового состояния и перестройкой работы. Таким образом, соединение политики прямого кредитования поддерживаемых государственных предприятий с политикой низких процентных ставок привело к неправильному размещению кредитных ресурсов. Прямое кредитование специализированными банками своих предприятий без разбора их ликвидности привело к увеличению просроченных ссуд, в то же время вновь рождающиеся, ориентированные на рынок предприятия не имели доступа к кредитам банков. Политика низких процентных ставок не позволяла банкам мобилизовать сбережения в полной мере. Предприятия и население предпочитают размещать свои сбережения в реальных активах, они наращивают товарные запасы, а граждане покупают недвижимость и товары длительного пользования. Реальные активы — гораздо лучшая защита от инфляции, обесценивания денежных накоплений. Проценты, выплачиваемые банками за вклады, далеко не компенсировали потери от инфляции. Нехватка кредитных ресурсов из-за недостаточной мобилизации сбережений предприятий и населения не дает банкам кредитовать эффективные предприятия. Отрицательное влияние на характер распределения кредитных ресурсов оказывала практика предоставления государственным предприятиям субсидированных и льготных кредитов. Субсидированными кредитами назывались кредиты, предназначенные для компенсаций предприятиям их специфических затрат, например на социальную защиту населения, а также издержки, обусловленные традиционной неэффективностью работы предприятий. Они предоставлялись по процентным ставкам ниже, чем ставки кредита, рефинансируемого Нацбанком (в IV квартале 1992 г. ниже 65%). Политика субсидированных кредитов фактически стерла разницу между обычным кредитом и государственной дотацией. Эти ссуды практически не погашались предприятиями. Широко практиковалась выдача льготных кредитов сельскохозяйственным предприятиям и на проведение взаимных зачетов в расчетах. В 1992 г. доля льготных кредитов Национального банка составила около 70% всех рефинансируемых кредитов, или 42% от всех кредитных вложений. Основная часть льготных кредитов падает на сельское хозяйство и заготовительные организации. Централизованные кредиты на целевые правительственные программы предоставлялись в 1993 г. также, в основном, по льготным процентным ставкам (3,253и65%). Из общей суммы выданных банками кредитов в сумме 7,5 млрд тенге 76% приходилось на их долю, так как после отмены в 1992 г. ограничений на процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками, маржа в размере 3% сохранилась по кредитам, предоставляемым банками за счет централизованных кредитных ресурсов Национального банка. В результате средняя, процентная ставка по предоставленным централизованным кредитам в целом по республике за 1993 г. составила 48,2%. Индекс потребительских цен в тот год был определен на уровне 2269,8%.
При проведении массового клиринга долгов предприятий Нацбанк также предоставлял субсидированные льготные кредиты предприятиям-должникам. В 1992 г. на долю кредитов, выданных на эти цели, падает около 30% всех льготных кредитов. Основная часть кредитов осталась непогашенной. Хотя вышеназванные кредиты предоставлялись на улучшение финансового состояния предприятий, они превратились в инструмент финансирования их убытков. К тому же большое различие между номинальной процентной ставкой по субсидированным и льготным кредитам и уровнем инфляции способствовало финансовым спекуляциям. В общей сумме кредитных вложений значительный удельный вес имеет кредит Правительству на покрытие дефицита бюджета негосударственного долга: на 1 января 1992 г. он составлял соответственно 13,7 и 11%, на 1 января 1993 г. — 1,5 и 2%, а в 1993 г. был предоставлен кредит на покрытие бюджетного дефицита 877 млн тенге, или 11,8% от всей суммы кредита. В результате структура кредитных вложений значительно ухудшилась, возросла доля недействующих (просроченных) кредитов. Потери Национального банка из-за низкой процентной ставки и потери капитала исчислялись колоссальной суммой.
Начавшийся в 1992 г. в республике кризис неплатежей оказывал и продолжает оказывать пагубное влияние на финансовое положение предприятий и на экономику в целом. Многие предприятия вынуждены были резко снизить производство продукции, некоторые — вообще остановить производство. В расчетах применялись бартер, предварительная оплата за товары и услуги.
На 1 января 1991 г. неоплаченные в срок расчетные документы составили 5 млн тенге, на 1 января 1992 г. — 11,2 млн тенге, а на июнь 1992 г. — 384 млн тенге, или 12,3% валового национального продукта (ВНП), или 84,1% общей суммы полученных банковских кредитов. За 1993 г. просроченные платежи возросли с 91,5 млн тенге до 5,5 млрд тенге, или в 60 раз. Просроченная задолженность по ссудам банков возросла с 12,6 млн тенге до 1,7 млрд тенге, т. е. в 135 раз.
Такое явление объясняется рядом причин и, в первую очередь, неэффективностью системы платежей, а также проблемами кредитного рынка. Особенно они проявились, когда Национальный банк в начале 1992 г. начал ограничивать выдачу кредитов предприятиям. Последние не могли получить оплату за отгруженные товары с других предприятий, платежи задерживались на полгода и больше. Под угрозой оказались все предприятия, как платежеспособные, так и неплатежеспособные.
Проблемы кредитного рынка обнаружились, когда была ликвидирована прежняя система безналичных расчетов и кредитования под расчетные документы. Предприятия отгружали свою продукцию согласно плану и договорам поставок покупателю, не проверяя его платежеспособности. Если у покупателя не было средств на счете, ему автоматически банк предоставлял кредит, риск неплатежа был равен нулю. После отмены этой системы (банк не стал выдавать кредиты предприятиям, если они некредитоспособные) разразился кризис неплатежей; задержки с оплатой или неспособность ряда предприятий произвести оплату за товары и услуги вызвали цепную реакцию неплатежей. К тому же задержки платежей были связаны с устаревшим инструментарием и отсталой технической оснащенностью банков (устаревшие сети ЭВМ и их программное обеспечение). Чтобы преодолеть кризис неплатежей между предприятиями, Правительство осуществило три мероприятия. Во-первых, рефинансировало задолженность эффективных или жизнеспособных предприятий другим предприятиям с целью снизить объем задолженности жизнеспособных предприятий. Национальный банк предоставил через бывшие специализированные банки кредиты на рефинансирование на сумму 245,6 млн тенге. Во — вторых, Правительство ввело новые платежные инструменты. Государственным предприятиям было поручено использовать платежные инструменты, требующие предварительной оплаты по платежным поручениям или чекам. В — третьих, бывшие союзные республики пришли к соглашению учредить межреспубликанский расчетный банк. В конце 1992 г. Казахстан и Россия подписали двухстороннее соглашение о взаимном зачете задолженности предприятий двух стран, которая составляла 80 млн тенге на конец 1992 г. Эти меры не смогли преодолеть кризиса неплатежей, так как ряд важных вопросов остался нерешенным. Не покончено с неэффективностью платежной системы и кредитного рынка, что вызвало взаимную задолженность предприятий, например задержки с оплатой и отсутствие у предприятий финансовой дисциплины. Кризис неплатежей повторился в конце 1992 г., тогда Правительство вынуждено было выделить еще 600 млн тенге на погашение задолженности, 800 млн тенге на пополнение оборотного капитала государственных предприятий в I квартале 1993 г. по льготной процентной ставке (25% годовых). В связи с введением в ноябре 1993г. национальной валюты на Национальный банк легла полная ответственность за функционирование денежно — кредитной сферы, введение классических принципов его взаимоотношений с бюджетом и банками, укрепление системы регулирования деятельности банков. С момента введения национальной валюты, вплоть до 1995 г., Национальный банк, не имевший традиций и опыта в части выполнения функций Центрального банка, разработки и принятия нормативных документов, регламентирующих деятельностъ системы, нарабатывал опыт проведения самостоятельной денежно-кредитной политики. Этот период был также периодом адаптации национальной валюты к действию инструментов денежной кредитной политики и факторов, обусловленных политикой либерализации цен. Одновременно разрабатывалась первая Программа реформирования банковской системы в Казахстане на 1995 г., которая была утверждена Указом Президента Республики Казахстан 15 февраля 1995 г.