Имя Абылхана Кастеева, народного художника Казахстана, постоянного участника художественных выставок в Алма-Ате и неоднократного экспонента Всесоюзных выставок в Москве, органически связано с возникновением и развитием молодого станкового искусства Казахстана. Творческая биография А.Кастеева характерна для художников, старшего поколения национальных республик, не имевших до Октября профессионального изобразительного искусства. Он прошел сложный и трудный путь от батрака-подпаска, украдкой занимавшегося резьбой, до народного художника республики, автора тематических полотен, посвященных современной социалистической действительности.
Абылхан Кастеев родился в 1904 году. Казахстан тогда представлял собой отсталую окраину царской России. Творческие силы народа были скованы низким уровнем экономики, условиями кочевого быта и религиозными запретами. Изобразительное искусство казахского народа развивалось лишь по линии народного орнаментального узоротворчества. Исключением является художественная деятельность крупного ученого и исследователя, одного из выдающихся просветителей казахского народа Чокана Чингисовича Валиханова. Он оставил богатую коллекцию рисунков, исполненных во время далеких путешествий на Памир, в Джунгарию и в Китай. Абылхан Кастеев — представитель старшего поколения национальных художников. Он родился в бедной батрацкой семье, неподалеку от г Джаркента в ауле Чижень. Шести лет мальчик потерял отца. Мать не могла прокормить оставшихся у нее на руках троих детей, и восьмилетнему Абылхану пришлось самому зарабатывать на жизнь. Он пас байские стада, получая за это скудное пропитание. Но дальние перегоны скота по тихим ущельям, речным долинам у зеленых горных склонов неизгладимо запечатлелись в памяти будущего художника.
Чем больше вглядывался он в природу, чем пристальнее всматривался в панорамы горных цепей, тем настойчивее и сильнее росло в нем желание узнать мир, понять его. Он жадно тянулся к знаниям, но школа была закрыта для бедняка. Выучивая у знакомых грамотеев по букве, он овладел грамотой, проявив большую настойчивость и упорство.
С детства интересовался Абылхан народным искусством. Мать будущего художника была хорошей мастерицей, изготовлявшей все необходимое для дома: здесь были четкие узоры сырмаков, мягкие, как бы приглушенные краски текеметов, красочные баскуры и бау. В ауле жизнь знаменитый ювелир, создававший разнообразные изделия из серебра, дерева и кости. Из его рук выходили нарядные серьги и браслеты, пояса, украшенные узорчатыми серебряными пластинками, кровати и седла, инкрустированные костью, и резные небольшие сундучки (кебеже), служившие посудными шкафами или буфетами. Богатство национальных узоров прекрасно сочеталось с красотой природы, подчас заставляя маленького Абылхана забывать о его трудной, полуголодной жизни.
Потребность изображать окружающий мир — потребность, которая отличает творчески одаренного человека, художника, -проявилась у Абылхана очень рано. Ему хотелось воспроизвести окружающие пейзажи, животных, людей, но он не имел ни малейшего представления, как это осуществить: ведь ни он, ни его земляки никогда не видели ни одного художника, ни одной картины. И вот, следуя народным традициям резьбы, он делает попытки вырезать из известняка привлекавшие его внимание вещи. Сначала он не идет дальше выполнения бытовых вещей: пряжек, пуговиц, веретен, но постепенно он делается смелее и ставит перед собой новые задачи. Так появилась голова барана, затем воспроизведена была человеческая рука и, наконец, портретное произведение — голова лысого, жирного бая.
Но такое отступление от Корана не могло пройти безнаказанно. Юношу осуждали все близкие, мулла пригрозил проклятием, а напуганная мать уговаривала сына бросить «ненужные» занятия. Помогла начинающему художнику только свойственная ему настойчивость. Он не только не бросил своего любимого дела, но продолжал с не меньшим усердием резать по камню, избегая любопытных взоров и забираясь в самые укромные уголки. Октябрьская социалистическая революция освободила миллионы трудящихся масс от гнета и нищеты. Путь к образованию был открыт. Абылхан поступил в школу, где бесплатно обучали народном языке. В 1926 году он переезжает в Джаркент, а еще через два года становится рабочим на строительстве Турксиба. В свободные от работы часы он рисует своих товарищей по стройке. Рисунки, исполненные чаще всего на небольших листках бумаги, были почти без тушевки, без выявления объема, с резко очерченным контуром.
Эти рисунки Абылхан иногда подцвечивал цветными карандашами. Желание полнее охарактеризовать изображаемого человека выражалось в детальном воспроизведении мелочей. С одинаковым вниманием вырисовывались черты лица, костюм, прическа. Рисунки пользовались успехом, и вскоре за Кастеевым утвердилась репутация художника. Особенно широкую известность среди строителей Турке иба приобрел Кастеев после того, как исполнил на отвесном обрыве скалы портрет Владимира Ильича Ленина. Признание товарищей еще более укрепляло веру Кастеева в свои силы, стремление к дальнейшей пробе этих сил на художественном поприще. Развитию и проявлению разнообразных способностей и талантов в народных массах помогла широкая сеть просветительных учреждений. Повсеместно были открыты школы, техникумы, вузы, в сельской местности были организованы избы-читальни, красные юрты, библиотеки, клубы, дома культуры.
Подвергавшееся ранее гонению по религиозным мотивам изобразительное искусство превратилось в прекрасное явление социалистической действительности. Газеты республики помещали карикатуры художников, выпускали многотиражные агитационные плакаты. Из студенческих самодеятельных кружков создавались первые актерские коллективы, а в 1926 году был открыт первый казахский драматический театр.
Некоторые русские художники в различных городах Казахстана открыли небольшие художественные студии для начинающих. В 1928 году художники Семипалатинска и Кзыл-Орды организовали первую передвижную художественную выставку. Во время продвижения выставки по городам Казахстана местные художники присоединяли к ней свои работы, и от города к городу экспозиция пополнялась новыми произведениями. Местные партийные и профсоюзные организации оказывали существенную поддержку сотням юношей и девушек, отправлявшихся учиться в центральные города, чтобы овладеть новыми специальностями. Абылхан Кастеев, выделявшийся своими художественными способностями, был командирован в Алма-Ату. Здесь, в столице республики, он впервые в жизни познакомился с художником-профессионалом — Николаем Гавриловичем Хлудовым. Знакомство с Хлудовым, творчество которого состояло в основной своей части из хорошо знакомых и близких Абылхану сюжетов казахского быта, было поворотным моментом в творческой биографии Кастеева, началом пути художника-профессионала. За плечами Н.Г.Хлудова был большой педагогический опыт, так как в долгие годы работы межевиком-землемером он одновременно преподавал рисование и черчение в средних учебных заведениях г Верного. В 1921 году он возглавил художественную студию, в которой училось большинство современных художников Казахстана старшего поколения.
Абылхан становится учеником Н.Г.Хлудова. Занятия Н.Г.Хлудова с учеником были разнообразны. Иногда это было рисование натюрмортов, иногда — пейзажная работа тут же, неподалеку от дома. Хлудов подарил Абылхану краски и кисти, объяснил, как изготовляются грунты для холстов. Кастеев приносил учителю свои композиции, в которые Хлудов подчас вносил поправки. По обширной коллекции репродукций, которой располагал Н. Г Хлудов, он знакомил своего ученика с произведениями русских л западных художников, что было особенно ценно, так как в городе не было художественного музея. По указанию Н. Г. Хлудова Абылхан несколько раз копировал с репродукций. Из-за болезни уже немолодого учителя занятия происходили нерегулярно, что и отразилось на знаниях, полученных Кастеевым у своего первого и фактически единственного учителя, особенно на знаниях рисунка, пробел в которых ощущается на протяжении всего дальнейшего творчества Кастеева.
У Кастеева наметилась весьма своеобразная манера работы. Он стремится уловить абрис человеческой фигуры, сосредоточивая внимание на контуре. Рисунок подчинен задачам раскраски, т. е. не имеет дальнейших попыток разработки объема с помощью светотеневых проработок. Контурный рисунок подвергается локальной раскраске — заливке больших плоскостей, в результате чего создается, как правило, плоскостное изображение. После занятий с Н.Г.Хлудовым и знакомства с его творчеством в работах Кастеева наблюдается стремление выявить объем изображаемых предметов. Помимо роста профессиональных навыков заметно расширяется кругозор художника, раздвигаются тематические рамки его работу. Первоначально работы ограничены сугубо бытовыми сценами аульной жизни, хорошо знакомой и близкой Кастееву. Например, он изображает женщину за приготовлением кумыса или за прядением. К сожалению, ранних работ Кастеева почти не сохранилось. Известны только более поздние вещи, исполненные уже в Алма-Ате (начиная с 1929 года), да и то в очень ограниченном количестве. Наиболее самобытна работа, относящаяся к 1929 году, под названием «Боевой этюд», исполненная как мотив революционной борьбы.
Батальный сюжет отличен от бытовых мотивов по манере исполнения. Разницу можно видеть не только в много фигур но сти, но и в общем динамическом решении композиции. Создание ее открывает новые страницы творчества Кастеева, начало работы над многофигурными композициями, которые станут впоследствии одним из любимых видов творчества художника. Помимо сюжетной стороны в этой работе проявляется начинающийся у Кастеева процесс, который можно назвать переходом от «отображения» к «изображению». Если раньше он спешил запечатлеть то, что было у него перед глазами: своих друзей и товарищей, земляков и родных, юрту снаружи или внутреннее убранство юрты, причем стремился подробно и тщательно воспроизвести все детали, то постепенно, не отказываясь от постоянной работы такого этюдно-натурного характера, он начинает обращаться к темам более глубоким, требующим не только непосредственного пересказа, но нуждающихся в обобщенном понимании и соответствующем композиционном выражении. Новые знания, новые впечатления вызывают потребность воплотить в той или иной композиции более интересные мысли, более важные идеи. Углубление идейной стороны можно найти в композиционных работах последующих лет, где с каждым днем увеличивается содержательность и одновременно с этим растут профессиональные навыки художника.
Работа 1930 года «У школы. Групповой портрет» может иллюстрировать рост начинающего художника. Он останавливается на сюжете, отражающем важнейшее событие в жизни казахского народа: повсеместное открытие школ, где обучаются и стар и млад и, что особенно характерно, обучаются женщины, никогда прежде не знавшие грамоты. Ему удается частично преодолеть плоскостность изображения и достигнуть некоторой объемности. В центре композиции стоит девушка в национальном костюме. Трактовка ее лица говорит о значительно возросших знаниях автора: это уже не раскраска локальным цветом, как было в прежних работах, а лепка формы мелкими, едва заметными мазками с целью передать и цвет, и объем. Правда, эта попытка распространяется только на голову девушки, а плоскостным и раскрашенным остается вся остальная фигура, из-за чего в целом она напоминает портреты, выдержанные в парсунных1 традициях, которые сочетали плоскостную трактовку фигур с объемными лицами. Та же плоскостность видна и в стоящих сзади мальчике и женщине. В трактовке лица сказалось большое влияние Хлудова. Их роднила общая любовь к жанровым композициям из казахского быта. Уже в этой маленькой и незрелой работе Кастеева присутствует тот элемент живого восприятия, помогающего уловить наиболее актуальное, злободневное, который станет в дальнейшем характерным для творчества Кастеева.
В 1932 году Кастеев был приглашен художником в Центральный музей Казахстана, но он очень недолго проработал в нем, т. к. заболел и вынужден был возвратиться к себе на родину. До сих пор в экспозиции музея выставлена его работа тех лет («Боронят»), изображающая боронящего на волах крестьянина. Возвращение в аул совпало с проведением коллективизации. Кастеев принял активное участие в преобразовании аула, вступив в члены созданного на его родине колхоза «Экпенды». По-прежнему он не оставляет рисования. Рисунки близки по характеру прежним работам, это в основном бытовые сцены на фоне пейзажа. Следующий, 1934 год, был знаменательным для творчества Кастеева. В республике широко отмечался юбилей классика национальной литературы, просветителя казахского народа, поэта и композитора Абая Кунанбаева. В Алма-Ате в 1934 году была открыта выставка иллюстраций к произведениям Абая и объявлен конкурс на его портрет. А. Кастеев прислал иллюстрации и несколько близких друг к другу вариантов портрета Абая. Задачи иллюстрации и портрета получили своеобразное решение в работе Кастеева. Художник превратил Абая в действующее лицо написанного им стихотворения «Лето», представив поэта непосредственным участником изображенных событий. Абай сидит у юрты на летнем пастбище, за ним, как говорится в стихотворении: Ставят девушки юрты// Смех на лукавых губах подруг// Четких, плавных движений ритм // И мелькание белых рук»1 и общая картина: «К полноводной реке аул // На кочевье пришел с утра». В решении портрета видно желание молодого художника показать поэта как певца, неразрывно связанного со своим народом. В том же 1934 году в Алма-Ате был созван первый республиканский слет народных талантов, собравший со всех концов Казахстана поэтов, певцов, музыкантов, композиторов, художников. А. Кастеев был участником слета. За работы, представленные на слет и экспонировавшиеся на выставке, посвященной Абаю, Абылхан Кастеев был награжден почетной грамотой и командирован в Москву на учебу. С годами работы Кастеева становятся содержательнее, наметившаяся уже в 1929 и 1930 годах социальная заостренность становится углубленнее. Он обращается к сюжетам, отражающим качественно новые явления социалистической действительности.
Акварель 1932 года «Турксиб» — это не только пересказ виденного, но заостренный тематический сюжет, рассказывающий, несмотря на наивность его выполнения, об изумительном событии эпохи первых строек социализма. Сменив караваны мерно шагающих верблюдов, пустыню пересекла железная дорога Турксиб, соединив Сибирь и Среднюю Азию. Контрасты старого и нового, нарождающегося и прошедшего, будут и впредь занимать мысли художника и найдут различные формы выражения в последующих произведениях. Кроме того, до поездки в Москву Кастеев начинает работать в масляной технике. Небольшая картина «Сенокос», относящаяся к 1934 году, — один из первых опытов художника.
Наибольшей выразительности в эти годы достигает Кастеев в портрете. В отличие от композиционных работ, приобретающих у Кастеева всегда жанровый характер, портреты отличаются строгой лаконичностью, все внимание сосредоточивается на лице человека. Чаще всего модель в фас или профиль помещается художником в овал или круг. Фон представляет собой ровно выкрашенную одноцветную поверхность. Особой выразительностью среди ранних портретов Кастеева отличается портрет сестры художника. Несмотря на обычную и распространенную в его раоотах композицию: изооражение в профиль на одноцветном фоне, портрет отличен от аналогичных вещей. Здесь художник достиг гармонического сочетания различных компонентов портрета, подчинив их единой цели — выразительности образа. Выражение энергичности лица девушки, которое передается характером ее профиля, поддерживается интенсивностью синего фона. Все эти работы показывают, что, уезжая в Москву, Кастеев обладал известным опытом и навыками в различных жанрах изобразительного искусства.
Он пробыл в Москве два года (1934-1936). К сожалению, незнание русского языка помешало ему поступить в художественный институт. Однако он самостоятельно и очень настойчиво стал учиться. С утра он отправлялся по единственному, известному ему маршруту из студенческого общежития в Третьяковскую галерею, где систематически проводил несколько часов. За два года он познакомился в Третьяковской галерее с лучшими произведениями русского и советского искусства; они стали его московскими учителями живописи в рисунке и композиции. Это были живые уроки не только профессиональных навыков, но и отношения к жизни и ее требованиям. Особенно хорошо была понята художником обличительная направленность произведений передвижников, основанная на принципах критического реализма, с заостренными конфликтами социального неравенства. Уроки «московских учителей» оказали сильное влияние на тематику будущих работ Кастеева.
Когда Кастеев в 1936 году возвратился из Москвы, он застал в Алма-Ате значительно выросший творческий коллектив — Союз советских художников Казахстана. Союз был организован в 1933 году, после постановления ЦК ВКП (б) от 21 апреля 1932 года о перестройке литературно-художественных организаций, которое способствовало объединению художников в единую творческую организацию и дальнейшему развитию советского искусства. К этому времени в Алма-Ате была открыта Художественная галерея. Кроме того, ранее созданные художественные курсы были преобразованы в театрально-художественное училище. Художественные выставки, открываемые Союзом и галереей, способствовали оживлению художественной жизни Алма-Аты. По приезду в столицу Казахстана Кастеев был принят в члены Союза художников и вскоре стал одним из активных и постоянных участников художественных выставок.