Ботайская культура — археологическая культура, выделенная В .Ф. Зайбертом (1983) на основе материалов исследованных памятников Северного Казахстана эпохи энеолита. При исследовании энеолитических поселений Тоболо-Иртышско-го междуречья (Рощинское, Ботай, Баландино, Красный Яр, Васильковка, Сергеевка) стало ясно, что в это время на данной территории сложилась оригинальная археологическая культура со своеобразными чертами хозяйственного уклада.
Ботайская культура, по мнению В.Ф. Зайберта, складывалась на базе местной неолитической культуры с элементами внешних инноваций. Кремневый инвентарь генетически связан с индустрией последних этапов неолитической культуры, претерпевшей процесс замены пластинчатой индустрии отщеповой. Динамическое изменение и совершенствование типов орудий из кремня непосредственно связано с активизацией производства продукции потребления и средств труда. Хозяйственно-культурный тип, сложившийся в эпоху энеолита в Урало-Казахстанских степях, можно определить как оседлый многоотраслевой с доминантой коневодства. Определенную роль в жизнеобеспечении играли охота, рыболовство, домашние промыслы. О производственно-хозяйственной деятельности ботайцев свидетельствуют десятки тысяч предметов: орудия труда, оружие, посуда, украшения. В жилых помещениях набор орудий соcтавляют скребки, ножи, керамика, ретушеры, отбойники, наконечники стрел и копий, костяные изделия. В производственной части поселения набор чрезвычайно богат и разнообразен. Особенно много костей животных и изделий из них. Самой многочисленной и наиболее широко представленной является группа кремневых изделий. Для сырья использовалась некачественная крупнозернистая яшмовидная порода и песчанистые кварциты светло-красных и коричневых оттенков. Большинство костных останков принадлежит лошади. Единично встречаются кости зубра, лося, косули, сайги, тура, медведя, волка, лисицы, корсака, бобра, сурка, зайца, кабана. Кроме того, следует отметить частые находки целых скелетов домашних собак, захороненных при входе в жилище.
Типолого-трасологический анализ многочисленных артефактов энеолитических поселений ботайской культуры свидетельствует о многоотраслевом комплексном хозяйстве, основу которого составляло коневодство, о чем говорят и находки костяных псалий, застежек пут, проколок для ветеринарных целей. Специализированное коневодство в системе многоукладной экономики резко расширило диапазон домашней деятельности в области производства и обрабатывающих типов труда.
Большое место занимают орудия труда, связанные с деревообработкой и строительством жилищ. Это топоры и тесла, всевозможные до-лотовидные орудия и скобели по дереву и т.д. С помощью всего этого разнообразия орудий можно было рубить деревья, разделывать их на бревна и осуществлять вторичную чистовую разделку: отёску, изготовление плах, зарубку пазов и изготовление различных изделий.
Только на поселении Ботай обнаружено более 10 тысяч фрагментов керамики. На основе наиболее хорошо сохранившихся верхних частей было реконструировано около 60 сосудов. В основном это посуда с открытой горловиной или с вертикальными стенками. В тесте использовалась местная ожелезненная глина с естественной примесью кварцита и полевого шпата. Сосуды изготовлялись способом ленточного налепа с последующим обжигом. Орнамент наносился по всей поверхности, а зачастую — и с переходом на венчик и внутреннюю сторону горловины. Формовка сосудов проводилась внутри тканевого мешочка (текстильная керамика). Для нанесения орнамента использовалось несколько разновидностей штампов: гребенчатые, веревочные и цилиндрические.
Огромную роль в домашнем производстве бо-тайцев играло косторезное дело. Древние обитатели применяли костяные орудия в разнообразной производственной деятельности и в быту. Это объясняется обилием достаточно прочного и легко обрабатываемого сырья и спецификой технологических процессов некоторых видов производств (кожевенное, керамическое, изготовление плетеных изделий, деревообработка). Анализ технологии косторезного дела показал, что в энеолите были хорошо известны все основные приемы обработки кости и рога: пиление, сверление, строгание, шлифование и т.д. При изготовлении изделий из кости применялись не только каменные орудия, но и медные.
Энеолитические жилища представляли собой полуземлянки округлой или многоугольной формы площадью от 30 до 70 м2. Котлован глубиной 60-80 см. По краям котлована выкладывались глинобитные стены с забутовкой костями; высота стены достигала 80 см. Выше сооружалось шатровое перекрытие из жердей и бревен. Наибольшая высота жилища в центре составляла от 270 см до 350 см. В целом жилища ботай-ской культуры напоминают конструкцию типа «шошала», но углубленные в землю. Внутренняя планировка живых комплексов следующая: в центре, ближе к коридорообразному выходу, находился очаг, в стенах и в полу выкапывались ямы-хранилища для хозяйственных нужд.
Жилища располагались группами и зачастую примыкали друг к другу, между помещениями были переходы. В целом, конструкции поселения делились на жилые и хозяйственные комплексы. Судя по поселению Ботай, хозяйственные комплексы располагались ближе к берегу реки, они имели меньшие размеры, зачастую в них не обнаружено очагов.
Погребения ботайской культуры встречаются только на поселении Ботай, они находились в жилищах, прекративших существование по основному назначению. В жилище сооружалась погребальная камера, состоящая из глиняной от-мостки с перекрытием из жердей. Кроме того, по периметру основание обкладывалось черепами лошадей в два яруса. Захоронение было групповым и разновременным, сопровождалось украшениями из бус, изготовленных из раковин. Заслуживает внимания «погребение» в нише: у входа в жилище находились черепа со следами трепанации и посмертной глиняной маской.
кто такая ботаиская культура