Букеевское ханство. Хозяйственный упадок, углубление земельной тесноты привело к образованию в 1801 г. так называемой Букеевской или Внутренней Орды по географическому расположению, так как она образовалась между низовьями рр. Урал и Волга. До конца XVIII в. эта территория именовалась Астраханской степью. Здесь не было постоянных поселений кочевников, по сезонам ее занимали кундровские и астраханские татары (ногайцы), калмыки и казахи. Отдельные казачьи поселения и крестьянские дворы располагались вдоль р. Урал и по берегам моря. С конца XVIII в. характер, масштаб и мотивы перехода казахов на Внутреннее междуречье изменились. Если раньше на зиму перегонялись табуны лошадей султанских хозяйств, то после подавления восстания Сырыма Датулы процесс переселения стал массовым и трудно регулируемым. Правительство в таких условиях сочло необходимым пойти навстречу желаниям кочевых казахских аулов. Уступая территорию, которая почти пустовала после бегства калмыков в 1771 г. в Джунгарию, правительство рассчитывало разрядить напряженность социальной борьбы в Младшем жузе, принимавшую антиколониальный характер. Такое переселение отвечало колониальным интересам царизма: оно раздробляло силы Младшего жуза, превращало часть казахов в подданных империи, наподобие калмыков и башкир, сулило усиление поборов с казахов, развитие торговых отношений.
Один из современников событий указывал, что султан Букей решился перейти на внутреннюю сторону «вследствие разных дружеских советов и внушений со стороны царских чиновников». Об этом писал также и его брат Шигай: «покойный брат мой Букей Нуралиев прошлого 1801 г…. приглашен был Астраханским временным губернатором Кноррингом через присылаемого Астраханского кордона начальника Попова перейти на внутреннюю сторону р. Урал во всегдашнее подданство России, Хан Букей перешел со мною и другими султанами-братьями нашими и подвластными казахами с десятью тысячами кибиток, со всем скотом и имуществом».
Политически эта Орда как особое владение была оформлена только в 1812 г. В этом году в Младшем жузе был назначен ханом султан Шергазы, а во Внутренней Орде — султан Букей. Вскоре после разграничения своего владения хан Букей умер (1815 г.). До совершеннолетия его старшего сына Жангира управление Ордой осуществлял султан Шигай. Жангир воспитывался в Астрахани, в доме губернатора. 24 июля 1824 г. в г. Уральске в присутствии высших чинов пограничного управления Оренбурга Жангир был провозглашен ханом. Период ханствования Жангира был относительно продолжительным и конструктивным в плане осуществления преобразования жизни общества и в то же время насыщенным различными событиями. Впервые в истории казахских ханств Жангир осуществлял переход земель в частную собственость кочевников, переходящих в полуоседлость. При нем возрождается институт тарханства. Эти меры способствовали разложению кочевой общины казахов. По мере укрепления своей власти Жангир реформировал старую систему налогов, прежде всего взимался зякет, затем — согым и, наконец, жасауыл акы — налог для содержания слуг. Помимо постоянных налогов, хан прибегал и к экстраординарному налогу. Хан при себе создал аппарат управления, состоявший из ряда функциональных подразделений; канцелярия, депутатская группа, совет 12 биев, институт есаулов, группа базарных султанов, ханские вестовые из 14 человек, была учреждена должность ахуна — главного духовного лица ханства.
На территории ханства в 30-х гг. появились значительные торговые центры, одним из значительных среди них является Ханская ставка. Учрежденная в 1832 г. ярмарка имела объем торгового оборота более миллиона рублей, в Россию переправлялись сотни тысяч поголовий скота, на ярмарку приезжали тысячи купцов со всех сторон. Торговый характер Ханской ставки ярко вырисовывается хотя бы из того, что из 89 домов в 46 были лавки, а в 19 -торговые склады (40-е гг.).
В Ханской Орде было довольно много мусульманских мектебов, практически каждый род, каждое отделение рода имело своего муллу. Немало выпускников этих школ направлялись для продолжения учебы в медресе Бухары и Ташкента. Образовательная концепция хана нашла выражение в открывшейся в 1841 г. первой светской школе не только в Букеевской Орде, но и во веем Казахстане. Первый набор в школу составил всего 12 учеников на 30-40 вакансий. Потребовались еще два года, чтобы заполнить эти места. А. Евреинов писал, что в этой школе преподавали «татарский, арабский и русский языки, начальные правила арифметики и грамматики, в кратком виде — географию и историю, правила оспопрививания… Лучшие выпускники поступают отсюда в Оренбургский Неплюевский корпус». В своей интереснейшей статье «Заметки киргиза о киргизах» {1861 г.) С. Бабаджанов подробно описал состояние народного образования в Букеевской Орде- Впрочем, остепен-диантах Неплюевского корпуса пишут следующее: «…хан Джангир старался усилить образование ордынцев внутри земли их и открыл единственный источник в этом роде в Оренбурге, где в учрежденный Неплюевский кадетский корпус разрешено начальством принимать из нашей Орды 10 мальчиков во 2-ом эскадроне или азиатском отделении оного» (35, с.76).
Среди примечательных явлений культурной жизни Букеевского ханства особое место занимает «оружейная комната». По отзывам современников, в ней было немало уникальных экспонатов, свидетельствовавших о высоком мастерстве казахских ремесленников. В этом первом музее Казахстана было много вещей восточного происхождения: «азиатские кольчуги, шлемы, налокотники и другие воинские доспехи». В числе сабель были дарованные его роду от российских императоров. Хан Жангир был в свое время избран почетным членом научно-исторического общества при Казанском университете. Им был записан ряд эпических поэм и шежире казахов. Существует несколько версий относительно судьбы ценных экспонатов данного музея. Хан Жангир умер в 1845 г., и ханская власть после него не восстанавливалась, Орда управлялась Временным Советом. После проведения в жизнь «Временного положения» 1868 г. Внутренняя Орда оставалась в составе Астраханской губернии (по данным 1897 п, в ней проживало более 150 тыс. казахов).