Аруах — в основе любой демонологии лежит вера в бессмертие души. Представление о телесности души постепенно освобождается от предметного содержания, от отягощающей ее чувственности, и на этой базе возникает своеобразный демонологический дуализм. Душа наделяется способностью самостоятельной жизнедеятельности. Таким образом формируется учение о духах. Душа от духа отличается тем, что душа живого человека понимается обычно слабым, пассивным и боязливым существом, тогда как дух умершего — существо сильное, активное, когда надо агрессивное. Как же происходит из беспомощной и уязвимой души могучий и опасный дух? Этот методологический ключевой вопрос получает исчерпывающий ответ в фундаментальных работах историка и теоретика религии А. С. Токарева. Идея духа умершего связана своим происхождением не с верой в душу живого человека, а с комплексом обрядов, составляющих погребальный ритуал; развитие и усложнение погребальной обрядности привело к постепенной дистилляции и спиршуализации представления об умершем, вначале вполне материальном. На развитие учения о духе как о мнимом, воображаемом, но самостоятельном объекте, оказал воздействие комплекс явлений общественной жизни — социальная дифференциация и вырастающий на ее основе культ выдающихся лиц, вождей и старейшин. Вполне человеческие качества души с момента якобы оставления ее тела превращаются в свойства, присущие демонам и джинам. Вера в демонов и джинов существует в Азии с доисторических времен. Человекообразные существа на петроглифах Тамгалы вблизи Алматы можно принять за шаманов, взывающих к духам. Мудрецы античных скотоводческих племен Евразии Анахарсис (традиция причисляет его к семи мудрецам), Ток-сарис и другие, согласно сочинениям древних писателей, являлись гадателями, предсказателями, колдунами, обладающими особыми духами, т. е. шаманами. Исследователи относят к VI в. каменное изваяние шамана с бубном на спине, найденное в Центральном Казахстане. Шаманизм и его культ был широко распространен в Казахстане во время путешествий Плано Кар-пини, В. Рубрука и Марко Поло. Их сообщения о том, что в глубинных районах Центральной Азии существуют человекоподобные чудовищные существа (люди с головой собаки — песи-главы; люди, у которых голова совмещена с грудью, или “ит басты, сиыр сиракты” — голова собаки, ноги коровьи и т. п.), похожи на вымышленные рассказы информаторов-шаманов о субъектах собственной демонологии. Почти к этому же времени относятся показания письменных источников о том, что при дворе найманских, керейских и других племен жили волхвы, которые предсказывали исход различных политических событий. Тэб-Тенгри был личным другом и семейным шаманом грозного монгольского хана Чингиз-хана. Казахский фольклор считает предком всех шаманов и шаманской профессии вообще вещего Коркута. Шаманы в представлении народа были носителями духов и демонов. Демонологические понятия казахов не свободны от влияния ислама, хотя сама исламская демонология и учение о духах казахов в древности питались от общего источника. Им могли стать древнейшие анимистические представления населе ния Азии. Так, еврейско-библейская традиция, отождествляющая дух с дыханием, ветром, в свою очередь, восходит к шуме-ровавилонской демонологии, где злые духи — ветер. “Первый дух — могучий ветер, второй — дракон с разинутой пастью, третий — пантера, четвертый — змея?». Субъекты казахской демонологии делятся на два класса: добрые, созданные из земли (топырактан жаратылган). К ним относятся духи-покровители животных, покровитель путников Еайып Ерен Кырык Шштен (дух добра с сорока помощниками), Туки Бабай Шашты Эзиз, выступающий в некоторых произведениях фольклора, отражающих казахский пандемониум, в роли предводителя 40 невидимых воинов-чильтянов. Духи казахских шаманов (жын, nepi) в основном добрые (жаксы жындар). Однако если их рассердить, если не угодить чем-нибудь, то можно быстро обратить их гнев на себя. В таком случае они становятся злыми. Добрые джины ведут постоянную борьбу со злыми. Последние созданы из огня (оттан жаратылган), в чем легко просматриваются влияние мусульманства. Шаманы своих джинов рассматривают личной собственностью. Они могут передавать их на время друг другу, меняться ими. Джины баксы имеют собственные имена. У знаменитого в прошлом баксы Койлыбая джины носили имена: Кокаман, Надір-пepi с кличкой “Шолак”, (Куцый), Шайлан, а ныне здравствующая шаманка Балбике Жирентай, Кара Бура, Карт Бура (Черный верблюд, Старый верблюд), Кер Жылан (Змея). Койлыбай своего джина Кокамана представлял одноглазым богатырем. Злые субъекты казахского пандемониума представляются смешанными: тут и местные албасты, обитающие у воды, в ком исследователи усматривают пережиток культа древнейшей среднеазиатской богини плодородия Анахиты, так и исламский шайтан. Жезтырнак и Мыстан Кемшр (Медные когти и Баба-Яга) стали персонажами фантастических сказок, они постоянно чинят зло, и герои ведут борьбу в основном с ними. Албасты и марту причиняют зло роженицам и младенцам. Образ марту неизвестен верующим, так как он, как они полагают, не показывается людям. Другое дело албасты. Этот дух может принять облик людей и животных, обитает преимущественно у воды, подстерегая там женщин. Вот почему казашки ночью боятся ходить за водой. Албасты казахов имеет генетические связи с абаасы якутов, которые являются общим названием злых духов. Однако албасты, по представлениям верующих казахов, специализируются исключительно на “материнских” комплексах. Шаманы своих духов рисуют различным образом, предаваясь вдоволь фантазии и совершенно не боясь разоблачений. Казахское слово “дару” означает воплощение духа-покровителя чего-либо, от него “дарын” — талант. Таким образом, джины якобы могут перевоплотиться в образ любого животного (лошади, птицы, зайца) и человека (мужчины и женщины). Они вездесущи, но род их деятельности специализирован. Все они представляют фантастический образ самого человека и отражают его разнообразную трудовую деятельность. Разнообразен не только род деятельности духов, различна и семантика имен духов. Тут имена собственные порой сочетаются с названиями предметов и кличками животных. Среди них встречаются и имена древних божеств, перешедшие в пандемониум шаманства в связи с установлением господства исламской идеологии. Об одном из них — албасты — речь уже шла. Языческая богиня плодородия и рожениц Анахита и ее древнетюркская аналогия матерь Умай в чуждой для них идеологической среде трансформируются из помощниц женщин в духов, мешающих при родах, причиняющих зло младенцам. Для выяснения генезиса представлений о духах показательна терминология сарынов — текстов камланий казахских баксы. Во время полевого сезона 1982 г. нам удалось записать сарын потомственного шамана, прозванного в народе Бала-баксы, жителя с. Кара-Откел Самарского района Восточно-Казахстанской области. Он изображает своего джина, якобы унаследованного им от отца, в виде песиглава (голова волка, туловище человека) под кличкой Кок-Барак (кок — синоним неба, барак — порода собак). Не отказывайся! Коли пикой по 62 кровеносным сосудам! Смотри как плачет! Смотри на слезы! Унеси болезнь с собой! Клянись, что вылечишь больного! Текст отражает типичное ттаманистское отношение к действительности. Все вещи одушевлены. Небесная собака — Кок Барак (Синий Барак) имеет антропоморфные черты. В нем смешаны многие культы и верования, в том числе чисто библейские. Например, упоминание о кузнечных реалиях говорит о культе пророка Давида, которого казахи, не без влияния ислама, считали покровителем кузнецов. Олицетворение профессионального инструмента казахских шаманов — кобыза встречается и в других текстах камланий. Например, упомянутый шаман XIX в. Койлыбай обладал сверхъестественным кобызом. Его кобыз участвовал в бегах (байга) лошадей и завоевал якобы первый приз. Туки Бабай Шашты Эзиз является также типичным персонажем казахских шаманов. Туки Бабай (Волосатый Дед) в тексте изображен как воин, восседавший на синем ишаке в полном боевом вооружении, в кольчуге, в руке у него двуконеч-ная пика, на голом теле пояс с саблей. Намекается на наличие и других оружий (сайман). Сверхъестественная сила под именем Бабай, кроме текстов камлания, встречается в пантеоне скифов в форме Папай как верховное божество. Бабай, несомненно, тюркского происхождения, означает персонифицированного предка. У бурят существует культ великого шамана Гутайн Ба-бая — хозяина местности, который считается пришельцем. Таким образом, казахские баксы, изображая своих джинов то воинами, то волками, то тучей и другими стихиями, свободно пользуются как элементами древних, так и существующих религиозных систем, совершенно не обращая внимания на отсутствие идейнорелигиозного содержания текста камланий. Все это лишний раз подчеркивает наличие художественнодекоративного и игрового аспектов причитаний, рассчитанных на эмоции и чувства слушателей. Текст сочинен таким образом, чтобы скрыть эклектизм и создать у слушателя иллюзию общения шамана с духами. “Джин” и по своей семантике отличается от слова “жан”. “Жан” означает быть произведенным, созданным, рожденным, а “джин” — знание, ум, мудрость, дух, мудрец, многомудрый, нежный, кроткий, добрый. Санскритское слово “джин” по своему значению очень близко к латинскому “гений”, которое в санскрите означает нечто, связанное с духовным. Джин, гений, тенгри, онгоны по значению очень близки. В древнеткюркское время “жан” применялся в значении “душа”, “дух”, “жизнь»; В доисламской Аравии также было широко распространено представление о джинах и духах. Коран свидетельствует, что арабы-многобожники поклонялись джинам (во множественном числе — аджина) и шайтанам. Вместе с исламом эти демоно логические категории арабов проникают в Казахстан. Главный враг Аллаха — это джин. Джины — эта “стихийные духи природы”, “созданные из огня-. Но Коран сам часто смешивает в одно джинов, которые представляются самостоятельными существами, с духами мертвых предков аруахами. В демонологической традиции казахов джины и аруахи — существа различного порядка. Культ умерших предков как часть патриархальнородовой идеологии был отражением процесса разложения первобытнообщинного строя, устоявшейся гегемонии отца в обществе арабов-бедуинов. Языческое сознание не могло способствовать социальному объединению и обеспечению морально-политического единства арабских кочевников. Политическая консолидация Аравии, сопровождавшаяся распространением новой религии, привела к нигилистическому отношению к определенным ценностям ради объединения разрозненных арабских племен под эгидой единой надплеменной идеологии. Политеизм же порождал трайбалистическую исключительность, С установлением идей ислама положение в обществе начинает определяться заслугами перед учением Мухаммеда, а не происхождением и племенно-культовыми ориентациями. Старому идеалу племенной верности и доблести ислам противопоставлял новый идеал ревностного служения догматам мусульманства. В период первоначального формирования ислам не мог игнорировать традиционное идейное наследие кочевых арабов. На базе этого наследия и выросла идеология ислама, составной частью которой является и демонология мусульманства. Поэтому племенные культы умерших предков доисламской Аравии были включены в пандемониум, отраженный Кораном.
Верующий казах никогда не путает духов своих предков с другими духами. Аруахи, по представлениям верующих казахов, — это нечто отличительное от джинов и демонов. Аруахи -это лишь духи умерших предков. Они покровительствуют чле нам своего рода, но только при условии почитания его. Следовательно, они могут быть вполне добрыми, если почитание соответствует его чести. Они — злы и мстительны, если о них забыли. В казахской демонологии роль аруахов исключительна. Они почитались наравне с богом. Наша полевая запись отражает эту особенность: палван меркитов племени керей по имени Боран-бай вступил в борьбу с палваном ак-найманов племени найман Хамзой. Перед началом состязания Хамза поклонился племенному духу предков Кабанбаю. Гордый керейский борец, увидев это, заметил самонадеянно: “Не надейся на своего Кабан-бая! Надейся лучше на свою силу!” В этом поединке он проиграл бой. Участники были едины в мнении о том, что корейского борца покарал озлобленный дух Кабанбая.
Особое отношение к аруахам по сравнению с другими духами проявляется в том, что шаманов казахи хоронили отдельно, вне родового кладбища. Однако общие черты, которыми казахи наделяли духов, присущи и аруахам. Так, к последним относится представление о парциальности и множественности. Оно отражается в понятии “аруахтар”. Например, в формуле поклонения и помощи: “Ата-баба аруахтары! Жебей кор!” — духи предков, поддержите! — понятие использовано в форме множественного числа. Аруах — слово арабского происхождения, находится во множественном числе. Оно означает “дыхание”, произведено от единственного числа “рух” — дух, душа, призраки, жизнь, эссенция. Таким образом, казахи к слову, носящему множественное значение, дополнительно прибавляют окончание множественности тюркских языков и произносят аруах + тар = аруахтар. Г. П. Снесарев это явление отмечает среди узбеков Хорезма. В представлении казахов аруахи иногда сильнее бога, они не смешиваются с другими персонажами демонологии, их призывают в трудные минуты жизни. Аруахи ассоциированы с именами предков, которые зафиксированы в родовых уранах. Согласно Корану, покойник совершенно бессилен оказывать какое-либо влияние на живых.
Таким образом, вера в самостоятельно существующих духов и джинов имела место среди культово-религиозных комплексов доисламского периода истории Казахстана и в ней просматриваются два независимых источника. Один из них, несомненно, связан с шаманской демонологией, а другой — с погребальным культом. Представление о сверхъестественных существах, то добрых, то злых, населяющих небо и землю, было связано главным образом с олицетворением явлений природы и абсолютизацией свойств самого человека, дуалистической интерпретацией категорий диалектики и восходит к местным формам анимизма. Мировоззренческой основой этих представлений служат различные формы философского идеализма. Впрочем, идеализм служит базой демонологии любой религии. Несовместимость демонологических представлений казахов с демонологией официального ислама проявляется особо в погребальных обрядах казахов. Однако есть и много общих черт, объединяющих пандемониум казахов и ислама.
Очень профессиональная и познавательная статья. Спасибо