Геронтократия — власть старцев и старейшин — одна из архаичных форм социальной организации людей, институт патриархально-родового строя. Геронтократия явилась продуктом развития социально-экономических отношений в первобытно-общинной формации. Развивающиеся производительные силы родовой общины постепенно создали условия для перехода от матриархата к патриархату, не меняя сущности общинной организации людей. Возникновение плужного земледелия и скотоводства привело к обособлению домашнего труда, который стал преимущественно делом женщин, а руководство хозяйственной и общественной жизнью переходит к мужчинам.
Известно, что в первобытной общине человек находился в неразрывной связи с родом. Он не представлял свою жизнь вне родового коллектива, поэтому для него самым тяжким наказанием было изгнание из рода. То, что было вне рода, было вне моральных норм, ибо “племя, род и их учреждения были священны и неприкосновенны, были той данной от природы высшей властью, которой отдельная личность оставалась безусловно подчиненной в своих чувствах, мыслях и поступках”. Перед родом были все равны. Какими бы выдающимися качествами ни отличался человек, община не предоставляла ему никаких преимуществ. Наиболее опытных, отважных родовая община могла выбрать, чтобы он руководил коллективом на охоте или при межродовых усобицах, но после завершения своих полномочий он становился равным со всеми. Вместе с разделением труда возникают и социально регламентированные нормы и принципы нравственности, содержащие в себе новые возникающие противоречия в общественных отношениях. В установившихся в этих условиях традициях и обычно-институциональных нормах все более определяющее значение приобретали личный авторитет и уважение, которым особенно пользовались представители мужской части общины. Богатый жизненный опыт, знания и навыки старших служили основанием их высокого социального статуса. Одной из основных нравственных добродетелей, таким образом, выступает уважение и почитание старших. Лишь старость была окружена всеобщим уважением и являлась первой привилегией в родовом строе. Огромную роль в выделении личности сыграла также военная демократия. Именно тогда на первый план выдвигается идея личной инициативы. Итак, “захватив бразды правления” отцы семейств, могущественные представители рода, имея значительное влияние на благосостояние и жизнь своих сородичей, становятся объектами поклонения и почитания, ибо “каждая ступень разделения груда определяет также и отношения индивидов друг к другу соответственно их отношению к материалам, орудиям и продуктам труда”. Институт геронтократии явился одним из определяющих факторов в формировании культа предков — идеологической надстройки, характерной для периода разложения первобытнообщинных общественных отношений и феодального строя с сильными пережитками патриархально-родового уклада. Следы геронтократии прослеживаются у средневековых племен Казахстана, впоследствии сыгравших заметную роль в этногенезе казахского народа. Так, арабский путешественник начала X в. Ибн Фадлан, направляясь на Волгу, в страну булгар и славян, отметил обычай почитания вождей у огузов на Мангышлаке и в Прикаспийских степях. Путешественник пишет: “…Они (т. е. тюрки-огузы. -С. А.) не изъявляют покорности Аллаху, не обращаются к разуму и не поклоняются ничему но называют своих старцев господинами'». Абу-Дулаф, современник Ибн Фадлана, находит то же самое в стране прииртышских ки-маков. Он пишет: “…Мы пришли к народу кимак… Кому из них исполнится 80 лет, того весьма почитают, ежели он не страдает болезнями и телесными недостатками». Вероятно, почитание старейших членов племени было свойственно не только огузам и кимакам — восточной ветви кипчакского племенного союза, но и другим племенам Казахстана. Согласно легенде, хан кереитов XII в. Маркуз представляется духовным патриархом племени, а хан найманов этого же периода Инанч Билгэ Бука-хан, по данным монгольского памятника середины XІІІ в., предстает также седовласым старцем. Традиции, связанные с институтом родовой геронтократии, закономерно трансформируются как социальное наследие предшествующего исторического этапа и в казахское кочевое общество XVI-XIX вв. Однако нравственные нормы и принципы, сформированные под влиянием родовой геронтократии, у казахов носят более рациональный характер. Они свободны от религиозно-мистического содержания и обнаруживаются, главным образом, в морально-этических отношениях. Глубокое уважение, проявляемое к старцам (цария, карт), людям, старшим по возрасту, отражает морально-этические устои и веками установленные традиции народа, очерченная демократическая направленность народной этики. Почет и уважение к старшим, сообщает руководитель статистико-экономической экспедиции 1896 г. в Казахстан Ф. Щербина, “представляет собой наиболее крепкий и устойчивый институт в области существующих обычно-правовых отношений киргизов (казахов. — С. А.)» Уважение и почитание старших по возрасту людей в казахском обществе достигло действительно высокой степени, а старики обладали большим нравственным статусом. “Стоит только старику войти в кибитку, как все молодые встают ему навстречу и кланяются, а шутки и забавы сейчас же умолкают”, — свидетельствует этнографический проспект начала XX в. Считалось проявлением наивысшей безнравственности, разумеется, и глупости проезжать галопом на скаку мимо аула, где живет человек преклонного возраста.
Мнение старцев имеет исключительное значение, и их участники в том или ином совете, где решаются важные для рода дела, было обязательно, ибо “голос старика имеет больше веса, чем мнения всех других членов» родовой общины, поэтому независимо от обстоятельств стремились выслушать прежде всего мнение старца. А при невозможности личного участия старейшего члена рода в совете члены совета и представители обязаны посетить его и попросить дозволения работать без его участия. Когда тот или иной жизненно важный вопрос получит решение, игнорирующее мнение старца, то оно не реализовывалось до получения устной санкции и согласия его. “Слово старика, в известной степени, закон, — отмечает исследователь казахского быта начала XX в., — при всяком происшествии прежде всего справляются с его мнением». В обстоятельстве проявились отголоски традиций древней родовой геронтократии решать все конфликты, согласовав их с мнением старейших членов рода.
Наличие нравственной субординации в отношениях со старцами в известной мере свидетельствует о том, что старцы, возможно, некогда исполняли функции определенных лиц, обладавших исполнительной властью, в какой-то мере напоминавших архонтов античного мира, хотя последние отправляли свои функции — обязанности в рабовладельческом обществе и являлись представителями господствующего класса, а не широких слоев трудящихся масс. Тем не менее, генетическая связь должности архонта с родовой геронтократией не подлежит сомнению. Такое же изменение сущности геронтократии соответственно социальной среде вызвало к жизни особый ее упадочный продукт, так называемое аксакалство.
Аксакалство — это срастание родового института геронтократии в специфической форме с учреждениями колониальной администрации. Так, в Казахстане в XVIII-XIX вв. в связи с установлением колониальных отношений царская администрация стремилась сколотить местный аппарат самоуправления, основанный на принципах родовой геронтократии. Из среды родовых старцев и старейшин выделились аксакалы, обладавшие значительной административной властью. Они, как правило, выступали исполнителями воли феодалов и служителями царизма. Разумеется, это не имело ничего общего с традиционными принципами геронтократии.
“Власть” старца у казахов, так же, как и сахема у ирокезов, была “отеческая, чисто морального порядка, средствами принуждения он не располагал”. Обычноправовые нормы, связанные с родовой геронтократией, в нравственной практике осуществлялись добровольно — по привычке и традиции — и контролировались общественным мнением. По этому поводу Ф. Энгельс отмечал: “Здесь перед нами едва намечающийся, но большей частью не получивший дальнейшего развития прообраз должностного лица, обладающего исполнительной властью”.
Старик был главной персоной и гордостью казахской семьи. Благополучие семьи и ее членов в известной степени связывалось с сакральными качествами старца (кие, касиет) и представлялось результатом его покровительства и покровительства благородных духов предков, аруахов. Вообще почитание старцев имеет место во всех сферах общественной жизни, но наиболее выпукло оно проявляется во взаимоотношениях рода с другими родоплеменными коллективами. Старцы санкционировали межплеменные и межродовые акции и принимали в них непосредственное участие. Казахский фольклор богат образами мудрых и проницательных старцев, таковы, к примеру, Коркут, Асан-Кайгы, искавшие бальзам бессмертия и землю изобилия, многомудрый Абыз из “Енлик-Кебека”. Народные певцы — жы-рау Шалкииз и Бухар переживали свое акмэ в ставках ханов. В казахской патриархально-феодальной общине все вопросы, касающиеся брачных отношений, также входили в компетенцию старцев, которые регулировали и генеалогические ограничения. С их согласия начинались и все другие мероприятия: поход, коммерция, сев, жатва, скот, согум и т. д. В этом отношении показателен обряд встречи нового года — Науруз, где специально старцам аульной общины готовили “науруз-коже” — ритуальную трапезу, символ изобилия и благополучия года. В прошлом эта трапеза состояла из головы быка, зарезанного общиной на новогодние празднества. Этот обряд содержал не только элементы архаичного интичиума (умножение, вероятно, тотема — быка), но и реликт геронтократии. Среди трудового народа почетом и уважением пользовались исключительно старшие по возрасту люди. Поэтому необходимо было считаться с таким глубоким поклонением масс перед старцами. Существующая расстановка классовых сил не могла не повлиять на поведение эксплуататорского меньшинства, что находило проявление в показном демократизме во взаимоотношениях с представителями масс. В уважительном отношении к старшим, естественно, нет ничего религиозного. Оно свойственно всем народам мира и является частью их нравственного сознания, формировавшегося в процессе трудовой деятельности. Лишь по мере усложнения общественных отношений и в результате их неверного осмысления эти морально-этические нормы освящаются религией. Так, известны целые религиозно-этические и философские системы, являющие собой попытку систематизации стихийно возникающих моральных норм, закрепленных в обрядовой практике, в народных обычаях. Положительные народные традиции и знания, выработанные в трудовой практике, народная нормативная этика, как часть национальной культуры, при практическом к ней подходе могут стать важным рычагом в нравственно-воспитательной работе нового поколения людей. Как любое общественное явление, народные этические традиции имеют многостороннюю связь со всеми формами надстроечного общественного сознания, в том числе и религиозного, но в конечном счете они обусловлены общественно-трудовой практикой народа. Почет, уважение к старцам, к старшим по возрасту людям, всегда были характерны для молодого поколения, потому что эти добродетели имеют вековые исторические корни и являются неизменными атрибутами социальной сущности человека.