В современных условиях долгосрочной основой экономического процветания и конкурентоспособности должна стать производительность труда, стратегическим ресурсом которого является человеческий капитал. Без здоровых и образованных людей невозможно развить современную инфраструктуру, создать эффективный государственный аппарат, обеспечить благоприятный бизнес-климат. Изучение демографических и социальных последствий экономических реформ дает оценку современному демографическому и социально-экономическому состоянию государства, а также возможность определить тенденции дальнейшего развития страны. Экономические реформы — крупные преобразования, изменения в системе ведения хозяйства, управления экономикой, путях и способах осуществления экономической политики. Экономические реформы проводятся в условиях, когда выявляется низкая эффективность экономической системы, возникают экономические кризисы, экономика плохо, недостаточно удовлетворяет потребности людей, страна отстает в своем развитии от других стран.
За счет проводимых государством экономических реформ происходят изменения в демографической ситуации, и изменяется социальная обстановка. Экономические реформы влияют на политику доходов и цен, занятости и роста населения, миграции, социальную защиту и социальные гарантии. Тенденции воспроизводства и миграции населения подтверждают тесную взаимосвязь развития народонаселения с этапами экономического освоения и заселения территории, определяемые государственной политикой и ее социальными последствиями.
Таким образом, прослеживается зависимость между реализацией экономических реформ и демографической ситуацией и социальной обстановкой в стране. Задачи экономической реформы модифицируются от региона к региону. При этом действует такая закономерность, как «эпидемия роста» — взаимосвязь успешных реформ в соседних странах, реализуемая через внешнеторговые отношения, обмен накопленным опытом и, как следствие, переход соседних стран с лидерами к экономическому росту.
Зарубежный опыт экономических реформ и их демографических и социальных последствий Китая, России и Индии, показывает, что каждое государство проводит экономические реформы по-разному, используя свои подходы и методы проведения реформ. К 1999 г. в Казахстане были проведены реформы здравоохранения и образования. Реформирование данных сфер продолжается и в настоящее время. Изучив основные показатели развития здравоохранения, можно отметить, что в ходе реализации экономических реформ, проведенных за последние годы в Казахстане, состояние здравоохранения улучшилось. Так, число больниц с 917 в 1999 г. увеличилось до 1020 в 2009 г., на 2012 г. данный показатель составляет – 990 единиц, число коек для больных увеличилось на 13 тыс. и в 2012 г. составило 113,2 тыс.
В последние годы удалось стабилизировать основные медико-демографические показатели — рождаемость, смертность и среднюю продолжительность предстоящей жизни. Снижена инфекционная заболеваемость. По сравнению с 2005 г. доля 15-29 летних зараженных ВИЧ-инфекцией от общего числа зараженных снизилась и составила на 2009 г. 42,8 процента, на 2012 г. – 34,3. В рамках правительственной программы создана эффективная кардиологическая и кардиохирургическая служба, в странах ближнего и дальнего зарубежья подготовлено более двухсот специалистов кардиохирургического профиля. В результате отмечается снижение смертности от болезней системы кровообращения с 535,5 в 1999 г. до 416,4 в 2009 г. и до 256,9 в 2012 г.
Для укрепления материально-технической базы организаций онкологической службы производится закуп медицинского оборудования, соответствующего мировым стандартам. С 2008 г. проводятся осмотры женщин на раннем выявлении онкопатологии с дальнейшим их оздоровлением. В Республиканском диагностическом центре установлен первый в Казахстане позитронно-эмиссионный томограф. С 1992 г. началось реформирование системы образования. Были разработаны Национальная программа государственной поддержки образования, Концепция государственной политики в области образования, Концепция гуманитарного образования и другие.
В результате реализации Государственной программы развития образования в РК на 2005 – 2010 гг. по состоянию на 1 июля 2010 г. все уровни образования институционально обеспечены сетью соответствующих организаций. Структура образования приведена в соответствие с Международной стандартной классификацией образования. Создаются условия для введения 12-летней модели обучения. Реструктурировано техническое и профессиональное образование. Введена трехуровневая подготовка специалистов: бакалавр – магистр – доктор PhD. Утвержден Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан, содержащий укрупненные группы специальностей.
Однако состояние дошкольных организаций оставляет желать лучшего. Общее число дошкольных организаций на 2012 г. составляет – 7221, тогда как в 1999 г. их количество доходило до 8881 единиц. В 2005-2010 гг. введено в эксплуатацию 490 школ, на 2012 г. количество школ составило 7636 единиц. В республике функционируют 115 организаций образования для одаренных детей по различным направлениям. По данным 2009 г., охват высшим образованием составляет 24,8 процента от численности населения типичного возраста и характеризуется негативной тенденцией снижения. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике численность населения страны на 1 января 2012 г. составила 16 909,8 тыс. человек, в том числе городского — 9277,5 тыс., сельского – 7 632,3 тыс. человек.
Рождаемость в Республике Казахстан за счет проведенных экономических реформ до 2009 г. показывает устойчивую положительную динамику. Общий коэффициент рождаемости населения на 1000 жителей с 14,6 процентов в 1999 г. увеличился до 22,7 процента в 2012 г. За 2008 г. в стране родилось 356,6 тыс. детей, их число увеличилось на 10,8 процента в сравнении с 2007 г., на 27,8 процента — с 2005 г. и на 63,9 процента – с 1999 г.
В целях улучшения демографической ситуации и поддержки семей с детьми разработан проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной поддержки отдельных категорий граждан». Результатом данного проекта стало то, что с 1 января 2010 г. произошло увеличение размеров единовременного пособия на рождение четвертого и более ребенка с 30 до 50 месячных расчетных показателей, размер пособия составляет — 70650 тенге; увеличение размера ежемесячных пособий по уходу за ребенком. Кроме того, было введено пособие в размере минимальной заработной платы в размере 14952 тенге лицам, воспитывающим ребенка-инвалида. Ожидаемая продолжительность жизни в 2009 г. возросла и составила 68,6 лет, тогда как в 2005 г. – 65,9 лет, в настоящее время данный показатель равен – 69,6. Исследование данных внешней миграции, показало, что сохраняется положительное сальдо миграции населения в январе-декабре 2009 г. составило 7502 человек. Число прибывших в республику составило 41 485 человек, а выбывших за ее пределы – 33 983 человека. В 2012 г. сальдо миграции населения составило -1428.
В 2005-2010 гг. наблюдались изменения в динамике численности городского и сельского населения. В 1999-2005 годах численность городского населения увеличивалась, а сельского сокращалась, в 2006–2007 гг. количество горожан сократилось, сельских жителей увеличилось. Но в целом темпы роста городского населения в настоящее время намного выше темпов роста населения сельского, и именно городское население определяет общую динамику численности населения Казахстана — в 2008-2009 гг. на 74,1 процента рост населения РК происходил за счет горожан.
На основе изученных социальных последствии экономических реформ, следует отметить, что существуют проблемы в сферах здравоохранения и образования, требующие определенного решения. Для обеспечения устойчивого социально-демографического развития страны требуется улучшение здоровья граждан Казахстана, в связи с этим необходимо:
Так как существуют проблемы с рождаемостью и смертностью населения, заболеваемостью и распространенностью ВИЧ-инфекции, в сфере здравоохранения Казахстан должен добиться таких успехов:
Образование создает другие социальные выгоды, способствует формированию социального капитала общества с большой долей гражданского участия, высокой социальной сплоченностью и интеграцией, низким уровнем преступности. Казахстану необходима кардинальная модернизация образования: значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение его качества.
Поэтому предлагается новое национальное видение: к 2020 году Казахстан — образованная страна, умная экономика и высококвалифицированная рабочая сила. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание страны.
Таким образом, необходимо:
Особое внимание необходимо уделить обеспечению эффективного взаимодействия органов социальной защиты и занятости населения с негосударственными организациями, чья деятельность направлена на оказание помощи нуждающимся категориям населения, а также с представителями делового сообщества.
Работу по улучшению демографической ситуации необходимо вести в нескольких направлениях: