Основные понятия дипломатической службы Республики Казахстан. Внешнеполитический курс государства, как и его политика в целом, определяется и осуществляется его верховной властью. Основные положения этого курса декларируются в программах пришедших к власти партий, заявлениях высших государственных деятелей, в программных документах, утверждаемых верховной властью в соответствии с действующим в стране конституционным порядком. К числу таких документов относится Концепция внешней политики Республики Казахстан, представляющая собой систему взглядов, цели, принципы и основные направления внешнеполитической деятельности Казахстана. Высший приоритет этой деятельности — защита интересов личности, общества и государства. [7, c.31]
Важнейшим условием успешного решения стратегических и тактических задач Казахстана на международной арене является высокопрофессиональная, хорошо организованная дипломатическая служба. Именно такая дипломатическая служба определяет успешность решения внешнеполитических задач, стоящих перед Республикой Казахстан. Отсюда задача: обеспечение дальнейшего повышения эффективности и престижа дипломатической службы, профессиональной компетентности всех дипломатических институтов и их сотрудников. Распределение полномочий между ветвями власти в Республики Казахстан как и в каждом государстве, зависит от конституционного устройства.
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан осуществляет руководство и определяет основные направления внешней политики РК его Президент. Как глава государства он представляет страну на международном уровне; ведет переговоры; подписывает международные договоры и ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные фа-моты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Казахстан в иностранных государствах и международных организациях; принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности. В случае агрессии против Республики Казахстан или непосредственной угрозы агрессии вводит военное положение на территории страны или в отдельных ее местностях; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Республики Казахстан. [8, c.50]
Правительство Республики Казахстан призвано осуществлять меры по реализации внешней политики Республики Казахстан. Эти меры обеспечиваются постановлениями и распоряжениями Правительства, участием председателя Правительства, его заместителей и министров в международных переговорах, в практической реализации достигнутых договоренностей по различным аспектам отношений Казахстана с другими странами.
Специальные функции повседневной деятельности в области осуществления внешнеполитического курса Казахстана возложены на Министерство иностранных дел Республики Казахстан. В его рамках в основном организуется и проходит дипломатическая служба. С точки зрения дипломатической службы основное внимание будет сосредоточено на структуре Министерства, его функциях, основных формах и методах деятельности, особенностях функционирования его структур и персонала.
Министерство иностранных дел Республики Казахстан и его статус и задачи
Министерство иностранных дел Республики Казахстан — МИД РК является центральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области отношений Республики Казахстан с иностранными государствами и международными организациями. Министерство образовано в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, подведомственно Президенту Республики Казахстан, в своей деятельности руководствуется нормами и требованиями Конституции Республики Казахстан, законов РК, указов и распоряжений Президента.
В систему МИД РК входят Центральный аппарат, дипломатические представительства и консульские учреждения за рубежом, представительства Республики Казахстан при международных (межгосударственных, межправительственных), а также и подведомственные предприятия, учреждения и организации, созданные для обеспечения деятельности министерства. К таким учреждениям относятся и учебные заведения: Институт Дипломатии РК, дающий специальное дипломатическое образование на базе уже имеющегося высшего образования и готовящий специалистов-международников, в области международных политических и экономических отношений, юриспруденции, политологии, менеджмента и делового администрирования, журналистики. [7, c.89]
Министерство обладает статусом юридического лица, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и со своим наименованием, соответствующие печати и штампы, счета в учреждениях банков Республики Казахстан, в том числе в иностранной валюте. Финансирование осуществляется из средств государственного бюджета и частично из внебюджетных средств.
В соответствии с целями и задачами выстраивается структура министерства:
Б. Территориальные департаменты, на которые возложена работа по вопросам отношений Республики Казахстан с другими государствами и международными организациями.
Департаменты и управления функционального характера. Г. Департаменты, управления, отделы и другие подразделения административно-хозяйственного характера. Д. Вспомогательные подразделения, обеспечивающие необходимые условия функционирования центрального аппарата МИДа и подведомственных ему учреждений и организаций, а также загранпредставительств.
Основные задачи Министерства иностранных дел РК:
Задачи определяют функции Министерства, к числу основных из них относятся:
Как видим, одной из важнейших задач Министерства иностранных дел является разработка и представление Президенту Республики Казахстан и в Правительство страны обобщенной информации, а также предложении по вопросам отношений Республики Казахстан с иностранными государствами и международными организациями, заключения, продления, приостановки или прекращения ее международных договоров.
С целью должного научного обоснования такого рода предложений министру предоставлено право образовывать научно-консультативные, методические и экспертные советы. Состав таких советов и положения о них утверждаются Министром иностранных дел.
Одной из основных функций МИД РК является взаимодействие с органами государственной власти Республики Казахстан, органами местного самоуправления и общественными объединениями. Ее цель: обеспечение проведения единой скоординированной внешнеполитической линии Республики Казахстан в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.
На Министерство иностранных дел Республики Казахстан возложен оперативный и стратегический контроль за выполнением международных обязательств со стороны органов исполнительной власти. В свою очередь, органам исполнительной власти Республики Казахстан предписано информировать МИД РК об осуществляемой ими международной деятельности, в том числе обо всех официальных поездках, консультациях и переговорах, подписанных документах и других договоренностях.
К числу важнейших прав МИД Республики Казахстан относятся:
В распоряжении Министра имеется группа послов по особым поручениям. Они занимают государственные должности категории «А» и как сам министр в соответствии с законом РК «О государственной службе в Республике Казахстан» не являются государственными служащими. Они исполняют не административно-управленческие или информационно-аналитические, а политические функции.
Министр иностранных дел Республики Казахстан имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Республики Казахстан, и распределяет обязанности между ними. Каждый из заместителей министра руководит группой департаментов, управлений и иных подразделений министерства. Структура Министерства иностранных дел, помимо его руководства и упомянутых звеньев, включает также департаменты, управления, самостоятельные отделы и группы. Именно эти подразделения являются главными элементами организационно-должностной структуры центрального аппарата МИД.
В рамках сложившихся структурных подразделений и на соответствующих государственных должностях организуется прохождение дипломатической службы в центральном аппарате МИДа. Эти должности могут быть названы должностями дипломатической службы, которые и определяют социально-политический, правовой, властно-управленческий статус дипломатического служащего, содержание, полномочия, пределы его реального участия в реализации внешнеполитических функций своего ведомства. Поэтому дипломатическую должность без какого-либо преувеличения можно считать первичным, базовым организационно-структурным элементом дипломатической службы. Должность определяет место служащего в общей системе дипломатической службы, концентрирует в себе права, обязанности и ответственность работника, пределы его компетенции. [7, c.153]
Дипломатические должности в центральном аппарате МИД, как и в дипломатических, консульских и загранпредставительствах, начинаются с референтов. Однако принято считать, что подлинно (по статусу и содержанию работы) дипломатическая должность начинается с должности атташе, поскольку она соответствует первому дипломатическому рангу — атташе. Далее идут должности третьего секретаря, второго секретаря и первого секретаря, советника, старшего советника и главного советника. На должность начальника отдела департамента, как административную, может претендовать дипломатический работник, имеющий опыт советника и выше. Должность заместителя директора департамента может занимать дипломат, как правило, имеющий опыт не ниже главного советника. В назначении на должность может иметь значение ранг дипломатического работника, так или иначе свидетельствующий о его зрелости. Дипломатический ранг — особое звание, которое присваивается в соответствии с занимаемой государственной должностью в Министерстве иностранных дел, дипломатических представительствах и консульских учреждениях.
Обычно ранг совпадает по наименованию с должностью, но деление их на классы позволяет назначать на дипломатическую должность либо более высокую, либо на должность ниже. Так, например, первый секретарь I класса может быть назначен, как исключение, на должность советника, а II класса — на должность второго секретаря. Это несоответствие зависит от штатного расписания. Такое положение обычно существует не долго и при первой возможности «пострадавший» получает повышение в должности, а занимавший более высокую должность — повышение в ранге. Что касается такой должности, как директор департамента, то, как правило, на нее назначаются дипломаты, имеющие высшие ранги.
Оперативная работа центрального аппарата МИД Республики Казахстан
Строгие формулировки документов, определяющие статус, функции и структуру Министерства иностранных дел РК, объективно не могут дать исчерпывающей картины повседневной практической деятельности этого ведомства. Никакая, даже самая совершенная схема не в состоянии предусмотреть действия, вытекающие из информации, поступающей из-за рубежа и от внутригосударственных ведомств, не может учесть характер и особенности инициативных предложений, которые поступают в Центр; не может предугадать результаты многочисленных встреч и бесед, которые изо дня в день приходится проводить министру и другим сотрудникам МИД с представителями иностранных держав. Объем этой работы немал и требует не только времени, но и огромной затраты энергии, не говоря уже о большой ответственности за каждое сказанное слово, за каждый предпринятый шаг.
Работа подразделений центрального аппарата: департаментов, управлений отделов регламентируется Положениями о каждом из них, утверждаемыми министром. В указанных документах определены основные задачи и функции этих подразделений, пределы рабочего времени, основные права и обязанности их работников.
Информационной работой в МИД в той или иной мере занимаются все оперативные подразделения, как территориальные, так и функциональные. Основу же оперативной деятельности дипломатического состава определяет назначение того или иного департамента, задачи, которые перед ним ставятся. Подробно задачи и функции каждого департамента определяются соответствующими положениями, которые утверждаются Министром. Возьмем территориальные департаменты. Их деятельность регулируется соответствующими положениями, в соответствии с которыми основными для них являются следующие виды работ:
В своей основной части работа указанных департаментов сосредоточена на вопросах, касающихся отношений с находящимися в его ведении странами. Эта работа включает поддержание контактов с их дипломатическими представительствами в Москве как в форме личных встреч с членами персонала посольств и бесед с ними, так и путем дипломатической переписки. Встречи и беседы большей частью происходят в связи с необходимостью выяснения тех или иных вопросов, выполнения поручений своего министерства.
Встречи проходят на разных уровнях. Если просьба о встрече исходит от посла аккредитованной страны, то обычно он принимается министром или его заместителем, а в отдельных случаях — директором департамента. В других случаях такие встречи и беседы в зависимости от характера вопроса могут происходить на уровне начальника отдела департамента, а со стороны посольства — его советника или первого секретаря. На более низком уровне такого рода встречи и беседы, как правило, не проводятся.
Во всех случаях содержание бесед фиксируется в специальной записи. Совокупность такого рода записей составляет дневник дипломатического служащего. В дневнике помимо записи содержания беседы, вопросов и ответов ее участников, указывается, кто присутствовал на встрече из числа сотрудников МИД и сопровождавших лиц. Запись беседы подписывается и рассылается по тем адресам, к которым могут относиться затронутые вопросы. Что касается переписки с иностранными посольствами, то она ведется путем обмена нотами (преимущественно вербальными и очень редко личными), памятными записками и письмами. В отдельных случаях с нотой может быть направлен меморандум. Форма личных писем употребляется редко и, как правило, они касаются отношений между адресатом и адресантом (выражения благодарности, поздравления, соболезнования и т.п.).
Между МИД и посольством могут выполняться и некоторые совместные виды работ, например, при подготовке визита высокого государственного деятеля (прорабатывается программа визита, согласовываются тексты заключительных документов и т.п.). В таких случаях к работе как правило привлекаются и сотрудники других департаментов, прежде всего для проработки вопросов, которые входят в их компетенцию. От посольств могут поступать также различного рода инициативные предложения: о реакции на те или иные события в стране пребывания, о мерах по развитию отношений с этой страной в политическом, экономическом, научном или культурном плане, об обмене визитами государственных деятелей, о консультативных встречах по линии министерств иностранных дел и т.п. Все эти предложения тщательно рассматриваются, докладываются руководству МИД с соответствующим заключением департамента относительно целесообразности их реализации.
Примерно в том же плане строится работа департаментов, в функции которых входят отношения Казахстана с международными организациями. К таким департаментам относятся Департамент общеевропейского сотрудничества (ДОС). Своими особенностями отличается деятельность Департаментов консульской службы (ДКС), комитет внешнеполитического анализа и прогнозирования (КВАиП), служба государственного протокола (СГП). [12, c.175]
Работа перечисленных департаментов сопряжена с деятельностью международных организаций, в которых так или иначе принимает участие Республика Казахстан. В зависимости от занимаемой должности работники этих департаментов принимают участие в аналитической работе, готовят предложения к очередным сессиям их органов, участвуют в разработке позиций казахстанских делегаций, в оперативной переписке с постоянными представительствами Республики Казахстан.
Что касается других функциональных департаментов, то их деятельность определяется характером вопросов, которые они призваны решать. Особая роль Правового департамента, в функции которого входят вопросы международно-правовой сферы, это, в первую очередь, подготовка проектов международных договоров и документов к международным встречам и конференциям, проведение консультаций по вопросам, регулируемым международным правом. В перечень задач Департамента входит также наблюдение за выполнением уже заключенных договоров. Ему может принадлежать инициатива в прекращении или приостановлении действий ранее заключенных договоров и соглашений.
Департамент консульской службы — важнейшее функциональное структурное подразделение МИДа Республики Казахстан. Он координирует и направляет деятельность консульских загранучреждений (генконсульств, консульств, вице-консульств), консульских отделов посольств, а также представительств МИД на территории Республики Казахстан, консульских постов в международных аэропортах, пограничных контрольно-пропускных пунктах. Консульская работа весьма многопланова, но ее характер в центре во многом отличается от характера на периферии, в консульских загранучреждениях, которые работают под контролем департамента и посольств. Здесь нет необходимости регистрации актов гражданского состояния: браков, рождения и смерти, как это делается в консульских учреждениях за рубежом. Зато визовой практики более чем достаточно.
Одно из ведущих мест в системе МИД занимает Департамент информации и печати. На департамент возложены обязанности по проведению брифингов и пресс-конференций, организации работы пресс-центра. Департамент занимается аналитической деятельностью, им обеспечивается обслуживание всех государственных визитов. Важный вид организационно-аналитической работы выполняет Комитет внешнеполитического анализа и прогнозирования (КВАиП). В департаменте изучаются закономерности, тенденции и особенности развития современных международных отношений, что позволяет МИДу находить более эффективные подходы к решению важнейших международных проблем. Департамент изучает внешнеполитические программы иностранных государств, анализирует состояние общественного мнения, поддерживает связи с научно-аналитическими центрами. Особое положение в структуре Министерства иностранных дел занимает Служба государственного протокола, на который возложено соблюдение церемониала встреч и проводов государственных деятелей, делегаций, аккредитуемых послов иностранных государств, процедур подписания договорных документов, проведение дипломатических приемов и т.п. Практическая деятельность Министерства иностранных дел Республики Казахстан за короткий период своего существования показала, что нынешнее внешнеполитическое ведомство РК в полной мере отвечает предъявляемым к нему как важнейшему ведомству исполнительной власти Республики Казахстан.