Сегодняшними успехами в социально-экономическом развитии и привлечении иностранных инвестиций Республика Казахстан обязана таким базовым факторам конкурентоспособности, как обеспеченность природными ресурсами, благоприятная макроэкономическая среда и политическая стабильность. Однако в перспективе до 2020 года экономика страны может потерять конкурентоспособность и оказаться в «ловушке среднего дохода». Для сохранения высоких темпов экономического роста Казахстану потребуется реализовать структурные изменения в экономике, необходимые для перехода на новую стадию развития. В этой связи переход Казахстана на принципы инновационно-ориентированной экономики, а также реализация проектов Карты индустриализации страны должен соответствовать нынешним тенденциям развития мировой экономики. При этом к основным задачам инновационной индустриализации следует отнести консолидацию усилий бизнеса, государства и концентрация ресурсов страны на развитии приоритетных секторов экономики; формирование благоприятной бизнес-среды и инвестиционного климата; повышение интенсивности и производительности национальной экономики. В Концепции вхождения Казахстана в число 30 самых развитых стран мира были обозначены долгосрочные приоритеты социально-экономического развития страны. Президент в своем Послании «Казахстанский путь — 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» к народу в 2014 году определил основные задачи, которые необходимо для этого решить. Первым приоритетом обозначено усиление процессов инновационной индустриализации.
Задействование и активизация инновационно-индустриальной составляющей в общей системе реформаторских программ является актуальной проблемой на сегодняшний день. На протяжении последних десятилетий государство активно проводило курс на индустриализацию, диверсификацию, повышение конкурентоспособности национальной экономики. Целью практически всех государственных программ являлось обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности. Главной целью Государственной программы по форсированному индустриально инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы являлась диверсификация и повышение конкурентоспособности экономики страны. Государством осуществлялся выбор приоритетных отраслей, в которые направлялись инвестиции и которым предоставлялись налоговые и иные льготы. Первая пятилетка ГПФИИР в рамках Карты индустриализации завершилась реализацией 770 из 1042 проектов на 3 трлн. тенге частных инвестиций, создано 75 тыс постоянных рабочих мест. Вклад проектов Карты в приросте ВВП в 2010 году составил 0,5 процентных пункта (далее — п.п.) в 7,3% реального роста, в 2011 году — 1,7 п.п. в 7,5%, в 2012 году — 1,3 п.п. в 5% и в 2013 году составил 0,8 п.п. из 6% реального роста. Анализ показал, что многие запланированные к 2014 г. количественные индикаторы роста экономики были реально зафиксированы уже к началу и середине 2012 г. Так, ВВП, запланированный в 2014 г. на уровне 200 млрд. долл. США, в 2012 г. уже достиг 197,4 млрд. Казахстан освоил производство 150 новых видов продукции. Это продукты машиностроения, фармацевтики, химической промышленности. В машиностроительной отрасли реализовано 14 инвестиционных проектов в рамках реализации Карты индустриализации на сумму 90 932 млн. тенге, создано 3 569 рабочих мест, реализованы проекты по производству химической продукции высоких переделов, а в металлургическом секторе в ходе реализации проектов освоено производство различных видов продукции.
В целом, обрабатывающий сектор медленно отвоевывает позиции у добывающего. В первой пятилетке обрабатывающее производство стало расти быстрее. Выпуск продукции обрабатывающей промышленности в реальном выражении вырос на 20%. В 5 раз увеличился объем иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность. Однако структура экспорта сохранила сырьевую направленность: в 2010-2012 гг. доля несырьевого экспорта составляла около 27,4% и изменялась незначительно. В результате под вопросом оказалась такая цель ГПФИИР как увеличение доли несырьевого экспорта Казахстана до 40%. Следовательно, необходимость диверсификации производства — актуальная задача для Казахстана, как и для всех стран, сильно зависимых от экспорта полезных ископаемых. Основной аргумент в пользу диверсификации экономики — это прямопропорциональная зависимость между собственно и перспективами долговременного роста. Развитие промышленности активизирует межотраслевые связи, стимулирует предпринимательство, создает предпосылки для увеличения торгового оборота с другими странами. Еще одним аргументом в пользу диверсификации для многих развивающихся стран является то, что рост объемов добывающего сектора в них часто не успевает за ростом населения. В такой ситуации неизбежно постепенное снижение уровня доходов на душу населения, что в долговременной перспективе создает угрозу для социальной стабильности в государстве. При этом, как уже было сказано, добывающие отрасли сами по себе не способны создавать достаточного количества рабочих мест, что ведет к дополнительным проблемам. Наконец, немаловажным для экономик стран-экспортеров ископаемых является фактор волатильности цен на ресурсы на мировом рынке. Даже в условиях, когда между большинством экспортеров того или иного товара существуют договоренности по поводу ценовой политики, огромное количество факторов, включая совершенно непредсказуемые, могут радикально изменять глобальную конъюнктуру.
На настоящий момент Казахстан позиционирует тип развития своей экономики как кластерный. Именно поэтому в Государственной программе индустриально инновационного развития на 2015-2019 годы (ГПИИР-2) в рамках данного подхода предусматривается поддержка инициатив территориальных кластеров на конкурсной основе путем применения налоговых, таможенных льгот и обеспечение объектами инфраструктуры. Карта индустриализации в настоящий момент проходит процесс актуализации с учетом новых приоритетных отраслей второй пятилетки ГПИИР-2, в которую не войдут проекты в отраслях АПК, туризма, энергетики, фармацевтической, легкой промышленности, а также транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры. В общей сложности на реализацию ГПИИР-2 в 2015 году запланировано 200,7 млрд. тенге, 54,7 млрд. тенге из которых выделяются из Республиканского бюджета и 146 млрд. тенге — из Национального фонда РК. Значительная часть средств из Нацфонда РК выделяется на строительство инфраструктуры специальных экономических зон «Хоргос — Восточные ворота» и «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» — 81 млрд. тенге, остальная часть идет на кредитование инвестиционных проектов в приоритетных секторах обрабатывающей промышленности. Следует отметить, что в Казахстане диверсификация имеет свою специфику. В условиях повышенной рискованности на первый план выходит проблема привлечения инвестиций, являющихся основным двигателем диверсификации компаний. Поэтому лучшим способом повышения прибыльности компании является избавление от непрофильных активов (продажа в различных формах, полное расформирование или передача в залог с последующей утратой) дочерних структур, чья деятельность находится вне стратегических направлений развития материнской компании. В результате, чем меньше компания, равно как и целая отрасль, нуждается в привлеченных средствах, тем успешнее проходит и шире распространяется диверсификация.
Сегодня основой всей работы по инновационной индустриализации Казахстана должно стать создание системы управления технологическим развитием с учетом лучшего мирового опыта и при тесном взаимодействии с частными отечественными и иностранными инвесторами. Для этого необходимо обеспечить создание системы координации всей научно-технологической политики страны. Для чего это нужно? Во- первых, без поддержки и развития отечественной прикладной науки говорить о качественном прорыве и успешном индустриальном развитии невозможно. Технологическое лидерство — залог конкурентоспособности экономики страны. Во- вторых, Казахстан должен иметь высококвалифицированные трудовые ресурсы. Именно умелый и квалифицированный труд казахстанцев сделает намеченные планы реальными и осуществимыми. Выступая на общенациональном телемосте «Новая индустриализация Казахстана: результаты 2014 года и первой пятилетки», Глава государства обратил внимание, что «индустриализация уже приносит системную отдачу. По сути, складывается новая модель производственных и социально-трудовых отношений, адекватная запросам XXI века. Нами сделан решительный шаг по изменению структуры всей экономики. Диверсификация в Казахстане началась уже не на словах, а на деле. Мы добились того, что темпы роста объёмов обрабатывающей промышленности стали гораздо выше, чем в традиционных добывающих отраслях». При этом целесообразно использование таких механизмов взаимодействия как разработка и реализация совместных инвестиционных проектов и программ, содействие предпринимательским структурам в установлении и укреплении производственных взаимосвязей, производственная кооперация, внутрирегиональная специализация.