Социально-экономические условия казахстанских домохозяйств. Социально-экономическое развитие и рост благосостояния страны являются ключевыми факторами устойчивого развития домохозяйств, в особенности среди транзитных обществ [48]. Обзор макроэкономических данных в динамике за последние годы позволяет увидеть уровень и темпы развития социально-экономических условий жизни домохозяйств, которые выражаются в конструируемых индексах благосостояния и социального настроения национальных статистических ведомств и международных исследовательских организаций.
Согласно официальным статистическим данным Агентства Республики Казахстан в 2013 году в Казахстане было 40 городов областного значения, 45 городов районного значения городов и 6904 сел. Акмолинская область к 1 январю 2014 года включает в себя 2 города областного значения, 8 городов районного значения и 623 села [50]. Основными макроэкономическими индикаторами Казахстана являются валовый внутренний продукт (ВВП), промышленная производство, агрокультурное производство, капиталовложения, грузооборот, объем розничной торговли, промышленный производственный индекс, экспорт в страны СНГ, экспорт в другие страны, импорт из стран СНГ и импорт из других стран.
ВВП на душу населения Казахстане в 2013 году достиг показателя 12 933 долларов США, что свидетельствует о росте показателя в 4,5 раза за последние 10 лет [51]. Города республиканского значения Алматы и Астана, а также Атырауская область как один из крупных нефтедобывающих регионов страны имеют самую большую долю внутреннего регионального продукта (ВРП) в экономике страны. К сентябрю 2013 года в 4,25 млн. тенге, 2,17 млн. тенге и 2,6 млн. тенге соответственно, что свидетельствует о большой продуктивной мощи данных регионов в экономике страны. Рост макроэкономических показателей за последние годы указывает на индикаторы развития страны как во внутреннем производственном рынке, так и в международных торговых операциях (экспорт-импорт).
В исследуемом контексте необходимо отметить феномен Астаны, который состоит в ее стремительной динамике развития. В описании различных индикаторов уровня развития Астана не вписывается в традиционные каноны экономической эволюции городов данного региона. Например, сравнение Астаны с другими городами региона, которые за рассматриваемый временной срез, в лучшем случае, увеличились в объеме в 2 раза, в то время как Астана за такой же срок достигла 10 кратного физического увеличения объема города. Главными составляющие экономического роста молодой столицы Казахстана являются ее специальная «энергетика» и потенциал. Таким образом, быстрое экономическое развитие Астаны является результатом попытки разностороннего развития городской экономики в различных направлениях. Помимо этого, нынешняя Астана характеризуется большим влиянием миграционного компонента, который имеет очень высокую динамику. Обычно в мировой практике стабильный показатель миграционного роста городов не превышает 2%. В нашем случае, ежегодно в Астану приезжает 40 000 людей на постоянное место жительства, которые составляют 6% всего населения столичных жителей [53], большинство из которых также мигрировали из городов и сел различных регионов страны. Если, с одной стороны, это показывает процесс сильного магнетизма столичной жизни для жителей периферии, то, с другой стороны, это большая перегруженность социальных услуг города.
Астана развивается большими темпами и строит новый экономический кластер в Казахстане, состоящий из секторов торговли, строительства, новых технологий и административных ресурсов. Социально-экономическая инфраструктура Астаны не похожа на другие региональные центры и столицы стран СНГ. Уникальность города состоит в высоких темпах строительства города, который по сути является новым образцом города для центрально-азиатского региона. Например, за 16 лет новая часть города — левое побережье реки Ишим достигла объема, равного площади старого города (правый берег). К тому же, Астана на сегодня является самой молодой столицей в Центральной Азии и в СНГ. Статус столицы позволяет Астане получить возможность пользоваться большими административными, финансовыми и человеческими ресурсами.
Макроэкономические индикаторы города Астаны:
— Согласно прогнозам, к 2017 году валовый региональный продукт города может составить 1 трлн. 900 млрд. тенге [54];
— Макроэкономический рост достиг 8% [54];
— Продукция переработанных материалов и сферы услуг составляют порядка 164 млрд. Тенге [54];
— Доля инвестиций в основной капитал достигла 35,7% и составила 570,2 млрд. Тенге [54];
— Доля города Астаны в национальном объеме инвестиций в основной капитал достигла 11,4% [54];
— Средняя номинальная заработная плата в городе составляет 152 135 тенге [55];
— Уровень безработицы — 5,7% [56].
Уровень валового регионального продукта города Астаны увеличился в 32 раза по сравнению с показателями 1998 года. Объем жилой площади в стране превысил аналогичный показатель 1998 года в 10 раз. Также количество объектов малого и среднего бизнеса за рассматриваемый срез времени увеличился в 11 раз [57].
Показатели экспортной продукции Астаны в 2007 году увеличился по сравнению с предыдущими годами в объеме экспорта минерального топлива и его производные (нефтехимия, газ и т.д.) в 1,4 раза и в объеме экспорта машин, оборудования, транспортных средств, приборов и инструментов на 1,8 раз. Поставка продуктов металлургической промышленности также выросла в 1,7 раз. Отмечается рост в импорте пищевых, агрокультурных и сырьевых материалов в 2,7 раз [57].
В настоящий момент Астана обладает уникальными институциональными возможностями финансового, административного, культурного и социального развития, что позволяет столичным домохозяйствам интенсивно вовлекаться в рыночную экономику, характерную для многих стремительно развивающихся городов постсоветского пространства, что и делает в итоге столичную жизнь столь привлекательной для внутренних и внешних мигрантов.
Социально-экономические условия жизни домохозяйств Акмолинской области. Акмолинская область, занимающая приблизительно 1/18 часть всей территории страны (146,2 кв.м), относится к регионам с преобладающим сельским населением, которое составляет 53,3% (389,5 тыс. человек) всего населения области. Следовательно, сельское хозяйство в экономике данного региона занимает одну из ключевых позиций. Административным центром области является город Кокшетау [58], который расположен на 400 км. к северу от Астаны. В январе 2012 года инвестиции в основной капитал области достигли 2 072,9 млн. тенге, что составляет 131,9% роста по отношению к показателю 2011 года. Предприятия и различные организации в 2012 году располагали общей площадью 7,6 тыс. квадратных метров, которые также на 13,6% превышают показатели 2011 года. Наиболее распространенными добываемыми минералами в области являются доломит, гравий и глина. В перерабатывающем секторе экономики в Акмолинской области индекс обьема продукции составляет 111,8%.
В период с 2001 по 2014 годы население РК постепенно возросло с 14,862 млн. человек до 17,165 млн. Человек [59]. Количество жителей Астаны также увеличилось за рассматриваемый временной промежуток адаптивного периода к рыночной экономике с 440,2 тыс. человек до 649,1 тыс. человек. Согласно данным Агентства РК по статистике Астана имеет положительную динамику роста населения, в то время как городское и сельское население Акмолинской области переживает уменьшение населения, с 357,8 тыс. чел. до 342,4 тыс. чел. в городах и с 418,5 тыс. чел. до 390,7 тыс чел. в сельской местности соответственно [60].
Стабильный рост населения в Казахстане за последние годы выражается в демографических данных, в которых количество новорожденных показывает большую динамику роста, в том числе в Акмолинской области и в городе Астане. Количество новорожденных в Астане в период 2001-2010 годов увеличилось в 3,7 раз (с 4748 до 17 505) [60, с. 9]. В сельско-городском контексте показатель рождаемости в сельской местности в рассматриваемый временной промежуток является выше по сравнению с городом.
В 2001 году смертность в Казахстане достигла 147 831 человек, но в 2012 году этот показатель снизился до 145 875 человек. Тем не менее, в стране уровень смертности имеет неустойчивую характеристику. Количество смертности возросло в промежутке 2001-2007 годов и достигла своего пика в 2007 году (158 297 человек). Начиная с 2008 года показатель смертности начал постепенно снижаться.
Если рассматривать уровень смертности в региональном масштабе, то в Акмолинской области количество смертности людей колеблется. Самый высокий показатель смертности в Акмолинской области был зарегистрирован в 2006 году, 9968 человек. С 2008 года в Акмолинской области показатель смертности снижается, как и в Астане с 2007 года.
Главными причинами ведущему к смертности населения в Казахстане являются сердечно-сосудистые заболевания, рак, автокатастрофы, отравления и травмы (включая убийства и суицид), респираторные заболевания, заболевания пищеварительной системы, а также инфекции и паразитарные заболевания.
Казахстанские домохозяйства наиболее часто сталкиваются с летальными исходами из-за онкологических болезней, отравления, травм и дорожных проишествий (в среднем 12-14% всех фактов смертности). Респираторные заболевания служат виной 6,1% всех случаев смерти, хотя в последнее время летальный исход от данного заболевания стабильно уменьшается [61], что объясняется улучшением уровня жизни населения и развития здравоохранительной системы страны.
Примечательно, что в трансформационный период к 2008 году смертность от онкологических, респираторных, инфекционных и паразитарных заболеваний стала уменьшаться, но количество смертей от заболеваний пищеварительной системы увеличилось.
Тендер и возрастная структура жителей Акмолинской области и города Астаны анализируются по результатам двух последних переписей населения Республики Казахстан, проведенных в 1999 и 2009 годах. Возрастная структура населения — это распределение населения по возрастным группам и контингентам. Данный показатель является необходимым при исследовании многих социально-экономических и демографических тенденций, как и тендерная композиция населения, характеризующаяся во многом демографическим «балансом».
В целом по Казахстану наблюдается рост населения в 7,1% в 2009 году, где население в возрастной группе 50-54 лет возросла на 64,1%. А также наблюдается рост различных возрастных групп с новорожденных до предпенсионного: 0-4, 45-49, 20-24, 50-59. Тем не менее, итоги переписи отмечают также уменьшение населения в таких возрастных когортах как 60-64 (на 29,3%), 10-14 (на 24,9%) и 5-9 (на 22,2%). Стабильный рост и преобладания среди всего населения возрастных когорт рабочего возраста (в особенности от 20 до 40 лет) показывает роль внутренней и внешней трудовой миграции для экономики страны [62]. Безусловно, при интерпретации демографических данных в трансформационный период необходимо учитывать влияние внешних (развал СССР, переходный период и мировой кризис) и внутренних социально-экономических факторов (социальные реформы и безработица) на рождаемость и изменение продолжительности жизни в связи с развитием системы здравоохранения. Демографические показатели страны также определяются количеством браков и разводов в обществе. Если с 1999 до 2008 года количество браков в Казахстане увеличилось в 1,5 раза, то и количество разводов также возросло в
1,34 раз [62].
Тендерная и возрастная структуры населения города Астаны
сбалансированы, что также отражается в пропорции рождаемости детей мужского и женского пола. Есть различия лишь в росте количества женщин пенсионного возраста (старше 63 лет) [62], что коррелирует показателями смертности в тендерном аспекте. Общее население города Астаны возросло по итогам переписи населения в 2009 году на 92% по сравнению с 1999 годом [63]. В более детальном анализе роста населения города можно наблюдать большой скачок среди новорожденных и детей в возрасте до 4-х лет (на 160%) и населения трудоспособного возраста (20-24, 30-34 и 45-54 на 160%, 125% и 100% соответственно) [62]. Возрастная когорта старшего поколения в возрасте 60-64 лет за эти годы уменьшилась на 7% [62], что может быть результатом больших миграционных потоков в Астану людей трудоспособного возраста и увеличением уровня рождаемости в городе. Также на рост числа населения Астаны повлияли и социальные факторы: уменьшение количества холостяков/не замужних и вдовцов/вдов (на 86% и 28% соответственно), рост количества женатых/замужних (на 183%), хотя и наблюдается также рост разведенных людей (на 81%) [62].
Население Акмолинской области в промежутке между переписями 1999 и 2009 годов уменьшилось на 11,1%, в особенности в возрастной когорте 5-49 лет. Уменьшение молодежи и увеличение количества жителей предпенсионного (50-54) и старшего возрастов (80-84) более чем на 50% [62] можно объяснить большими миграционными потоками населения области в молодом и трудоспособном возрасте.
Согласно данным Министерства финансов Республики Казахстан, в экономике страны наблюдается рост индекса физического объема производства (рост на 104% по отношению к предыдущему году), агрокультуры (122,2%), строительства (102%), торговли (114,4%), транспорт (106%) и сферы коммуникации (117,8%). Средний ежегодный рост составляет 8-9% в целом. Сферы агрокультуры, транспорта, торговли и связи являются наиболее стремительно развивающимися за последние пару лет (22,8%, 26,2%, 14,2% и 17,8% роста по сравнению с предыдущим годом соответственно) [63]. Структура ВРП в 2011 году в основном состояла из добывающей и перерабатывающей промышленности (32%), сервиса (18%) и сферы торговли (13%), что показывает большой удельной вес производства в экономике страны (рисунок 1). Рисунок 1 иллюстрирует доминирование производственной сферы, в особенности сырьевой промышленности в экономике страны, а также значимый вес сферы услуг и торговли в формировании облика национальной экономики. В региональном аспекте Акмолинская область и город Астана являются значимыми для казахстанской экономики. Динамика развития показателей валового регионального продукта показывает, что в Астане наблюдается стремительный рост частного сектора, в то время как в Акмолинской области расширяются сферы промышленности и агрокультуры. ВРП города Астаны превышает ВРП Акмолинской области почти в 3 раза (1 774 185,2$ и 585 965,4$ соответственно). ВРП города Астаны в основном составляется из сферы услуг, торговли и строительства, в то время как для Акмолинской области основными составляющими ВРП являются сферы сервиса, агрокультуры и перерабатывающего производства (116 369, 5$, 79126,8$ и 78 756,9$ соответственно) [65].
Акмолинская область является самым крупным аграрно-индустриальным регионом в стране и производит четверть всего экспортного зерна. Зерно и ячмень (ежегодно 1 649 032 тонн и 121 818,7 тонн соответственно) в области выращиваются, в западных районах (Атбасар, Егиндиколь, Есиль, Жаксы, Жаркайын, Енбекшилдер, Сандыктау) [66]. Также в регионе достаточно распространено животноводство, которое ежегодно производит 4 612,4 тонн мяса (10,2% всего произведенного в стране мяса), 16 857,6 тонн молока (9% всего произведенного в стране молока) и 363 963 штук яиц (4,6% всего произведенных в стране яиц). Обьем производства в Акмолинской области в 2011 году достигал уже 139,4 млрд. тенге. Индекс физического обьема производства вырос до 124,4% [67]. Перерабатывающее производство также активно работает в исследуемом регионе, на что указывает развитие добывающей и перерабатывающей индустрии Акмолинской области. Корпорации «Алтынай Кокшетау», «Казахалтын», «Saga Cric Gold Company» и «Gold Land» добывают золото в регионе. К областным производственным силам относятся механическая инженерия, переработка агрокультурных продуктов и цветной металлургии. Основная часть индустриальных объектов расположены в городе Кокшетау (административный центр области) и в городе Степногорск [68]. Согласно данным Министерства финансов, областной бюджет Акмолинской области потрачен в 2012 году 8 187 млн. тенге на агрокультуру, 5 356 млн. тенге на транспорт и коммуникацию и 452 млн. тенге на сферы производства и строительства [69]. Акмолинская область в общем эквиваленте имел лишь 2,7% всего ВРП страны в 2012 году [65].
Астана имеет типичную модель города современных столиц мира, здесь нет крупных индустриальных корпораций. Тем не менее экономика города снабжена объектами, сохранившимися с советских времен: завод газовой аппаратуры и насосный завод «ЦелинГидроМаш». Многие предприятия города являются собственностью частного бизнеса. Согласно данным Министерства финансов РК, в 2011 году ежегодные расходы из городского бюджета Астаны составляют 25 524 млн. тенге на развитие транспорта и коммуникации, 3 527 млн. тенге на развитие производства и строительства и 737 млн. тенге на развитие агрокультуры [70]. Валовый региональный продукт города в 2010 году составлял 1 774,2 млрд. тенге, а объем производства достиг 111,3 млрд. тенге. В данный отрезок времени удельный вес Астаны в ВРП страны составил 8,9% [65].
За последние 10 лет количество производственных организаций в Астане снизилось от 576 в 2007 году до 501 в 2010 году, хотя в последние годы объем производства резко вырос от 98 848 млн. тенге в 2009 году до 111 303 млн. тенге в 2010 году. Основа экономики города построена на торговле, транспорте, связи и строительстве. Астана занимает второе место в стране после Алматы по объему торговли в валовом национальном продукте [66, с. 16-17]. Торговый сектор Астаны состоит из обеспечения переработанных продуктов агрокультуры (зерновые и мясные продукты, пищевая промышленность) и оптовой торговли. Такие местные компании по переработке и доставке зерновых продуктов как концерн «Цесна-Астык», торговая сеть супермаркетов «Астыкжан» и крупная торговая компания ЗАО «Кампит» вовлечены в оптовую торговлю пищевых продуктов, табачных изделий и алкогольных продуктов. Также торговый сектор Астаны стремительно развивается за счет компаний АО «Стройконстракшн», АО «Алит», АО «Экотон+», ТОО «Азия Акмола+», «BI Group» и «Элитстрой», производящих необходимые материалы для строительного сектора.
В формировании экономики столицы основными секторами являются промышленность, торговля и строительство, которые составляют 42%, 23% и 14% от всей структуры валового регионального продукта Астаны (рисунок 2).
Индустриальное производство Астаны направлено на производство строительных материалов, пищевой промышленности и механической инженерии. Таким образом, объем производства механической инженерии к 2010 году достиг 20 753 млн. тенге, перерабатывающая инженерия и производство оборудования возросли до 21 271 млн. тенге в 2010 году [58]. В декабре 2011 года было открыт локомотивный завод пассажирских вагонов «Тулпар-Тальго», который должен выпускать 150 вагонов ежегодно.
Структура производства перерабатывающей промышленности в Астане состоит из производства неметаллических продуктов и строительных материалов (30,3%), пищевой промышленности и напитков (20,1%), продукции металлургии (16,2%), механической инженерии (15,6%) и менее 1% всего объема составляет текстильная промышленность [58]. Прожиточный минимум измеряется наличными доходами на душу населения, которая равна магнитуде объема минимальной потребительской корзины. Минимальная потребительская корзина состоит из минимального набора еды, товаров и видов услуг, необходимых для физического жизнеобеспечения человека [71].
Если рассматривать прожиточный минимум казахстанских домохозяйств в динамике в период 2001-2013 годов, то можно наблюдать, что объем прожиточного минимума увеличился в 3,14 раз и на сегодняшний день составляет 19 135 тенге в месяц на душу населения [65]. Данный показатель прожиточного минимума при конвертации в доллар составляет 3,25$ в день (рассчитано по курсу доллара на 24.03.2014, составляющего 182,02 тенге по данным Национального Банка РК [72]) на душу населения, что является в 2-2,5 раза больше уровня бедности по международным индексам расчета уровня бедности, составляющего 1,25-2% в день на душу населения по методологии Мирового Банка [73]. Согласно официальным данным статистического ведомства РК, улучшение уровня жизни населения демонстрируют количественные данные об уменьшении пропорции людей за чертой бедности. Так в 2004 году в Казахстане пропорция людей, потребляющих меньше минимальных стандартов составляла почти половину, 46,7%, но данная пропорция уменьшилась до 6,5% в 2010 году [65]. Подобная тенденция свойственна для всех регионов Казахстана, включая Астану и Акмолинскую область.
Таким образом, стоимость минимального потребительского набора в 2013 году составила 10 674 тенге, что также превышает показатель 2001 года в 3,14 раз. Официальная статистика не учитывает возрастающие темпы инфляции, которая в период с 2001-2012 годы ежегодно возрастала в среднем на 7-8% к предыдущему году (с учетом пика инфляции в 18,8% и 9,5% в 2007 и 2008 годах соответственно) [74].
Согласно основным индикаторам уровня жизни казахстанцев за последние 6 лет наблюдается улучшение благосостояния домохозяйств, выражающееся в уменьшении количества доли населения с доходами ниже прожиточного минимума и доли населения с доходами ниже стоимости продовольственной корзины до 3,8% и 0,2% соответственно. По многим показателям, приведенным в Таблице 1, социально-экономическое состояние домохозяйств постепенно улучшалось за последние 6 лет, в то время как средний размер домохозяйств уменьшился в 2012 году до 3,1 человека в городе и до 4,1 человека в сельской местности.
Измерение уровня бедности в стране проводится посредством статистических вычислений в соотношении индикатора благосостояния и линии бедности для каждого домохозяйства, что также конструируется индексами потребительской способности и уровнем доходов домохозяйств.
Пенсионный возраст в Казахстане постоянно увеличивается со времени обретения независимости. До 1998 года пенсионный возраст достигал 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, но с января 1998 года по июль 1998 года пенсионный возраст был изменен для мужчин на 61 год и 56 лет для женщин. Тем не менее, с июля 1999 года до июля 2000 года пенсионный возраст снова повысился до 62 лет для мужчин и 57 лет для женщин. В период с июля 2000 года по июль 2001 года пенсионный возраст увеличился на полгода для мужчин и женщин (62,5 лет и 57,5 лет соответственно). В 2001 году пенсионный возраст достиг 63 года для мужчин и 58 лет для женщин [76]. Последние изменения были проведены государством в направлении приравнивания пенсионного возраста женщин с пенсионным возрастом мужчин (63 года) с 2018 года до 2027 года [77]. Изменение пенсионного возраста отражается на планировании домохозяйств, так как это влияет на стратегии жизнеобеспечения определенного домохозяйства на основе занятости и дифференциации источников дохода.
Пенсионная система претерпела довольно серьезные изменения в трансформационный период. Также очевидна тенденция роста получателей пенсионных выплат, как и увеличение среднего размера пенсии, что связано с ежегодной инфляцией, ростом цен на продукты и улучшением уровня жизни. Объемы среднемесячных пенсионных выплат указывают, что домохозяйства Астаны более защищены в социальном плане по сравнению с домохозяйствами Акмолинской области (39841 тенге против 30666 тенге) [78].
Относительно программ пенсионного накопления, к 1 октября 2013 года в Республике Казахстан функционировало 12 пенсионных накопительных фондов: «Oil & Gas», «Грантум», «Народный банк Казахстана», «Атамекен», «SAPF», «УларУмит», «Казахмыс», «Отан», «Астана», «Аманат Казахстан», «Республика» и «Капитал». Лидирующие позиции в секторе пенсионного накопления занимают фонды «Народный банк Казахстана», «SAPF» и «УларУмит» [79].
Если обратить внимание на уровень жизни населения Казахстана в адаптационный период, то можно отметить ежегодный рост доходов домохозяйств с традиционным для многих развивающихся обществ показателем большого разрыва доходов сельских и городских домохозяйств. Для Казахстана за 22 года независимости характерен стабильный рост номинальных доходов и наличных расходов [65].
В проведенном выборочном исследовании средний размер казахстанских домохозяйств составил 4,3 человек в сельской местности и 3,8 человек в городской местности [80], что немногим отличается от официальных статистических данных, где средний размер домохозяйств в РК по итогам 2012 года составляло 4,1 человек в сельских районах и 3,1 человек в городской местности [81]. Минимальное расхождение данных нашего исследования и статистических данных на уровне домохозяйств в РК объясняется тем, что в проектном исследовании были опрошены домохозяйства из Алматинской и Акмолинской областей, а также из городов Астаны и Алматы. Главной задачей проектного исследования было показать территориальные различия в адаптации и планировании домохозяйств из южных и северных частей Казахстана, что тем не менее сделало нашу выборку более схожей с официальными статистическими данными по всему РК, что подтверждается в идентичных показателях среднего размера домохозяйств г. Астаны и Акмолинской области (рисунок 3). Согласно проведенному исследованию средний размер домохозяйств в Астане и в Акмолинской области составляет 3,5 и 3,3 человека соответственно, что подтверждается официальными данными Агентства РК по статистике (3,2 и 3,1 человек соответственно) [81].
Также можно отметить увеличение потребительской способности домохозяйств пищевых продуктов (потребление мясных и молочных продуктов, рыбы и морепродуктов, яиц, масла, фруктов, сахара, варенья, шоколада и кондитерских изделий), что является индикатором роста благосостояния населения. По количеству наличных расходов домохозяйств наиболее лидирующими регионами страны являются города Астана, Алматы и Карагандинская область [65].
Немаловажную роль в социально-экономическом положении домохозяйств играет сфера занятости населения, что также создает возможность для борьбы с социальной уязвимостью, улучшения социального положения. Количество занятых в экономике страны увеличивается ежегодно во всех регионах. За последние 13 лет наблюдается рост занятых людей в экономике страны на 21%, в Акмолинской области на 6% и в городе Астане на 105% [65]. Таким образом, домохозяйства в Астане имеют больше возможностей для трудоустройства и увеличения количества источников дохода. В период 2001-2013 годов уровень безработицы в Казахстане снизился на 5,2%, 780,3 тыс. безработных было зарегистрировано в 2001 году, а в 2013 году было зарегистрировано 407,7 тыс. безработных. В Акмолинской области количество безработных людей за данный временной отрезок также снизилось на 47% (от 47,2 тыс. человек в 2001 году до 22,9 тыс. в 2013 году), в то время как количество безработных в Астане увеличилось на 5,7% (с 23,2 тыс. человек до 24 тыс. человек) [82]. Очевидно, что при подсчете уровня безработицы государственная статистика не имеет четкого разграничения между категориями «самостоятельно занятые» и «безработные» (фиксируются случаи официально зарегистрированных безработных), в то время как люди могут принадлежать двум данным категориям одновременно. Тем не менее, официальные статистические данные наглядно демонстрируют процесс трудовой миграции в Астану из разных регионов страны, в нашем случае это Акмолинской область, где наблюдается отток трудовых мигрантов (зачастую в Астану из-за географической близости) и появление вакантных мест для безработных, что и приводит к уменьшению общего уровня безработицы в регионе. Также необходимо отметить, что количество безработных выше среди женщин, чем среди мужчин. В контексте сравнения условий города и села, то наблюдается высокий уровень безработицы в городской местности [82, с. 96].
В сфере здравоохранения за последние 13 лет развитие инфраструктуры имеет положительный тренд. Согласно данным Агентства РК по статистике к 2013 году количество докторов в Казахстане возросло с 51300 в 2001 году до 64432 человек. Аналогичная позитивная тенденция и в отношении количества медсестер (с 109400 в 2001 году до 168 661 в 2012 году) [82, с. 96]. Тем не менее, наблюдается уменьшение количества больниц по всей стране (с 1042 в 2004 году до 990 в 2012 году [82, с. 96]) (рисунок 4). На региональном уровне Астана имеет наиболее стабильную тенденцию развития инфраструктуры здравоохранения, в то время как Акмолинская область переживает уменьшение количества здравоохранительных учреждений с 2006 года [82, с. 97].