Проблема антропогенеза. Древние, или доисторическая, эпоха на территории Казахстана, так же как и в других регионах мира, связана с проблемой антропогенеза, то есть с процессом историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Проблема происхождения человека является особенно острой для современной науки, она актуализируется как в сфере естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин. Существует ряд теорий и гипотез о месте и времени происхождения человека, каждая из которых может либо дополнять другие, либо опровергать их. В человеческой цивилизации изначально преобладало теологическое понимание проблемы происхождения человека, которое основывалось на постулате о Боге как творце. Краеугольным камнем религиозных воззрений является теория о божественном происхождении человеческой цивилизации (см. древние книги Талмуд, Библию, Коран). Священные книги говорят о семи днях творения и тем самым утверждают невозможность случайного происхождения мира: за короткий срок Вселенная могла сформироваться только под действием могущественных сил. Как известно, ученые XX века выдвинули теорию «Большого взрыва», положившего начало существующему миру. Проблема происхождения человека стала изучаться с материалистических позиций с XVIII века, когда шведский врач Карл Линней создал единую систему растительного и животного мира, в которой человеку отводилось место рядом с человекоподобными обезьянами, К началу XIX века накопленный материал позволил оформиться антропогенезу как научному направлению. В ходе исследований был обнаружен ряд археологических материалов, которые способствовали созданию альтернативной (по отношению к теологической) гипотезы происхождения человека. Большое значение в становлении материалистическо-атеистической теории происхождения человека имели эволюционные идеи Чарльза Дарвина, который большое значение придавал естественному отбору. Эволюционная теория долгое время являлась наиболее популярной, но, тем не менее, она не дала окончательного ответа на вопрос о происхождении человека. Более того, в этой теории не хватало ключевого звена: она не давала ответа на вопрос о том, как происходит качественный переход к человеческому разуму, к человеческой нравственности. Начиная со второй половины XX века теологи и ученые-материалисты стали все больше прислушиваться друг к другу. Свидетельством этого являются совместные конференции, изучение религиоведения как специального предмета в университетах, признание важности религиозного опыта для человеческой жизни. Сами тексты священных книг, факты, доктрины и пророчества стали объектом пристального изучения серьезных исследователей. Гипотезы о месте и времени происхождения человека можно разделить на две основные теории. Первая предполагает появление популяции homo sapiens в Африке с дальнейшим ее расселением по остальным континентам. Согласно второй — человек является потомком различных популяций гоми-нид, появившихся в разных точках планеты. Хронологическая дата происхождения homo sapiens также трактуется по-разному. Если ранее появление этого вида датировали около 40 тыс. лет назад, то теперь появление человека датируется приблизительно 140-150 тыс. лет назад. Учитывая возможность новых открытий, вопрос о времени происхождении homo sapiens остается актуальным и сегодня. Последние достижения в археологии, лингвистике, теологии и других научных дисциплинах позволяют более широко рассматривать историю человечества, и Казахстана в частности. Так, ряд ученых Запада в 2009 году признали, что лошадь впервые в истории была одомашнена древними жителями степной Евразии на территории Казахстана. Доказательством этому служат обнаруженные в 1980 году на территории Северного Казахстана в поселении Ботай артефакты древности. Поселение датируется 4 — 3 тыс. до н.э., что дает основание предполагать, что местное автохтонное население одним из первых приручило лошадей. Общий ход человеческой истории в европейской научной традиции представлялся, как правило, в виде линейного прогресса. История выступала не просто как последовательность событий, происходящих с людьми, но как неуклонное прогрессивное движение к наиболее разумному состоянию общества. Данная схема была в свое время разработана в идеалистических трудах Гегеля, затем она нашла свое отражение в историческом материализме Карла Маркса. Однако реальный исторически?! опыт показывает что человеческая история не только линейна, но и периодична, циклична.
Особенности культуры племен эпохи камня. В науке эпоху камня разделяют на несколько отдельных периодов в зависимости от уровня обработки камня: палеолит, мезолит, неолит и энеолит. Последний период принято считать переходным этапом к эпохе бронзы. Палеолит, или древнекаменный век (от греч.palaios — древний и lithos-камень), является первым историческим периодом эпохи камня и охватывает период от около 2,6 млн лет до 10 тыс. лет назад. Палеолит в свою очередь разделяется на ранний (около 2,6 млн-200 тыс. лет назад), который в Казахстане представлен примитивными культурами по обработке камня; средний (около 200 тыс. до 30 тыс. лет назад); поздний (около 30-10 тыс. лет назад). В современной науке нет однозначной позиции по хронологии эпохи камня, то есть существует несколько хронологических делений этой эпохи. Костных останков палеолитического времени на территории Казахстана пока не обнаружено. Хронология древних гоминид здесь основана лишь на различных примитивных каменных орудиях. Палеолитические культуры на территории Казахстана представлены находками, зафиксированными на юго-западных склонах хребта Каратау (Южный Казахстан), у поселка Конырдек. На террасе реки Арыстанды были обнаружены несколько заготовок для орудий. Интересны также местонахождения Бориказган и Танирказган, обнаруженные в Таласском районе Жамбылской области. Находки раннего палеолита представлены также на местонахождениях Центрального Казахстана, в частности на стоянках Обалысай и Жаманбат. Памятники среднего палеолита обнаружены в Агадырском районе Карагандинской области (стоянка Огиз-тау и стоянка Улькен Ак-мая), а также в Южном Казахстане. Памятником позднего палеолита является стоянка названная в честь Ч.Ч. Валиханова (Южный Казахстан), глубина залегания культурных слоев которой варьировалась от двух до семи метров. Предположительно стоянка была заселена 30 тыс. лет назад. Палеолитические местонахождения обнаружены в Северном и Северо-Западном Казахстане (Жалпак, Каиндысор, Уркаш), в Северном Нриаральс, Северо-Восточном Казахстане и Семиречье, единичные находки сделаны в районе Аркалыка и на местонахождении Актас. Большую часть артефактов на названных местонахождениях относят к среднему и позднему палеолиту. В целом на территории Казахстана обнаружены сотни палеолитических местонахождений, относящихся к памятникам с поверхностным залеганием артефактов. На протяжении всего палеолита шло становление человека: люди жили небольшими первобытными общинами, в качестве основного орудия выступал обработанный камень, редко использовалась кость, шло изменение человека от архантропов до современного типа, сопровождавшееся физиологическими изменениями человека, в частности увеличением объема головного мозга. Основными видами деятельности выступали охоча и собирательства. Рыболовство в это время находилось на зачаточном уровне. Немаловажной в становлении человека являлась возможность поддержания огня, а в дальнейшем и приготовление пищи на огне.
К позднему палеолиту можно отнести появление первобытного искусства, которое представлено в наскальных изображениях и украшениях. В это время также фиксируются зачатки религиозных культов, представленные в своеобразных ритуалах, культах и погребениях. С поздним палеолитом связывают появление тотемизма, фетишизма, анимизма и шаманизма. На протяжении всего палеолита, возможно, шло распространение homo sapiens из Африки на другие континенты, которые вытеснили или ассимилировали неандертальцев и другие виды, становясь преобладающим видом на всей планете. Дальнейшее развитие человечества неразрывно связано с социальным и техническим прогрессом. За палеолитическим временем следует мезолит, или средний каменный век (от грeч. темам — средний и lithos — камень), который охватывает период около 15 тыс. и 6 тыс. лет назад. Мезолит характеризуется завершением ледникового периода. Основным достижением человека этого времени является изобретение лука и стрел, создание составных орудий, в основе которых лежит микролитическая индустрия и которые были более удобны и долговечны. Со временем завершения мезолита также связывают появление земледелия. К этому же периоду относят большой прогресс в развитии социальных факторов, таких как развитие речи, появление общественных норм и запретов, регулирующих первобытные отношения. Предполагается, что древнему человеку были известны некоторые способы хирургического лечения: удаление зубов, ампутация конечностей, что свидетельствует о накоплении опыта и знаний о мире. Памятников мезолитического времени на территории Казахстана выявлено мало, но известно, что были заселены северные и центральные районы Казахстана.