Вопрос, который часто задают люди историкам — специалистам: когда первый человек появился в Западном Казахстане и входил ли наш край в ареал расселения древних гоминид? Имеется в виду каменный век. Нужно ли современникам это знание. Думаю — да. Это важно для формирования у человека, интересующегося родной историей, единой и целостной картины событий, как во времени, так и в пространстве- Тем более что в учебниках и специальной литературе говорится о нашем регионе общими фразами и без привязки к определенным эпохам и культурам. Каменный век Казахстана является неотъемлемой частью общемировой культуры. Здесь выделяются все этапы, присущие палеолиту Старого Света. Самую раннюю стадию становления и развития называют первобытнообщинным строем. Первобытным, потому что человек в полном смысле становится человеком: возникла его культура, он занимался охотой и собирательством, пользуясь примитивными орудиями труда. Затем, он стал выращивать растения, разводить животных. Общинным, потому что организация людей была простой, они не были дифференцированы социально, имущественно, не было эксплуатации, классов, слоев, государства.
Территория Казахстана входила в зону формирования и становления древнего человека. Здесь климат был теплым и влажным, растительность пышная, а фауна богатая и разнообразная, что создавало благоприятные условия для существования древнего человека. Первые следы пребывания человека на территории Казахстана, каменные орудия труда — рубила, скребки и т.п. относятся к нижнему палеолиту — около 1 млн. лет назад. Наиболее древние орудия труда найдены в Южном Казахстане на склонах гор Каратау. Наиболее известные стоянки палеолита- Борыказган, Танирказган. В Центральном Казахстане эти стоянки Кудайколь в Сары-Арке, стоянки Жаман-Айбат под Жезгазганом, Обалысай в Карагандинской области. В Восточном Казахстане стоянки на берегу реки Колгуты, Чурчумском районе и др. Памятники среднего палеолита—это стоянки в урочище Карасу на берегу р. Арыстанды в Южно-Казахстанской области. В Центральном Казахстане — урочище Байпак севернее Караганды. В Западном Казахстане — на полуострове Мангистау. На территории Казахстана не найдено костных останков древнего человека, но очень много находок, связанных с результатами деятельности человека того времени.
В пределах Казахстана были известны две четко различающиеся зоны раннего, или нижнего, палеолита : Южно-Казахстанская (хребет Каратау) и Северо-Казахстанская (Сары-Арка). В позднем, или верхнем, палеолите, датируемом 40 -10 тыс. лет назад, человек заселил всю территорию Казахстана, В этот период выделяется 3 зона культуры — Восточный Казахстан, органически связанная с Южной Сибирью и Алтаем.
Как видим, о древней истории территории Западного Казахстана, за исключением Мангистау (Медоев), до недавнего времени не упоминалось. Причина в том, что историей каменного века в нашем регионе никто не занимался и поэтому точных и достоверных Сведений не было. Й это привело к серьезным пробелам в понимании исторического прошлого.
И только с недавних пор, специалисты заговорили о четвёртой зоне палеолитической культуры — западно-казахстанской. Связано это не только с находками на Мангистау (Медоев А. Г.), но в основном с теми открытиями, которые были сделаны за последние 10 лет в нашей области.
Памятники эпохи каменного века на территории Западно-Казахстанской области стали .изучаться с 2001 года, когда в результате разведочных работ центра истории и археологии (Сдыков МН.) и отряда по изучению памятников каменного века Института археологам им. А.Х.Маргулана (Артюхова О.А., Бексеитов Г.Т.,) были найдены первые памятники каменного века на территории области. За последующие 10 лет нами обнаружено и изучено по области 34 памятника того времени. Из них 9 — относятся к эпохе палеолита, 14 — мезолита (12 -.5 тыс. лет назад), а остальные — к эпохе неолига и энеолита (5 — 2 тыс. лет назад).
Это — палеолитические местонахождения у озера Шалкар на горе Сантас и Сасай Теректинского района; у села Родники на правобережье реки Деркул, а также открытые памятники на горе Ешкитау и на горе Глазистая Таскалинского района. Памятники эпохи мезолита обнаружены — у поселков Шауши и Жантемир, у по с. Новая Казанка, в районе Камыш — Самарских озер, на местностях Танас, Актайсай и др. Появление человека произошло на границе 40-35 тысяч лет назад в результате регрессии Хвалынского моря, воды которого занимали практически всю территорию нашего края. Отступление моря на юг к границам современного Каспия привело к постепенному заселению этих земель древними людьми.
Заселение происходило по принципу «эстафетного движения» (Ранов В.А.), имея в виду не быстрое и целенаправленное расселение, а эстафету поколений, последовательно осваивавших новые территории и передающих импульс этого движения через сотни и тысячи лет. В процессе движения, меняя среду обитания и исходные материалы для выделки орудий, человек изменял свои производственные навыки, что вело к появлению новых автохтонных (местных) культур. Таким образом, древний человек впервые поселился в Западном Казахстане в эпоху позднего палеолита и постепенно осваивал земли по направлению с севера на юг. Памятники того времени представлены долговременными и кратковременными стоянками, стоянками-мастерскими и местонахождениями,, и относятся к открытому наземному типу с поверхностным залеганием артефактов. Они располагаются в древних шлейфах конусов выброса, поверхностях увалов и гряд, вершинах и склонах сопок, речных террасах и др.
Обнаруженные артефакты дают сведения об уровне материальной культуры древних людей. Коллекция с местонахождения Шалкар 1 содержит 20 предметов, в их числе листовидная заготовка наконечника копья, продольное выпуклое скребло с обратной ретушью, комбинированное орудие (скобель + скребок) из бивентрального скола, зубчатое орудие. Материал и способ изготовления этих орудий позволяют сделать вывод о позднепалеолитическом возрасте находок, а само местонахождение охарактеризовать как каменоломню — мастерскую, в которой люди добывали исходное сырье и изготавливали орудия труда и охоты. Как правило, место добычи камня находилось недалеко от места проживания древних людей. Но, в связи с большим временным сроком, найти стоянку, практически невозможно. Знание структуры почв области позволили обнаружить и другие местонахождения. Так, у выходов кварцитовидных песчаников расположены рассеянные стоянки-мастерские в районе с. Родники. Артефакты залегали среди естественных обломков песчаника очень разреженно-примерно 1 находка на 2-3 кв.метр поверхности. Материал здесь разновременный. Выделяются изделия более древние, среди которых .имеются заготовки нуклеусов леваллуа и клектояских нуклеусов.
В 2002 году открыт самый значимый и многообещающий в научном плане палеолитический памятник области — стоянка-мастерская на горе Ешкитау в Таскалинском районе. Гора Ешкитау — это вторая по высоте точка Западно-Казахстанской области, равная 259 м над уровнем моря. Эта гора была известна ботаникам давно как местность, сохранившая реликтовые виды флоры. Поэтому, начиная работу, мы заранее предполагали обнаружить здесь следы материальной культуры древнего человека. И их оказалось более чем достаточно. Артефакты залегают на этом памятнике в поверхностном и погребенном состоянии. Археологические исследования на этом памятнике проводятся стационарно каждый год. За это время было обнаружено и классифицировано более 2 тыс. артефактов, среди которых преобладают нуклеусы и отходы их производства, хотя достаточно представительны и орудия (выпуклое скребло со скошенным лезвием; выпуклое скребло типа полукина; бифас и др.). Все это позволяет охарактеризовать данное местонахождение как стоянку-мастерскую.
Учеными сделан вывод о том, что исследование стоянки-мастерской на горе Ешкитау открывает широкие перспективы изучения древнего прошлого не только Казахстана, но и Евразии в целом. В аридных регионах нашего континента палеолитические памятники с погребенными культурными слоями крайне редки, поэтому трудно переоценить возможность получения информации о палеоэкологических, палеоклиматических хозяйственных условиях обитания наших далеких предков. Стоянка — мастерская Ешкитау входит в ареал «леваллуа — ашельских» индустрии и является связующим звеном между палеолитическими местонахождениями Северо — Восточного Приаралья и Мугоджар, с одной стороны, и Нижнего Поволжья, — с другой.
Памятники более позднего времени, а именно эпохи мезолита, представлены на территории области дюнными стоянками. В 2003 г. были проведены разведочные работы на дюнной стоянке Новая Казанка 1. Песчаные барханы находятся на западном берегу озера Сор-Айдын, они ежегодно перемещаются, обнажая культурный слой с артефактами. Общее количество каменных артефактов, собранных за два полевых сезона превышает 5 тысяч экземпляров. Основная их часть датируется мезолитом. Это одна из крупных стоянок мезолита в Казахстане. Таким образом, человек стал активно заселять просторы Западного Казахстана 40-35 тысяч лет назад. Постепенно разрастался ареал распространения человека и уже к началу неолита практически весь регион вошел в сферу его хозяйственно — культурной деятельности. Определяющую роль в продвижении сыграл природный фактор — постепенная регрессия (отступление воды), в результате чего территория приобрела знакомые современникам очертания.
Исследования позволили установить динамику процесса расселения человека. К примеру, отступление воды по территории области происходило в течение целого ряда тысячелетий. И если в северной части области человек появился 35-40 тыс. лет назад (гора Ешкитау), то в южной части области первые следы его деятельности относятся к периоду 11 тыс. лет назад. Именно тогда нами зафиксированы и обследованы памятники эпохи мезолита (Камыш — Самарские озера). То есть, продвижение человека только по территории области с севера на юг заняло более 20 — 25 тыс. лет.
Изначально в Западном Казахстане поселился человек кроманьонского типа, пришедший сюда с уже готовыми навыками и орудиями. Миграции имели направления как с севера на юг, так и с востока на запад. Памятники неолита, расположенные большей частью в северной части области, имеют много общего с аналогичными памятниками Зауралья и Приаралья, что позволяет говорить об установлении единого культурного пространства. Свидетельством тому многочисленные сходные черты и методы обработки орудий труда и охоты. К концу неолита наиболее ярким и фиксируемым показателем такого единства является факт распространения наконечников кельтеминарского типа. Этот процесс свидетельствует о существовании определенных связей между людьми на обширной территории, которые стали существенными к финалу каменного века. Такая близость может объясняться однородностью природных условий и источников сырья для производства орудий. Вместе с тем, локальное существование групп древних людей объясняет наличие определенных ‘различий в материальной культуре.
Найденные артефакты позволяют говорить о том, что в течение всего каменного века территория. Западного Казахстана постепенно осваивалась людьми. Процесс заселения завершился в эпоху неолита. Связано это в первую очередь с резким демографическим взрывом, или так называемой «неолитической революцией», когда население мира стало растив геометрической прогрессии, увеличившись в несколько десятков раз за сравнительно короткий исторический период. Причинами резких изменений стали — переход от присвоения готовых продуктов природы (охота, рыболовство, собирательство) к производству жизненно необходимых продуктов, появление земледелия и возникновение скотоводства. К концу неолита стало возможным полное включение земель от гор Урала и до Каспия в ареал расселения и хозяйственно — культурной деятельности человека.
Да рубеже III и II тыс. до н.э. на территории Арало — Каспия, Приуралья и Зауралья наступает ксеротермический период,, приведший к иссушению климата, полному опустыниванию южных районов и появлению полупустынного ландшафта на юге Урала. Это приведет к невозможности ведения традиционного хозяйства, разрыву внутренних и внешних связей культур периода неолита и энеолита. Земледелие постепенно уступит место скотоводству, как более приемлемой форме хозяйствования, которое в свою очередь со временем примет ярко выраженный кочевой характер. Степь вытеснит леса и лесостепь. В культурном плане следующий этап в заселении совпадет с распространением бронзового века, материальная и духовная жизнедеятельность населения которого будет кардинально отличаться от предшествующих периодов.