В древнейшее время от мечался сравнительно длительный дорелигиозный период, когда обычай хоронить умерших не имел религиозного содержания. Так, совершенно определенно можно утверждать, что человек долгое время был нерелигиозным. Христианских миссионеров удивляло, что многим народам мира были чужды понятия о боге. Например, исследования известного ученого В. Ф. Зыбковца показали, что “весь древний, средний и отчасти поздний палеолит, включая ориньяко-солютрейское время, входит в дорелигиозиую эпоху”. Погребальный культ возникает в мустьерской эпохе. Постепенно, с усложнением общественных отношений, к умершим стали относиться с суеверным почтением, вероятно, и с религиозным страхом. Последнее особо проявлялось к тем, кто при жизни внушал к себе действительное уважение и почтение, а возможно, и страх. Такими людьми могли быть носители общественных ценностей тех эпох: старейшины родовых общин, отцы патриархальных семейств, многомудрые старцы, жрецы и хранители храмов огня, позже — предводители, вожди племенных союзов и ханы. Тела таких людей стали наделять сверхъестественными свойствами. Люди верили, что умерший может вставать из могилы и приходить к живым.
Проходит время. Возникают и развиваются первоначальные формы общественного сознания, среди которых одним из ведущих является религиозное. Оно представило дело так, что после смерти из тела человека выходит душа, которая становится самостоятельным существом — духом. Первоначально душа представлялась материальным телом, которое имеет физические свойства: “кан шықты — жан шықты” — кровь вышла, значит и душа вышла; “шыбын жан” — душа наподобие мухи; “жан ашу” — буквально: душа скисает — формула выражения сопереживания, глубокого сочувствия; “жанымды қоярға жер таппа-дым” — не нашлось места, куда бы я поместил свою душу — формула, выражающая испуг, страх; “жаным қиналды” — душа измучилась и т. п. Зашел к хану Келмембет, стараясь защитить душу Камбара величиной с муху. Здесь шыбын (муха) — фигурально: душа человека. Отсюда выражение, ставшее идиоматизмом, “шыбындарды шақырып” — вызвать духов, джынов, — применяемое казахскими шаманами. Сравнение души с мухой традиционно для казахской народной поэзии.
Представление казахов о душе человека, которая после смерти вылетает из тела умершего, не связано с учением ислама. “Вторая обитель благословения и изобилия, которую Я, Аура-Мазда, в чистоте сотворил, была Согда, богатая людьми и стадами. Здесь чреватый смертью Ахриман сотворил мух, которые вынесли смерть из стада”. В Авесте речь идет о мухах-духах, сеющих зло. Душа представляется человеку как беспомощное, слабое существо, которое легко подвергается нападениям различных материальных объектов и воздействию внешних обстоятельств. Поэтому душа, как думали казахи, — это невидимое, самое уязвимое место человека. Душа — это объект злой магии, добыча злых духов. Способность души “свободно входить в тело и выходить из него обязательно предполагает малые размеры и воздушность, упругость своего рода”. Поэтому душа в древних верованиях описывается в “форме крошечной бабочки, птички, в форме, дающей ей возможность быстро вылетать из тела и возвращаться в него”. Нередко люди представляли душу по своему образу и подобию, приписывая ей телесные, вполне человеческие черты. Образ души согласовывался с общей теорией отражения и являлся как бы фантастическим отражением, сверхъестественной копией самого человека.
Современный казахский язык смерть обозначает двумя различными словами: 1) “елу” — умирать, скончаться, погибать; 2) “кайтыс болу” — от неопределенной формы глагола “кашу” -уходить, вернуться, возвращаться, выбыть. Первое слово “олу” применяется по отношению ко всему живому, включая человека; второе — “кайтыс болу” обозначает исключительно смерть человека. Значение “кайтыс болу”, на наш взгляд, содержит наиболее древнее представление о смерти. Первобытные люди, не знающие физиологии человека и сущности смерти, наивно думали, что человек не умер, а просто ушел в иной, возможно, более идеальный мир. Поэтому умерших снаряжали всем необходимым для реальной жизни инвентарем, включая еду и вооружение. Ученые сейчас при раскопках древних могил и обнаруживают так называемые археологические находки. Известны также иные представления о смерти, когда умершего рассматривали как выбывшего из родового коллектива. Так, например, в эпосе карело-финского народа “Калевала” Куллерво задает вопрос своим родным:
Ты поплачешь ли о сыне, Коль услышишь, что я умер, Что исчез я из народа, Выбыл Куллерво из рода?
О. Куусинен, разъясняя это место эпоса, замечает, что у древних карело-финнов “смерть приравнивалась к выбытию из рода. Принадлежность к роду была основой жизнеустройства калевальского народа. Вне рода не существовало общественной жизни”. Такое представление совпадаете казахским определением смерти — “кайтыс болу”, т. е. уходить из родового коллектива, выбыть из числа рода. Дореволюционный казах-кочевник не представлял свою жизнь вне рода, а выбытие из рода означало самое тяжкое наказание.
По старым понятиям казахов, душа умершего, кроме явления во сне, приходила и наяву в облике птицы, волка, верблюда и скакуна. Такие священные, по представлениям народа, птицы, как лебедь и ласточка, были главными носителями душ умерших. Убийство этих птиц расценивалось как убийство человека. “Мы, казахи, любим эту птичку (ласточку. — С. А.) больше, чем других птиц, и почитаем за святыню”. Ежегодное возвращение ласточки в свое гнездо считали хорошей приметой. Это означало, что душа умершего предка, перевоплощенная в ласточку, покровительствует дому и не покидает его. Согласно рукописи поэмы “История бия Толе” Казангапа Байболова, во время нападения джунгаров известный в народе бий Толе, старейшина рода Джаныс, остался в своем улусе, охраняя гнездо ласточек на шаныраке, несмотря на то, что испуганный род в страхе переехал на новое безопасное место. На вопрос врага, почему он остался один, он ответил: “Народ наш почитает ласточек. Согласно древнему обычаю, мы всегда откладывали перекочевки, если видели, что ласточки гнездились в юрте. Ждали пока птенцы сами не улетят. Передай своему хану, чтобы он дал возможность священным птицам выходить своих птенцов!». С тех пор народ прозвал Толе-бия Карлыгаш-бием (узбеки называют Калдыргач-бий). Мавзолей его расположен в центральной части города Ташкента и считается одним из святынь верующих казахов. В народе почиталась и кукушка. Казахи считали, что бросив в молоко ветку, на которой сидела кукушка, можно вызвать обилие молока.
В то же время имеется совершенно противоположное явление, связанное с отрицательным отношением к некоторым видам птиц. В нем также обнаруживается религиозно-культовое представление казахов о духах и душе. По моим полевым наблюдениям, казахи не любят ночных птиц, особенно сов (байгыз) и летучих мышей, считая, что они являются носителями злых духов. Мало того, летучие мыши могут в ночное время ударить крыльями, тем самым насылая на человека различные беды и болезни (жарганат кату). К. Ембергенов, житель пос. Теренозек Кзыл-Ординской области, 51 год, рассказал случай, когда в августе 1979 г. его отец, известный в народе охотник (мерген), отправляясь ночью на охоту, услышал клич совы. Он это принял за недоброе предзнаменование. Отложив охоту, он по голосу обнаружил местонахождение птицы, истребил ее и только затем пошел на свой промысел. Негативное отношение казахов к сове объясняется, вероятно, не только ночным образом жизни птицы, но и тем, что совы гнездятся в руинах старых мазаров и могил И в то же время особым почетом в народе пользуется филин, его перья считаются традиционным фетишем и используются в качестве украшения одежды детей, невест, кроватей молодоженов как символ невинности и чистоты.
Известны представления, отождествляющие душу с улетающей птицей. В древнетюркских письменах смерть обозначается словом “учтум” — улетел. Некоторые исследователи птичьи изображения на зороастрийских оссуариях из погребений древних городов юга Казахстана интерпретируют как следствие существования представления о душе в образе птицы. Примерно такое же объяснение можно дать и каменным изваяниям с изображениями птицы.
Также повсеместно распространено отождествление души с дыханием. “Тың”, “құт” и “сор” у многих тюркоязычных народов — это самостоятельные души, имеющие определенные качественные характеристики. Их функции дифференцированы. “Тың” — старый, забытый элемент народной демонологии, соответствует слову “дух” в его архаичном значении “дышать”, например, “тыныс” — дыхание, отдых. “Құт» — счастье, вероятно, дух добра, а “сор” — несчастье, дух зла. Понятие “тың”, “тыныс” (дыхание) точно передает значение души как дыхание, дуновение, дуть, то же самое, как арабское (точнее, семитское) “рух”, означающее “дышать”. По дохристианским представлениям якутов, душа под названием “кұт” имеет несколько видов, например, “салгын кут” — воздушная душа, “буор құт” — земляная душа, или “ийэ құт» — главная душа. Если злые души похищали салгын құт, то человек заболевал, а буор құт или ийэ құт умирал. При зачатии ребенка, души сор и құт внедряются богами в женщину одновременно. Якутская мифология отчетливо воспроизводит подробности происхождения душ. Ими распоряжается богиня Айысыт. Выражения в языке казахов: “со-рым кайнады” — буквально: вскипела душа, “сор” — несчастье; “құтым кашып” — буквально: убежала душа, құт — быть в испуге; “сор айдап” — на поводу у души.
У казахов ярко прослеживается представление о наличии двух душ, чему соответствует различие в терминах. Запись, сделанная в 1901 г. известным этнографом А. А. Диваевым со слов некоего Кобея Токбулатова из рода канлы, соответствует представлениям казахов о парциальных душах: “В каждом человеке бывает две души: одну из них называют “рух равон” (странствующая душа), а другую — “рух сакин” (не отлучающая душа). Помянутая душа равон то выходит из тела, то входит. Если этот рух равон выйдет из тела — люди спят, а если входит в тело, то люди просыпаются. Помянутый выше рух сакин распространяется по телу и остается там, образовав свою форму (тела). Душа эта, т. е. рух сакин, не покидает тела, а если выйдет из тела, обратно уже не входит, значит человек умер… Все, что видит и делает рух равон, — есть сон”. Сквозь исламские наслоения здесь очевидно проступает представление о множественности души. Различие этих терминов у казахов прослеживается весьма смутно. “Генезис понятия души в двух ее проявлениях, несомненно, восходит к первобытной вере во множественность душ человека, — пишет Г. П. Снесарев, — которая в пережиточном виде еще довольно четко сохранилась у многих народов мира”. Существовало поверье, что у девушек имеется 40 душ (кыздын кырык жаны бар).
Вера в множественность душ весьма древнего происхождения. Много душ имеют главные герои казахских фантастических сказок, местное происхождение которых можно полагать явлением неоспоримым. Так, один из отрицательных героев сказки “Ер-Тостік» (Богатырь Грудная Кость) по имени Шойын-Кртак (Чугунное Ухо) свои души хранил в желудке степного зверя: “Тут Шоин-Кулак удалил Кункей из юрты, а сам подошел к колыбели и шепчет на ухо сыну:
— Свою дуду я прп себе бе храню. Она налеко отсюда. Возле родника Борык-Булак пасутся дикие козы. Среди них есть черная коза (Кайкы Карагер Елік). В животе она носит 9 черных сундуков. В самом маленьком — 9 цыплят. Это моя душа! А если, сынок, твоей душе тесно в твоем маленьком теле, она может соединиться с моей. Но об этом никто не должен знать. Иначе нас может настигнуть смерть'». На одном из древних рисунков на камне в горах Каратау, относящемся к VII в. до н. э., изображены олени, несущие в себе, как об этом говорили в сказке “Ер-Тостик”, чьи-то души в виде рогатых оленей. Душа в одном олене расположена в области желудка, в другом — в грудной клетке.
Но где же находится душа? На этот вопрос отвечает древнее изображение из Центральной Азии. На одном из рисунков воспроизведены архар и два охотника, тренирующиеся в меткости. Показано, как легко можно убить архара, попадая стрелой непосредственно в место нахождения души, которая, вероятно, представлена в виде маленького рогатого козла, расположенного в грудной клетке животного. Интерпретация козла как плода отпадает, так как подчеркнуто показаны довольно развитые рога. Рисунок относится предположительно к творчеству охотничьих племен нового каменного века. Охотники казахи и по сей день верят, что души многих зверей (кабана, волка, лисы, барсука, собаки) находятся на кончике носа (орган дыхания!), и при охоте на них традиционными орудиями, например соплом (длинная палица), целятся по носовой части зверя. Души людей могут сообщаться с внешним миром через дыхательные и слуховые пути. Монголы в целях умилостивления души смазывают уши и ноздри жиром берцовой кости барана, которую они почитают. Берцовая кость в ритуалах казахов имеет также сакральное значение, это дает основание полагать, что подобный обряд мог существовать и у казахов.
Души могли находиться и вне организма. Якутские шаманы верили, что их души воспитывались в гнездах, которые находились на дереве. Душа под названием “салғын құт” — воздушная душа, воспитывалась в 9 дуплах большой лиственницы в виде птенца кукушки или кулика. В сказках вместилищами душ героев являются иногда рыбы, птицы. Наиболее древний архетип отождествления духа и дыхания отражен в текстах Вед. В них душа отождествляется с дыханием, которое в свою очередь то же, что и брахман, мировой разум, абсолютный дух объективного идеализма.