Формирование ментальной духовной целостности народа Казахстана играет огромную воспитательную роль в формировании патриотического чувства и высоких нравственных принципов и гордости за высокую ментальную духовную целостность Казахстана. Каждый этнос, в том числе и казахский, имеет особую неповторимую, ментальную духовную сущность и только по ней мы определяем и отличаем один этнос от другого, и пока эта ментальность существует, будет существовать данный этнос. Если же этнос теряет свою особую, ментальную духовную сущность, то этнос исчезает и на физическом уровне. Это говорит о том, что как физические лица представители данного этноса могут существовать, но этнос как биосоциальная общность распадется. Поэтому, отдельные этносы, чтобы возродить духовную сущность своего этноса, очень тесно связаны с историческим прошлым, возрождают этническую культуру, язык, традиции, обычаи, этническое самосознание, материальные и духовные ценности В.И.Вернадский первым из ученых понял, что мы всецело принадлежим биосфере — и телом, и духовной жизнью, прошлым и будущим, став органом ее самопознания и преобразования. Шаг за шагом, исследуя геохимические и биогеохимические процессы, Вернадский подходит к коренным проблемам энергетики и термодинамики взаимодействия живого и костного вещества планеты и далее, углубляясь в биологическую роль человечества, сознания, трудовой деятельности, обращается к естественно -историческим закономерностям социально — экономического развития общества. В.И.Вернадский рассматривал биосферу как особое геологическое тело, строение и функции которого определяются особенностями Земли и Космоса. А живые организмы, популяции, виды и все живое вещество — это формы, уровни организации биосферы. На основе теоретических выводов Вернадского были сделаны и открытия в этногенезе истории развития человечества.
Проведя анализ казахского этноса как целостной системы, можно сделать вывод, что казахский этнос — это сложная, многоструктурная, многоуровневая социальная общность людей, которая является самодвижущейся, саморазвивающейся системой за счет сохранения кочевой территориальной целостности и изменения исторического времени. Процесс воплощения, погружения казахского этноса в свою ментальную духовную сущность и представляет этническое самосознание казахов, выражающая целостность этноса. Целостность казахского этноса сохраняется за счет идентификации языка, территории, материальной и духовной сущности. В процессе развития для сохранения целостности казахского этноса опережающую роль должна играть духовная сущность этноса. И казахский этнос есть саморазвивающая, самодвижующаяся, многоуровневая биосоциальная система, сохраняющая ментальную духовную целостность в едином информационном пространстве.
Духовная идентичность — это то — общее, что лежит в основе и определяет своеобразие и особую ментальность казахского этноса. Духовная идентичность находится в становлении, развитии, изменениях и определяет нравственно-культурные уровни развития отдельного этноса. Этническое самосознание, этническое мировоззрение, духовная сущность этноса входят в понятие духовная структура этноса. Духовная структура этноса представляет следующие элементы: идеи, теории, понятия, мировоззрения, этнический менталитет, этническое самосознание, связанные между собой определенными взаимоотношениями. Духовная сущность есть первопричина и первооснова казахского этноса, которая определяется ментальной духовной идентичностью. Целостность как системы обусловлена тем, что в каждом отдельном этносе находится в гармоническом единстве его духовная и природно-материальная сущность и выражается в единой субстанции, этой субстанцией является ментальная сущность казахского этноса. Но, если мы будем ставить философский вопрос, что первично для этноса, духовная или его материальная сущность, что первично возникло и существует для этноса, то это будет извечный философский вопрос, на который никогда нельзя найти положительный ответ. Этнос есть целостность и в каждом отдельном этносе существует одновременно, гармонично дополняя друг друга, его духовная и материальная сущность и только в единстве и противоречии существует само развивающийся самодвижущейся этнос как система. Духовная сущность казахов имеет такую же физическую реальность, как материальная сущность этноса, однако, на более высоком уровне. Это доказывает современная наука, которая изучает микромир, мир мельчайших частиц, его структуры, элементы, компоненты и доказывает их сложность. Открытие В.И.Вернадского подтверждает идею, что все живое на Земле, в том числе и этносы, имеют два свойства — дыхание и питание. Дыхание связано с понятием духовный мир, которое составляет основу духовного мира этноса. Наряду с дыханием существует питание, которое связано с физическим существованием этносов. Единство духовного и материального начала создают целостность этноса в его разнообразных формах. И если исходить не из марксистского, а из современного понимания этноса, то духовная сущность этноса должна играть опережающую роль. Духовная сущность есть основа этноса, так как благодаря духовности каждый этнос есть то, что он есть. Однако, при недостатке в этносе духовной сущности, он теряет свое качество, гибнет, разрушается. Если рассматривать отдельный этнос как целостность, в единстве материальной и духовной сущности, то духовная сущность самостоятельно существует и сохраняет целостность.
Всестороннее познание этноса как целостной системы предполагает, прежде всего, исследование ее внутреннего строения, т.е. установления составляющих этнических компонентов, структуры и функции, а также тех факторов, которые обеспечивают целостность и относительную самостоятельность этноса. Эти теоретические выводы подтверждают частные науки. Например, подтверждением этого является открытие топографического эффекта, который был впервые разработан в 1947 году Денисом Гарбором, позднее удостоенным Нобелевской премии. Голограмма представляет собой явление, в котором «целое» содержится в каждом из его составляющих:. Например, каждый этнос обладает определенным голографическим эффектом. Если у этноса исчезает один из существенных признаков, как территория, язык, культура, то на их место появляется новая этническая территория, новый этнический язык, новая этническая культура и только в этом случае сохраняется целостность этноса. Более того, из исчезнувшего этнического признака может появиться новый этнос, так как генетический код заложен в каждом из признаков этноса. Каждый из признаков этноса содержит в себе целостность этноса. Следовательно, можно сделать вывод, что этническая реальность, по своей сути, тоже голограмма и духовная жизнь этноса также основана на голографическом эффекте, то есть это голограмма, отражающая голографию Вселенной. Авторы этой необычной идеи — физик Лондонского университета Дэвид Бом, ученик Эйнштейна и один из светил мировой квантовой физики и нейрофизиолог Стэнфордского университета Карл Прайбрам. По воле случая они совершили свои открытия независимо друг от друга. Для обеих ученых голографическая модель внезапно наполнилась смыслом и послужила ответом на многие прежде неразрешимые вопросы. Они опубликовали свои открытая в начале 70-х годов XX века. На основе этой теории мы приходим к выводу, что если применить ее к этносу, то можно сказать, что каждый из элементов этноса выявляет целостность и специфику данного этноса. То есть, если даже исчезает один из признаков этноса как территория, язык, культура, этническое самосознание, то на его месте появляется новый, так как генетический код заложен в каждом из признаков этноса и содержит в себе целостность этноса. Этносом может называться только та совокупность людей, которая осознает себя как таковую, отличает себя от других аналогичных общностей. Это осознание членами этноса своего группового единства принято именовать этническим самосознанием, которое, сформировавшись в ходе этногенеза, фактически выступает затем не только как важнейший определитель этнической принадлежности, но и духовная сила, объединяющая членов этноса и отличающая себя от других этносов. Таким образом, необходимо говорить об опережающей роли духовного начала в становлении этноса. Для каждого этноса, в том числе, существует свое особое видение мира. У любого народа изначально заложены разные способы к познанию мира. Это связано с его окружающей средой, с языком, духовной культурой, складом характера и мышления. Все это создает для каждой культурной целостности свою картину мира. Каждый человек, так или иначе, относит себя к определенному этническому образованию, признавая его материальную и духовную культуру как уникальное, способное к самостоятельному существованию явление. Рассматривая этнос как целостную систему, необходимо отметить, что этнос также является биосоциальной общностью людей, так как целостность этноса обусловлена как социальными факторами, так и биофизическими, антропологическими особенностями этноса. Можно сделать выводы, что этносы, в том числе и казахский, обусловлены природными данными и отличаются от других этносов определенными антропологическими особенностями, южно-сибирской расовой группы. Исходя из этого положения, можно сделать вывод, что ментальная особенность, сила казахского этноса в его единстве и целостности, выраженная в национальной идее «Мәңгілік ел» Историческое этническое самосознание, этническое мировоззрение составляют духовную сущность казахов. Поэтому мировоззренческий аспект этноса, этническое самосознание, определяют ментальность и своеобразие этноса. Одной из социальных программ Казахстана должно быть создание современной уникальной ментальной духовной целостности этнической общности казахов.