Одна из величайших культур древности, оказавшая огромное воздействие на развитие мировой цивилизации, — культура Древнего Египта. Около 3000 г. до н. э. возникло государство, принявшее форму раннерабовладельческой централизованной деспотии, управляемое царями — фараонами. Рядом с фараонами, а нередко и над ними, стояли жрецы — сословие мудрецов, вершившие судьбы страны. Жрецы не только исполняли обряды при божествах и фараонах, но и лечили больных в качестве врачей, руководили ходом общественных работ как инженеры, влияли на политику. Фараон правил государством с помощью постоянной армии, а также множества чиновников, из которых постепенно создалась родовая аристократия. Он именовался законодателем, верховным главнокомандующим, являлся самым богатым землевладельцем, верховным судьей, жрецом, сыном богов. Важной чертой культуры древних египтян было стремление к бессмертию, следствием которого явилось создание «заупокойного культа» — вероучения, согласно которому смерть не означает конец жизни и может быть продлена вечно после воскрешения. Тела умерших бальзамировались и помещались в усыпальницы-пирамиды. Египетские жрецы считали, что любой человек обладает вечной жизненной силой — «ка», т. е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Ранняя из пирамид — фараона Джосера (5 тысяч лет назад). Самая значительная по размерам — пирамида Хеопса. К началу 1 тыс. до н. э. для усыпальниц фараонов стали строиться глубокие тайники, но и они грабились во все периоды древнеегипетской истории. В религиозном культе центральное место занимало обожествление фараона. Он считался подобием солнца — Ра. Осирис — бог смерти и царь подземного мира. Исида — жена и сестра Осириса, покровительница плодородия и материнства, Маат — богиня истины и порядка. Божествами считались некоторые животные, растения, предметы. Попытку установить единобожие, для централизации власти, предпринял фараон Аменхотеп IV (1419 — 1400 гг. до н. э.) под именем бога Атона, которая не удалась из — за противодействия жречества и старой знати. Иероглифы — рисуночное символическое письмо, которым покрывались высокие обелиски перед храмами и дворцами, позднее превратилось в слоговое. Перед храмами воздвигали сфинксов с головой фараона и телом льва. Самый большой сфинкс высечен из цельной скалы у пирамиды Хефрена в первой половине 3 — го тыс. до н. э. Шедевром изобразительного искусства 2 — го тыс. до н. э. является барельеф фараона Тутанхамона с женой в саду, скульптурный портрет жены Аменхотепа ГУ — Нефертити, статуя фараона Аменхотепа III и др. Изобразительному искусству Древнего Египта присущи плоскостное изображение фигур, статичность, условность. Тела мужчин изображались красно — коричневым, женщин — желто -розовым, волосы черным, одежды белым цветом. Искусство имело застывший характер, подавляло монументальностью. Значительными были успехи в астрономии, медицине, математике. С конца 2-го — начала 1 — го тыс. до н. э. в египетскую культуру стала проникать культура Крита, Сирии, государств Двуречья, В VI в. до н. э. Египет был завоеван персами, в 332 г. до н. э. — греками, которые основали город Александрия, ставший центром культуры греко — восточного мира, В Египте распространилась эллинистическая культура. Город, построенный Дейнократом, имел длинные прямые улицы, театр, храмы, парки, сады, бани. Здесь творили выдающиеся ученые, поэты, философы, художники, архитекторы. Был построен Александрийский маяк высотой более 100 метров, собрана крупнейшая библиотека.