Экологическая ситуация Казахстана. Основы государственной политики в области охраны окружающей среды были заложены в Концепции экологической безопасности, одобренной распоряжением Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева 30 апреля 1996 г. В рамках Концепции рассматривались экологические приоритеты переходного периода, в частности экологические проблемы приватизации, вопросы необходимости создания системы природоохранного законодательства, государственного контроля и экспертизы, экономических механизмов природопользования, среды. С момента принятия данной Концепции в общественном развитии Республики Казахстан произошли серьезные перемены. Разработаны стратегические документы развития государства, создана основа природоохранного законодательства, подписан ряд международных конвенций по вопросам охраны окружающей среды, создана система управления экологией и природоохранной деятельностью. Так, в 1997 г. приняты Законы РК «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе», в 1998 г. – «О радиационной безопасности», в 2002 г. – «Об охране атмосферного воздуха». В области рационального природопользования – Указы Президента, имеющие силу Закона, «О недрах и недропользовании» (1996 г.) и «О нефти» (1995 г.), в 2003 г. – Лесной, Водный и Земельный кодексы. Разработана и утверждена большая часть необходимых подзаконных нормативных правовых актов, в которых отражены различные вопросы государственного управления и финансирования в области охраны окружающей среды, использования и воспроизводства природных ресурсов. Важнейшей вехой в развитии политики государства, направленной на охрану окружающей среды, стало принятие в январе 2007 г. Экологического кодекса РК, предусматривающего международный уровень стандартизации экологических принципов и требований в Казахстане. Долгосрочные приоритеты и программа действий республики по охране окружающей среды заложены также в Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007–2024 гг.
В настоящее время разрабатывается проект Закона Республики Казахстан «О поддержке использования возобновляемых источников энергии», направленный на регулирование и стимулирование производства электричества путем использования нетрадиционных источников энергии ( ветровой, геотермальной, биохимической, солнечной и т. д.). Также разрабатывается проект Стратегии эффективного использования энергии и возобновляемых ресурсов РК в целях устойчивого развития. В Экологический кодекс РК вносятся поправки, касающиеся вопросов ввоза экологически опасных технологий, техники и оборудования. В целях совершенствования законодательства республики взят курс на его сближение с законодательствами развитых стран и внедрение международных стандартов. Республикой Казахстан ратифицирован ряд международных природоохранных соглашений, в том числе: Конвенция по биологическому разнообразию, Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием, Венская конвенция об охране озонового слоя, Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), Конвенция Всемирной метеорологической организации и др.
В 2009 г. республика присоединилась к Киотскому протоколу, определяющему порядок и квоты на выброс в атмосферу загрязняющих веществ. В институциональном плане вопросы экологии находятся в ведении Министерства по охране окружающей среды, являющегося головным органом координации всей республиканской деятельности в этой сфере. Помимо указанного министерства, в пределах своей зоны компетенции над проблемами экологии также работают соответствующие структурные подразделения других министерств и ведомств, органов государственного управления, а также целая сеть организаций гражданского сектора. Налажена система экологической экспертизы, разрешительная и контрольно-инспекционная работа. В настоящее время в Республике Казахстан наиболее острыми в сфере экологии являются проблемы, связанные с изменением климата и истончением озонового слоя, сокращением биоразнообразия, опустыниванием, загрязнением водных ресурсов, воздуха, накоплением отходов производства и потребления. Учитывая современные объемы эмиссий озоно-разрушающих веществ и прогнозируемые разрешенные их объемы в рамках Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16 сентября 1987 г., первые несколько десятилетий XXI в. оцениваются как наиболее изменчивые периоды для озонового сокращения. Начало восстановления озонового слоя над Казахстаном, так же как и над планетой в целом, может наступить в последующие тридцать лет при условии прекращения выпуска озоно-разрушающих веществ. По прежнему актуальными остаются в республике проблемы сохранения биоразнообразия. Среди редких эндемичных и реликтовых видов, требующих охраны, насчитывается более 400 видов растений и 300 видов позвоночных животных, значительная часть которых находится на грани исчезновения. Для сохранения первозданных экосистем со всем комплексом биологических сообществ, соблюдением жизненного цикла животных и растений создана сеть особо охраняемых природных территорий, являющихся эталонными по природным условиям, флоре и фауне. В 2002 г. в Казахстане насчитывались 24 особо охраняемые природные территории, в том числе 9 заповедников и 7 природных национальных парков общей площадью 2815,8 тыс. га, из них площадь, покрытая лесом, составила 24,7% (695,4 тыс. га), площадь, занятая водоемами, – 10,5% (294,4 тыс. га). В заповедниках регулярно проводятся научно-исследовательские работы, отслеживающие динамику природных процессов, ведутся научные наблюдения, составляется «Летопись природы».
Кроме того, в Казахстане действуют 4 зоопарка, все они находятся в собственности государства. Общая площадь территорий, занимаемых ими, составляет 1567 тыс. кв. м, из которых 447,4 тыс. кв. м – помещения для животных. В зоопарках республики содержатся 7,4 тыс. животных, представленных 823 видами.
Значительной экологической проблемой республики является опустынивание. Процессам опустынивания и деградации подвержены в разной степени земли 70% территории республики, что во многом обусловлено природными особенностями страны. Из 188,9 млн. га пастбищ страны крайняя степень деградации наблюдается на 26,6 млн. га. Наибольшей деградации, которая проявляется в сокращении площадей, засорении ядовитыми растениями, закустаривании, подверглись пастбища и сенокосы, прилегающие к сельским населенным пунктам. Засоление орошаемых земель также вызывает рост площадей солончаковых пустынь в бессточных бассейнах и их вторичное засоление. Доля засоленных почв составляет 31,3% от площади всей орошаемой пашни. В целом по республике отмечается устойчивая тенденция к ухудшению качества земель: снижение содержания гумуса, биогенных элементов, видового состава растительности, биологической продуктивности. Катастрофическое сокращение акватории Аральского моря явилось, как известно, причиной объявления Аральского региона зоной экологического бедствия. В результате реализации Программы по комплексному решению проблем Приаралья на 2004–2006 гг. уровень северной части Аральского моря достиг отметки 41,4 м по Балтийской системе, в то время как до начала реализации проекта он составлял 39 м. При этом площадь зеркала воды увеличилась с 2606 до 3156,6 кв. км, объем воды – с 17,7 до 25,2 куб. км, а степень ее минерализации уменьшилась с 23 до 12 грамм на литр. С целью дальнейшего решения проблем Приаралья постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 сентября 2006 г. утверждена Программа по комплексному решению проблем Приаралья на 2007–2009 гг. Одной из самых неблагополучных в республике остается территория Семипалатинского испытательного ядерного полигона. Исследования, выполненные в рамках Программы по комплексному решению проблем бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона на 2005–2007 гг., подтверждают наличие на территории площадки радиоактивного загрязнения, установлено также наличие повышенного содержания в воде техногенных радионуклидов. Реализация вышеуказанной Программы позволила выполнить работы, направленные на обеспечение безопасности ядерных и радиационно опасных объектов, в том числе: проведен ряд мероприятий по поддержанию режима нераспространения радиационного загрязнения, ликвидации и консервации отходов ядерной оружейной деятельности, по восстановлению радиационно загрязненных территорий. Ведутся работы по созданию достоверных карт радиационной обстановки на данной территории. В ходе дальнейшей работы по реабилитации земель Семипалатинского ядерного полигона, в 2008 г. по поручению Главы государства была разработана Программа комплексного решения проблем территории бывшего Семипалатинского ядерного полигона на 2009–2011 гг., в рамках которой предусмотрены мероприятия по возврату более 80% территории полигона в хозяйственный оборот.
Исследования, выполненные в рамках Программы охраны окружающей среды Республики Казахстан на 2005–2007 гг., свидетельствуют, что предприятия нефтедобычи за период более чем 100летнего освоения нефтегазовых месторождений Казахстана значительно ухудшили экологическую обстановку в ряде районов Прикаспия. Загрязнение почвы, многочисленные нефтяные амбары и скважины на побережье, а также танкерный флот являются главными источниками поступления токсикантов в Каспийское море. Отсутствие на предприятиях нефтедобычи эффективной системы утилизации сточных вод приводит к образованию на территории промыслов обширных безжизненных водоемов, содержащих рассольные воды и токсичные химические вещества. Актуальной проблемой стало радиационное загрязнение территорий нефтепромыслов, обусловленное тем, что пластовые воды многих нефтяных месторождений включают повышенное содержание радионуклидов. Особую озабоченность на территориях нефтедобычи вызывает состояние здоровья населения, четыре поколения которого постоянно проживают в зоне активного загрязнения атмосферы, почвы и водных ресурсов нефтепродуктами. Имеются исследования о связи ряда заболеваний с нефтяными загрязнениями, например, заболеваемости крови и кроветворных органов ( в 2–4 раза выше, чем в среднем по республике). Отмечаются также существенные изменения в жизнедеятельности ихтиофауны Северного Каспия, что является одной из причин снижения объемов добычи осетровых рыб в 3 раза. Все эти факты требуют пристального внимания государственных органов к экологическим проблемам Прикаспийского региона Казахстана. Кроме того, ответственность нашей страны за стабилизацию и улучшение состояния окружающей среды Каспийского моря вытекает также из необходимости выполнения ратифицированной Казахстаном 13 декабря 2005 г. Рамочной Конвенции по защите морской среды Каспийского моря (от 4 ноября 2003 г.).
В свете данного положения в республике был разработан и вступил в действие национальный план действий по охране окружающей среды Каспийского моря. В центре внимания государственных органов находятся также вопросы качественного и количественного состава подземных и поверхностных вод, испытывающих экологическую нагрузку изза безвозвратного изъятия природной воды, загрязнения водных объектов в результате сброса недостаточно очищенных сточных вод. Причина сложившейся ситуации состоит в том, что большинство сооружений и сетей систем водоотведения республики были введены в эксплуатацию или капитально отремонтированы более 20–30 лет назад. Неочищенные стоки сбрасываются непосредственно на поля фильтрации, как в г. Таразе, или в накопители (в гг. Кокшетау, Кызылорде, Уральске, Петропавловске, Костанае). Значительный объем сточных вод промышленных предприятий (до 24% в отдельных городах) поступает напрямую на городские очистные сооружения, причем большинство канализационных очистных сооружений работают с перегрузкой, что приводит к несоответствию технологии очистки сточных вод проектным данным. В таких городах, как Талдыкорган, Атырау, Павлодар, УстьКаменогорск и Семей существующие очистные сооружения испытывают перегрузки в 1,5–2 раза.
Накопители сточных вод часто заполняются до предельных отметок, создавая постоянную угрозу аварийного прорыва ограждающих дамб. В 2006 г. объем сброса сточных вод в поверхностные воды превысил показатели 2005 г. на 8% и составил более 2,8 млрд. куб. м. Не снимается с повестки дня вопрос качественного водоснабжения населения страны, особенно в сельской местности. Практически в каждой области республики имеется определенное количество населенных пунктов, испытывающих трудности с обеспечением качественной питьевой водой. С учетом этой ситуации в начале 2009 г. Главой государства было дано поручение правительству проработать вопрос использования подземных вод. В то же время в последние годы наблюдается некоторое увеличение объемов экономии забора свежей воды за счет применения систем оборотного и повторного водоснабжения. В результате несколько снизились объемы забора воды из природных водных источников и ее использования, в том числе на орошение, обводнение и сельскохозяйственное водоснабжение.
Также вызывает озабоченность состояние трансграничных рек, формирующихся на сопредельных территориях, и воды которых поступают на территорию республики уже загрязненными, что усугубляет экологическую ситуацию в приграничных регионах. Для решения этой проблемы Казахстаном предпринимаются конкретные меры, направленные на улучшение ситуации, в рамках деятельности межправительственных комиссий с соседними государствами. Острой остается и проблема исторических загрязнений. В рамках Программы охраны окружающей среды Республики Казахстан, принятой на 2005–2007 гг., разработаны предложения по оценке влияния на окружающую среду и ликвидации исторических загрязнений. К данному типу загрязнений относятся: отходы прежней деятельности предприятий нефтегазового комплекса, теплоэнергетики, горнорудной и перерабатывающей промышленности, а также законсервированные нефтяные и нагнетательные скважины, самоизливающиеся гидрогеологические скважины. В последнее время были проведены многочисленные исследования в целях оценки воздействия полигонов военнокосмического и испытательного комплексов на состояние окружающей среды и здоровье населения, которые свидетельствуют о том, что опытные и учебные пуски ракетносителей вызывают загрязнение обширных территорий страны по траектории их полета. Существенный вред природным объектам наносится как самими элементами частей, отделяющихся от конструкций ракетносителей, так и остатками невыработанных компонентов топлива. Урегулирование связанных с этим проблемных вопросов происходит в рамках совместных с Россией комиссий по экспертизе нанесенного Казахстану ущерба, в ходе обсуждения ситуации на межправительственном уровне, а также путем межгосударственных правовых механизмов.
Требует своего дальнейшего решения проблема загрязнения атмосферного воздуха. В настоящее время в среднем по Республике Казахстан, в расчете на одного жителя, в атмосферу выбрасывается порядка 200 кг различных химических соединений в год, в то время как в 2000 г. этот показатель был равен 163 кг. Как свидетельствует анализ имеющихся данных, за последние годы в целом по республике наблюдается стабилизация выбросов из стационарных источников – примерно на уровне 3 млн. т в год, в то время как выбросы загрязняющих веществ от автомобильного транспорта непрерывно растут, что обусловлено стремительным ростом численности автотранспортных средств на территории республики. Проблема загрязнения атмосферного воздуха наиболее актуальна для городов. В большинстве крупных мегаполисов республики вклад в загрязнение воздушного бассейна автотранспорта достигает 60% и более, а в г. Алматы – 90% от общегородского валового выброса. Основными причинами загрязнения атмосферного воздуха в Республике Казахстан от стационарных источников являются: устаревшие технологии многих производств; недостаточное количество пыле и газоочистных установок; невысокая эффективность существующих очистных установок; нарушения технологического режима работы; использование в энергетике низкокачественных углей. В результате мер, предпринятых государственными органами в целях устранения причин и масштабов экологического загрязнения 43 крупнейшими предприятиями страны, ответственными за 80% эмиссий, в 2008 г. на их сокращение было израсходовано 123 млрд. тенге. В целом по стране экологический эффект оценивается следующим образом – только выбросы в атмосферу сократились на 149 тыс. т.
Определенную озабоченность вызывает осложнение радиационной обстановки, обусловленное деятельностью бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона, деятельностью предприятий атомнопромышленного комплекса, добычей и переработкой полезных ископаемых с повышенным содержанием радиоактивных элементов, природными радиоактивными аномалиями в местах проживания населения и в подземных водах, используемых для питьевого водоснабжения. Это подтверждается исследованиями, выполненными в рамках Программы «Охрана окружающей среды Республики Казахстан на 2005–2007 годы». Актуальной для Казахстана остается проблема химического загрязнения, связанная с широким распространением химически активных веществ, используемых человеком в процессе хозяйственной деятельности, среди которых особо опасны стойкие органические загрязнения, медленно разлагающиеся в природной среде и обладающие способностью накапливаться в живом организме. Серьезной проблемой продолжает оставаться утилизация тары из под пестицидов и ядохимикатов в связи с отсутствием в достаточном количестве складов для хранения пестицидов и действующих специализированных могильников для непригодных к использованию пестицидов и тары из под них. Одной из наиболее существенных экологических проблем, существующих в республике, выступает загрязнение земель, источником которого являются отходы предприятий промышленности, энергетики и др.
Отраслями экономики, в которых образуются наибольшие объемы отходов производства, являются черная и цветная металлургия и угледобывающая промышленность. Площади, занимаемые накопителями отходов цветной металлургии, составляют около 15 тыс. га, из них отвалы горных пород занимают 8 тыс. га, хвосты обогатительных фабрик – около 6 тыс. га и отвалы металлургических заводов – более 500 га.
Постоянно возрастающие объемы складируемых отходов формируют новые техногенные ландшафты, отрицательно воздействующие на окружающую среду. Кроме того, остро стоит вопрос хранения и переработки все возрастающих объемов бытовых отходов. Места их складирования зачастую не соответствуют санитарно-гигиеническим нормативам и оказывают негативное влияние на состояние окружающей среды, в том числе и на состояние земель. Для решения этой проблемы в 2008 г. в Казахстане при Комитете экологического регулирования и контроля было создано управление отходами. Для определения предстоящих объемов и направлений работ экологического профиля была также выполнена инвентаризация отходов по всей стране, в результате которой было согласовано порядка 7,5 тыс. паспортов отходов. Спрос за экологические нарушения был серьезно ужесточен, вплоть до отзыва лицензий у некоторых предприятий и наложения многомиллионных штрафов.
Заметный экологический урон наносят также крупномасштабные природные и техногенные чрезвычайные происшествия. Особенно большой вред наносят лесные и степные пожары, ущерб от которых начиная с 2000 г. превысил несколько миллиардов тенге. На природном разнообразии сказываются также последствия самовольной рубки леса, выпаса скота, а также незаконный сбор лекарственных трав, охота и др. Поэтому в целях сохранения фонда природных ресурсов Казахстана проводятся посадка лесов, создание новых рекреационных зон, гидромелиоративные работы и другие природоохранные мероприятия. В последние годы наблюдается постепенное увеличение расходов государственного бюджета на охрану окружающей среды и затрат хозяйствующих субъектов на соответствующие мероприятия. На 2009 г. запланировано увеличение суммы природоохранных мероприятий на 150 млрд. тенге.
Регион знаменит щедрыми запасами нефти и газа, а также богатейшими залежами урана, которые и стали толчком для его стремительного развития. Люди покорили недружелюбный и суровый для проживания Мангистау, стали опреснять морскую воду, и развивать промышленность.