Составной частью культурного наследия Казахстана является экономическая мысль, формирование и развитие которой представляет собой не только историческую ценность, но и азбуку овладения экономических знаний родной земли. На современном этапе освоение знаний в области экономики становится необходимостью как для специалистов экономики, так и политологов и социологов в любой стране. Формирование и развитие экономической мысли Казахстана в плане раскрытия экономических категорий и законов прошло сложный путь, начиная от фольклорного наследия и художественно-поэтического творчества великих акынов, биев и правителей различных эпох, до профессиональных исследований политиков и управленцев различного ранга в каждом периодическом отрезке времени. Эволюция экономической мысли и ее развитие в Казахстане всегда зависели от поиска новых и поддержания прогрессивных систем социально-экономического состояния общества. Совершенствование и развитие экономической мысли в Казахстане всегда и особенно в XX веке было прямо пропорционально развитию производительных сил республики. По мере роста политической активности видных деятелей общества экономическая мысль в Казахстане от прикладных экономических обобщений и специальных исследований перешла в теоретические аспекты. При этом использовались теоретические основы и мировой опыт передовой экономической мысли, в особенности широко изучались труды стран Западной Европы и русских классиков. Сегодня мы не можем отрицать глубокое освоение марксистской теории многими мыслителями Казахстана в прошлом, основанной на теории политической экономии, философии и исторического материализма. Это, безусловно, относится к XX веку. А с 90-х годов настоящего века в Республике Казахстан начинается новый виток развития экономической мысли, основанный на теории рыночных отношений.
Каждая эпоха казахского общества ставила конкретную задачу, и в центре внимания всегда оказывались земля и скот. Такой цивилизаци-онный подход был наиболее жизнеспособен и ценен, поскольку здесь гармонично сочетались внутренние и внешние условия существования человека и в целом общества. Эти категории преобладали в экономических мыслях казахских ученых и деятелей вплоть до середины XX века.
Категория «развитие» рассмотрена многими учеными и мыслителями. Так, по Гегелю развитие есть движение вперед от несовершенного к совершенному, от совершенного к более совершенному. С этим можно согласиться. Однако в отношении казахского общества можно отметить, что экономическая мысль в стране не всегда имела траекторию восходящей линии. Скажем больше — в определенные периоды времени экономическая мысль в стране была в состоянии глубокого регресса, что было связано с проблемами во взаимоотношении власти к научным и иным деятелям.
В этой связи следует отметить, что экономическая мысль Казахстана имеет определенные отрезки времени, когда она была почти не исследована, а если и осуществлялись попытки, то не полностью. Так, например, в советский период было утеряно богатое духовное наследие. Труды многих прогрессивных деятелей того времени были преданы забвению. Ведущие и талантливые люди были репрессированы как шпионы и противники Советской власти. Только теперь после независимости Казахстана открыта возможность для изучения их трудов.
Собственно экономические исследования в Казахстане по инициативе отдельных личностей стали проводиться с конца XIX в. и шире с начала XX века, а профессиональные экономические разработки на уровне научных организаций стали исследоваться с конца первой половины XX века. В настоящее время в республике создан достаточно сильный кадровый потенциал с прослойкой высококвалифицированных ученых по многим направлениям экономической науки. Эволюцию развития экономической мысли Казахстана, по нашему мнению, во временном проблемном плане можно классифицировать следующим образом: во-первых, образцы экономических мыслей в виде устных народных мудростей народа, имеющий широкий спектр для анализа и соответствующего обобщения; во-вторых, представляет большой интерес поэтическое наследие акынов и жырау с древнейших времен до наших дней как направление для исследования экономической мысли; в-третьих, экономические мысли ученых, политиков и руководителей разного уровня в период с XIX в. до первой половины XX века как первооснова для исследования; в-четвертых, экономическая мысль во второй половине XX века, где сформировались и получили развитие многие стороны экономического состояния казахского общества; в-пятых, развитие современной экономической мысли, представляющее многоаспектное направление применительно к социально-экономическому росту экономики Казахстана.
В контексте сказанного особо следует отметить большой вклад в развитие экономической мысли Казахстана таких исторических личностей, как Ч.Валиханов, А. Бокейханов, Т. Жургенев, Т. Шонанов, М. Чокаев, К. Токтабаев, С.Баишев, С. Толыбеков, Т. Ашимбаев, Г.Чула-нов, Д. Кунаев. Здесь особо хочется отметить С, Толыбекова, который в мировой экономической мысли впервые обосновал теоретический вывод о том, что отрасли материального производства отличаются друг от друга не столько тем, что производят, сколько тем, как и в каком роде используется всеобщее средство труда — земля. Здесь он дал характеристику средств труда земледельца и скотовода.
Современная экономическая мысль в Казахстане развивается в условиях рыночных отношений, и соответственно она получает новые направления по разработке теории трансформирующейся экономики Казахстана, в которой значителен вклад Президента Республики Казахстан НА. Назарбаева и других известных деятелей и ученых-экономистов страны.