ЭКОНОМИКА КАЗАХСТАНА. Стратегия экономических реформ. Глубокий социально-экономический кризис конца 1980-х – начала 1990-х гг. привел к распаду СССР, разрушению хозяйственных связей, ускорению темпов роста безработицы и инфляции. В тот момент необходимо было принимать решительные меры по преодолению сложившихся дисбалансов и реформированию экономики. Первые этапы экономических реформ были связаны с преодолением кризиса и переходом к стабильному развитию необходимых институтов новой экономической системы. В период с 1992 по 1997 г. были реализованы важнейшие системообразующие реформы, в том числе либерализация экономики, приватизация государственной собственности, развитие рыночной инфраструктуры, введение национальной валюты и создание финансовой системы, формирование налоговой и бюджетной систем, привлечение иностранных инвестиций. Данные реформы и реализация антикризисных программ создали необходимые предпосылки для формирования рыночной экономики, стали основой макроэкономической стабилизации и перехода к новому этапу развития. Наиболее важным событием, определившим дальнейшую логику развития страны, стала представленная в октябре 1997 г. Президентом страны Н.А. Назарбаевым Стратегия развития страны « Казахстан–2030». В дальнейшем на основе данной Стратегии были разработаны среднесрочные стратегические планы и программы, направленные на достижение установленных в ней приоритетов. В период с 1998 по 2006 г. динамика основных макроэкономических показателей отличалась стабильностью, обозначился устойчивый рост ВВП, объемов промышленного производства, инвестиций, внешнеторгового товарооборота, валовой продукции сельского хозяйства, других экономических показателей. К 2007 г. средние темпы роста экономики сложились на уровне 10%. Размер ВВП на душу населения составил в 2007 г. более 6800 долл. США, тогда как в 1997 г. – 1445,9 долл. США, т. е. вырос почти в 5 раз. Объем товарооборота вырос за тот же период в 5,4 раза, в том числе экспорт – в 6,6 раза, импорт – в 4,2 раза. По мере стабилизации экономики республики были осуществлены важные макроэкономические меры, в том числе: совершенствование налогового законодательства, переход к накопительной пенсионной системе, образование фондового рынка, создание двухуровневой банковской системы. Именно на данном этапе была поставлена задача по диверсификации экономики, эффективному использованию природного потенциала страны и стимулированию развития наукоемких высокотехнологичных перерабатывающих производств.
Стратегический подход к использованию природных ресурсов страны нашел отражение и в создании в августе 2000 г. Национального фонда в целях стабильного социально-экономического развития страны, накопления финансовых средств для будущих поколений (сберегательная функция), снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов (стабилизационная функция). В настоящее время объем средств Национального фонда превышает 25 млрд. долл. США. Нынешний этап экономического развития Казахстана определяется реализацией разработанной в 2002 г. Стратегии индустриально-инновационного развития РК на 2003–2015 гг. Целью данной комплексной программы является диверсификация структуры экономики, создание предпосылок для перехода (в долгосрочной перспективе) к сервисно-технологической экономике. Диверсификация структуры отраслей экономики и экспорта требовала формирования специальных институтов развития. В целях системной и скоординированной деятельности казахстанских национальных компаний и государственных институтов развития в Казахстане в начале 2006 г. были созданы Фонд устойчивого развития ( ФУ Р ) «Қазына» и Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук».
Основными принципами деятельности национального холдинга и национальной управляющей компании стали: повышение конкурентоспособности и экономической активности компаний; внедрение лучшей мировой практики корпоративного управления; содействие правительству в достижении целей по развитию компаний. Основной целью деятельности ФУ Р « Қазына» является разработка и реализация стратегии повышения конкурентоспособности и экспортных возможностей малого, среднего и крупного бизнеса Казахстана, создания условий и стимулов, способствующих выходу предприятий на международный рынок, формированию экспортных ниш, развитию инфраструктуры. В число финансовых и инновационных институтов развития, объединенных под руководством ФУР «Қазына», вошли: Банк развития Казахстана, Национальный инновационный фонд, Инвестиционный фонд Казахстана, Корпорация по развитию и продвижению экспорта, Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Фонд развития малого предпринимательства «Даму», Фонд «Kazyna Capital Management», Казахстанский центр содействия инвестициям.
В реализации перспективных инвестиционных, индустриальных и инновационных проектов, планируемых в рамках программы «Диверсификация экономики Казахстана посредством развития кластеров в недобывающих отраслях экономики» (Кластерная инициатива), реализация которой началась в 2004 г., а также Программы «30 корпоративных лидеров», разработанной в 2007 г. в целях дальнейшей модернизации экономики, Институты развития ФУ Р «Қазына» принимают самое активное участие. Целью перечисленных программ является консолидация усилий бизнеса и государства в создании новых и модернизации существующих производств, обеспечивающих диверсификацию и развитие экспортного потенциала несырьевого сектора экономики страны в среднесрочной перспективе (до 2015 г.). Холдинг «Самрук»» объединил госпакеты акций национального почтового оператора «Казпочта», национальной компании по управлению электрическими сетями KEGOC, национального телекоммуникационного оператора «Казахтелеком», национальной нефтегазовой компании « КазМунайГаз», а также национальной железнодорожной компании «Қазақстан темір жолы».Главная цель холдинга – разработка и реализация стратегии развития реального сектора экономики, отвечающей интересам государства, максимизация долгосрочной ценности компаний. Уникальность холдинга «Самрук» – первого образования подобного рода на пространстве СНГ – состоит в том, что он сочетает в себе стабильность государственной экономики с динамичностью бизнес-ориентированной компании.
В Казахстане в силу объективных экономико-географических особенностей большое внимание уделяется решению проблем равномерного регионального развития, эффективной территориальной и экономической организации регионов, поэтому в 2006 г. была разработана Стратегия территориального развития РК до 2015 г. В целях усиления институционального обеспечения реализации данной основополагающей стратегии было принято решение о создании региональных институтов развития в виде социальнопредпринимательских корпораций (СПК). Основным отличием СПК от коммерческих корпораций является то, что полученная прибыль реинвестируется в целях реализации социальных, эко-номических или культурных целей населения того региона, в интересах которого СПК создавались. В 2007 г. в Казахстане были созданы семь социально-предпринимательских корпораций, объединивших географические регионы страны. Деятельность корпораций уже начала приносить определенные результаты. Выбранный стратегический подход к развитию социально ориентированной экономики обусловил достижение Казахстаном положительных результатов в формировании условий качественного экономического роста, повышении уровня жизни населения, развитии конкурентоспособных отраслей экономики. В дальнейшем усилия будут направлены на углубление диверсификации экономики, укрепление производственной инфраструктуры, совершенствование государственной поддержки деловой активности. Такая устойчивая основа позволит противостоять внешним вызовам более эффективно. Современный этап реализации экономической стратегии Казахстана обусловлен преодолением последствий глобального экономического кризиса. Следует отметить, что результаты, достигавшиеся в экономической политике ранее, позволяют надеяться, что страна сможет успешно пройти и этот этап. Казахстан, являясь частицей мировой экономики, безусловно, не может не ощущать на себе последствий кризисных явлений, проявившихся в мировой финансовой системе в 2007 г. Осенью 2007 г. возникли проблемы в финансовом секторе, отразившиеся на объемах кредитования долевого строительства, малого и среднего бизнеса. Недостаток ликвидности повлиял на темпы промышленного роста, который по итогам 2007 г. снизился до 4,5%. Правительством республики были приняты срочные меры по обеспечению стабильности экономического развития страны – на стабилизацию ситуации в финансовом секторе были выделены 4,6 млрд. долл. США. Вторая волна финансового кризиса вышла уже за рамки мировой финансовой системы и оказала негативное влияние на реальный сектор. Это повлекло за собой значительное замедление темпов роста мировой экономики и как следствие снижение глобального спроса на товары и услуги, что потребовало разработки со стороны Правительства Казахстана дополнительных мер по стабилизации и оздоровлению отечественной экономики.
25 ноября 2008 г. Правительство Казахстана утвердило План действий по стабилизации экономики и финансового сектора на 2009–2010 гг. (Антикризисная программа). Для ее реализации выделяются средства республиканского бюджета и Национального фонда. В целом предусмотрено вливание в экономику Казахстана порядка 2,2 трлн. тенге, что составляет около 20% ВВП республики. Следует отметить, что основным оператором Антикризисной программы выступает созданный в октябре 2008 г. – путем слияния Казахстанского холдинга по управлению государственными активами «Самрук» и Фонда устойчивого развития «Қазына» – Фонд национального благосостояния «Самрук–Қазына» (ФНБ «Самрук–Қазына»), главной задачей которого является содействие развитию казахстанской экономики в условиях глобального кризиса с привлечением финансовых и других ресурсов национальных институтов развития.
В настоящее время актуальное значение для нашей страны имеет стабильность финансовой сферы, являющейся главным элементом экономики. Зачастую финансы сравнивают с кровеносной системой экономики, и любой сбой в работе этой системы негативно отражается на деятельности всего хозяйственного комплекса. На поддержку финансовой системы республики было выделено 4 млрд. долл. США, в дальнейшем направленных на дополнительную капитализацию четырех системообразующих банков (Народного банка Казахстана, Казкоммерцбанка, Альянс банка
и БТА банка) путем выкупа дополнительной эмиссии акций. По условиям капитализации эти средства будут использованы на реализацию конкретных проектов в реальном секторе экономики страны. Необходимо подчеркнуть, что национализировать банки государство не стремится. В собственность ФНБ «Самрук–Қазына» поступит только до 25% акций банков, а по мере ослабления мирового финансового кризиса государство постепенно выйдет из состава участников банков (на рыночных принципах). Другим важнейшим направлением поддержки финансовой системы Казахстана является создание Фонда стрессовых активов (ФСА), что также предусмотрено Антикризисной программой. Основной целью ФСА является улучшение финансового состояния коммерческих банков путем выкупа проблемных активов, управления ими, в том числе реализации на рынке. В 2008 г. на капитализацию Фонда стрессовых активов первым траншем из республиканского бюджета было выделено 52 млрд. тенге. В 2009 г. за счет средств республиканского бюджета уставный капитал Фонда будет доведен до 122 млрд. тенге. В ФСА предусмотрено участие и частных инвесторов. Вторым важным направлением Антикризисной программы является решение проблем на рынке недвижимости. Программой предусматривается принятие соответствующих мер, направленных на активизацию строительного рынка. В частности, государством будут выкуплены и завершены объекты, степень готовности которых составляет не менее 20%. Также предусмотрено выделение средств на рефинансирование ипотеки по сниженным процентным ставкам, дополнительное ипотечное кредитование, создание Фонда арендного жилья. Самое активное участие в реализации данного направления будут принимать местные акиматы и социально-предпринимательские корпорации.
Третьим направлением Антикризисной программы является поддержка малого и среднего бизнеса. Для нашей страны решение этой задачи имеет исключительно важное значение, так как малый и средний бизнес, являясь мотором экономики, расширяет возможности для ее диверсификации и структурной перестройки. Для поддержки малого и среднего бизнеса из Национального фонда выделяется 1 млрд. долл. США, который будет направлен на рефинансирование кредитов, имеющихся у предприятий малого и среднего бизнеса, и выдачу новых кредитов. Необходимо отметить, что кредитная ставка при этом не будет превышать докризисного уровня (не более 14%). Еще одним важным фактором усиления деловой активности населения станут предпринимаемые Правительством республики меры, направленные на увеличение в крупных проектах недропользователей казахстанского содержания. Антикризисной программой также предусматривается выделение финансовых ресурсов на развитие агропромышленного комплекса. Для Казахстана это очень важная задача, поскольку 47% населения республики проживают в сельской местности. В целях реализации данного направления Программы, 1 млрд. долл. США выделяется из Национального фонда и еще 3 млрд. долл. – из государственного бюджета. Эти деньги будут направлены на развитие перерабатывающих отраслей аграрного сектора.
Немаловажным направлением Антикризисной программы является реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов. Для этого из Национального фонда будет выделен 1 млрд. долл. США, также предполагается привлечение в 2009 г. прямых иностранных инвестиций в размере 3 млрд. долл. США. Будет продолжена активная работа по выполнению программы «30 корпоративных лидеров». Кроме того, большое внимание будет уделяться инфраструктурным проектам, что позволит стимулировать внутренний спрос и будет способствовать экономическому росту в стране. Кроме того, в Программе отмечено, что Правительство примет все меры, чтобы сохранить реальные доходы населения, и обеспечит реализацию поручений Главы государства по увеличению социальных выплат, пенсий и заработной платы работникам бюджетной сферы в 2009–2011 гг. То есть, какой бы ни была цена на нефть, все социальные обязательства будут исполнены. Следует подчеркнуть, что Казахстан, решая проблемы противодействия мировому экономическому кризису, приобретает соответствующий опыт. В условиях, когда внешние источники финансирования закрыты, разрабатываются стратегические подходы и принимаются решения, базирующиеся на собственных возможностях и ресурсах, что придает уверенность в дальнейшем поступательном развитии нашей страны. Полноценная реализация Антикризисной программы позволит Казахстану устоять перед существующими угрозами глобализации и выйти из кризиса на качественно новый уровень развития.