Когда мы говорили об историчности предмета философии, мы подчеркивали, что философия первоначально считалась наукой обо всем сущем. Каждый философ представлял собой мудреца, разбиравшегося в проблемах природы, человека, его духовного мира, общества и т.д. И так продолжалось почти до XVI века — помимо философии никаких отдельных специальных наук не существовало. Под словом «ученый» понимали философа, под понятием «объективное знание» — философию. Философ и ученый были синонимами, философия — синонимом всего объективного знания. Действительно, философы того времени обладали невероятной эрудицией и широтой ума, отличались высоким уровнем достижений в области логики, теории познания, в сфере размышления, доказательства. Каждый из великих философов много путешествовал, был сведущ в самых различных областях знания, являлся высшим пунктом интеллектуального развития человечества. И, разумеется, уровень образованности и глубина мышления этих философов отвечали запросам общества того времени. Со второй половины XV века, в ХV-ХVI веках в мире начинают происходить коренные изменения. Мир, который до этого времени развивался постепенно, эволюционно, вдруг «встал на дыбы», В спокойный, веками устоявшийся, упорядоченный мир ворвалась так называемая рыночная система. Разумеется, сначала некоторые рыночные атрибуты зрели в недрах старой системы производственных отношений, но затем они как новые стихийные силы стали врываться в существовавшую систему отношений, прежние рамки становились для них преградой и тормозом. На место старых традиционных ценностей (подчинения королю, герцогу, хозяину, сюзерену), на место отношений личной зависимости приходит новая и единственная ценность, эта ценность -деньги. Все существующие в обществе отношения стали оцениваться через товарные отношения. Ни благородное происхождение, ни внешний лоск и образованность, ни сила теперь не имели значения, как говорит Маркс, первым человеком становится тот, кто имеет много денег. Новые товарные отношения требовали расширения рынков, новой рабочей силы, и отсюда следуют разразившиеся погоня за новые рынки сбыта, поиски новых земель, поиски золота, покорение новых народов, присоединение новых государств. Это был стихийный процесс, не ограниченным какими-либо юридическими или нравственными нормами. Европа стала бурлить как кипящий котел, все старые ценности были перевернуты и сметены, поставлены с ног на голову. Но наряду с этим хаосом имели место и значительные положительные явления. Если раньше традиционная экономика двигалась медленно, то теперь она стала развиваться с невероятной скоростью и силой, стали производиться все больше и больше товаров на продажу; Если раньше в экономике главенствующее место занимало сельское хозяйство, то теперь вперед вырывается промышленность. Богат не тот, кто имеет много земли, а тот, кто много производит. И вот в этот момент старая традиционная философия, старая наука, старое интеллектуальное мировоззрение стали вступать в противоречие с новым миропорядком. Почему? Потому что старые ученые видели свою задачу в том, чтобы объяснить этот мир, систематизировать накопленные знания, разложить все по полочкам, математически решать возникавшие проблемы и т.д. А теперь перед человеком встали практические задачи: «как извлечь руду из недр?», «как производить?», «как попасть в определенную точку планеты?». То есть ставились вполне реальные вопросы и задачи, о которых ученые раньше никогда не задумывалась. У общества появляются новые запросы, развивается маркшейдерское дело, привлекаются новые ресурсы — уголь, металл и т.д. С этого времени, как ответ на возникшие запросы общества, начинают появляться совершенно новые науки. Предпосылки для этих наук уже были в лоне самой философии, а теперь одна за другой от философии начинают отпочковываться математика, механика, физика, химия, биология и другие науки. Не остается без изменений и сама философия, ведь философия есть мировоззрение, и она не может не реагировать на изменения в обществе. Следовательно, начинает меняться предмет философии. Философия отныне занимается созданием картины мира, тогда как конкретными областями практики занимаются конкретные специальные науки. И, наконец, в недрах самой философии возникают так называемые идеологи новой науки. Теперь из всех вопросов философии самым важным становится вопрос теории познания — «как познавать?». Если, например, в Древней Греции вопросы теории познания, вопрос о науке и научном методе не был главным, хотя этот вопрос занимал серьезное место в творчестве древнегреческих философов, то теперь, в Новое время, эта проблематика становится самой актуальной и обсуждаемой. Всех интересует только одно: как возможно научное познание, какой метод является самым лучшим, что такое наука логики, и специальный термин «наука» становится самым уважаемым словом. Вот именно в это время одним из идеологов новой науки и нового понимания философии становится выдающийся английский философ Фрэнсис Бэкон. Фрэнсис Бэкон родился в 1561 г. в Лондоне, в высокопоставленной семье английского аристократа. Его отец был лордом-хранителем печати короля, достигший высокой должности в результате своей безупречной службы. Ф. Бэкон учился в Оксфорде, получил блестящее образование, работал в посольстве во Франции и продвинулся по служебной лестнице выше своего отца. В 1584 г. он был избран в парламент. С 1617 г. он становится лордом-хранителем печати, затем — лорд-канцлером. В 1621 г. Бэкон был привлечен к суду по обвинению во взяточничестве, осужден и отстранен от всех должностей. Через два года обвинения были полностью сняты, он был помилован королем, но не вернулся на государственную службу и посвятил последние годы жизни научной и литературной деятельности. Бэкон внес огромный вклад в развитие философии, недаром его называют родоначальником всей английской философии и науки. Главным деломсвоей жизни он считал философию и науку: «Все знание — область моего попечения», провозгласил он. Ему принадлежит ряд выдающихся работ, среди которых «Энциклопедия» и знаменитая работа «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы», вышедшая в 1620 г. В этом трактате Бэкон провозгласил целью науки — увеличение власти человека над природой. Впервые после Аристотеля философ создал энциклопедию всех наук. Учитывая опыт прошедших со времени Аристотеля девятнадцати веков, проанализировав накопившиеся факты и данные, английский философ создал более совершенную классификацию наук, не потерявшую своего значения и по сегодняшний день. С помощью предложенной им классификации Бэкон показал место каждой науки в системе научного знания. Английский мыслитель глубоко изучал древнегреческую философию и науку своего времени, крайне отрицательно относился (вот он новый дух Нового времени!) к Аристотелю, Платону и другим философам, пользовавшимся непререкаемым авторитетом и влиянием в средние века. В чем причина этого неприятия? В средние века — времена господства христианской религии — Платон и Аристотель с их Божественной идеей, учением о творце выступали философскими обоснователями христианского мировоззрения. Философская мысль Нового времени целиком и полностью направлена против идей средних веков, ее главной задачей стало обоснование новой науки, нового знания. Бэкон полагает, что ни Платон, ни Аристотель ничего не дают для решения практических задач Нового времени, греческую философию он вообще отвергал как неудовлетворительный способ философствования: «Греческой философии недостает не слов, а дел», -утверждал он. Исключение, по его мнению, составляет только Демокрите его атомистической теорией. По мнению Бэкона, должен быть предложен новый инструмент мышления, «новый органон», с помощью которого можно было бы произвести восстановление человеческого знания на более надежной основе. Таким образом, именно Бэкон является родоначальником английского эмпиризма и эмпирической философии в целом.
Общий набросок «великого плана восстановления наук» был сделан философом в предисловии к труду «Новый Органон». В этой работе предусматривалось шесть частей: общий обзор современного состояния наук, описание нового метода получения истинного знания, свод эмпирических данных, обсуждение вопросов, подлежащих дальнейшему исследованию, предварительные решения и, наконец, сама философия. Бэкону удалось сделать лишь наброски первых двух частей. Что представляет собой теория познания английского мыслителя, представленная им в «Новом Органоне»? По Бэкону, нет никаких сомнений в том, что существует объективный мир, природа. Природа в его понимании является кузницей всех идей, всех законов, и сама природа существует и живет, подчиняясь своим закономерностям. Это первое, что он ясно и отчетливо подчеркнул. По его мнению, задачей человека, задачей всякой науки является познание богатства природы, познание законов природы, познание причинностей, существующих в природе, по возможности ничего не внося от себя. Природа — это главная цель для науки, главная лаборатория для ученого. Истинное знание, по Бэкону, достигается с помощью познания причин. Причины он, вслед за Аристотелем, подразделяет на материальные, действующие, формальные и конечные. Физика занимается исследованием материальных и действующих причин, наука же идет дальше и вскрывает глубинные формальные причины. Конечными причинами, с его точки зрения, занимается не наука, а теология. Формальные причины познаются при помощи индуктивного метода, который опирается на анализ, расчленение, анатомирование природы.