Развитие современного общества связано с постоянным увеличением потребления энергоресурсов. При простой экстраполяции современных тенденций развития мировой экономики предполагается, что к концу XXI века ежегодное потребление первичных энергоресурсов возрастёт в четыре раза. Однако, запасы органического топлива на Земле не безграничны. Несмотря на совершенствование технологий разведки и добычи, тенденция удорожания добычи топливно-энергетических ресурсов вероятнее всего сохранится из-за увеличения доли добычи в регионах с неблагоприятными климатическими и геологическими условиями производства. Крупные месторождения, открытые в XX веке, уже в значительной степени истощены. По прогнозу учёных Института мировой экономики и международных отношений (г. Москва), которые в свою очередь опираются на мнения других международных экспертов по энергопотреблению, к 2050 году будут исчерпаны 90-94% запасов нефти стран ОПЕК, где сосредоточено 79% мировых запасов. Запасов газа, по их оценкам, хватит не более чем на 90 лет, угля — на 350 [21]. Прогнозы исчерпаемости мировых запасов топлива, опубликованные разными научными организациями, зачастую расходятся, но большинство из них сходится на том, что известных, экономически эффективных для разработки запасов нефти, может хватить примерно на 40-45 лет, газа — на 50-60 лет, угля — на 120 лет.
Недостаток собственных запасов органического ископаемого топлива уже сегодня представляет проблему для развития некоторых стран. На Всемирном саммите по устойчивому развитию (ВСУР)* в Йоханнесбурге в 2002 г. было отмечено, что устойчивое развитие стран обеспечивается достаточным количеством энергоресурсов, использование которых не должно перегружать экосистемы и вызывать в них необратимые изменения. Развитие нынешнего поколения должно проходить не в ущерб возможностям развития будущих поколений. Поэтому необходима поэтапная замена ископаемых топливных ресурсов, используемых в энергетических целях, возобновляемыми.
Таким образом, обеспечение энерго-экологической безопасности государства является важным условием его устойчивого развития и включает в себя два элемента: первое — обеспечение энергоресурсами настоящего и будущих поколений; второе — сохранение естественных экосистем и их биологического разнообразия, также как и соблюдение санитарно-гигиенических норм для сохранения здоровья населения.
Казахстан владеет значительными запасами ископаемого топлива: нефти, природного газа, угля и урана. Однако интенсивное развитие топливно-энергетического комплекса республики приводит к истощению природных ресурсов, деградации наземных и водных экосистем, сильно загрязняя воздушный бассейн, поверхностные водоёмы и грунтовые воды, образуя свыше 30 % твёрдых отходов производства и 79,2 % от общего объёма выбросов парниковых газов. Угольные шахты и карьеры приводят к широкомасштабным потерям мест обитания биоты и самого человека. Добыча нефти и газа также предусматривает отчуждение земли, строительство трубопроводов, компрессорных и распределительных станций. Крупные гидроэлектростанции трансформируют места естественного обитания и экосистемы, плотины и дамбы меняют ландшафт и русла рек.
Кроме локального негативного воздействия на окружающую среду энергетическая деятельность, а именно сжигание органических видов топлива, оказывает существенное влияние на глобальный климат Земли. Большинство климатологов связывает ускорение процесса изменения климата** с быстрым увеличением концентраций парниковых газов в верхних слоях атмосферы в течение последних 50-ти лет. Парниковые газы препятствуют в некоторой степени отражению солнечного излучения от поверхности Земли обратно в космос, что приводит к «положительному радиационному воздействию». Последнее становится причиной повышения среднегодовой температуры на Земле***. Основными антропогенными парниковыми газами, эмитируемыми предприятиями ТЭК, являются углекислый газ (С02), который высвобождается при сжигании органического топлива, и метан (СН ).
Разные парниковые газы (ПГ) имеют разный «срок жизни» в верхних слоях атмосферы и разный «потенциал глобального потепления». Учёт этого фактора требует принятия превентивных мер по стабилизации и снижению абсолютных выбросов ПГ, чтобы замедлить ускоряющийся темп изменений в глобальной климатической системе.
Межправительственной группой экспертов по изменению климата прогнозируется, что в XXI веке потепление продолжится, но согласованные действия мирового сообщества могут повлиять на темп процесса. Человечество должно незамедлительно принять меры по ограничению концентрации парниковых газов (ПГ) до уровня 550 ррт, что не даст повыситься глобальной температуре более чем на 2°С. Достижение глобальной договорённости о распределении национальных количественно измеримых и верифицируемых обязательств перехода к низкоуглеродному развитию позволит замедлить темп изменения климата и предотвратить глобальную катастрофу.
Как страна, включенная в Приложения I к РКИК ООН, Республика Казахстан заявила о решении принять минимальные количественные обязательства по снижению выбросов ПГ (к 2020 г. на 15%, к 2050 г. — на 25% относительно базового уровня 1990 г.) [22]. Это требует от Правительства разработки и принятия сверхдолгосрочных стратегических документов, направляющих национальную экономику на путь низкоуглеродного развития. В Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года (Стратегии-2020), который разработан во исполнение Стратегии-2030 с учётом новых реалий глобальной финансово-экономической нестабильности и усиления климатических рисков, отмечено, что республика примет участие в решении проблемы глобального потепления [23].
Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы (ГПФИИР) [24] должна обеспечить снижение энергоёмкости ВВП не менее чем на 10% к 2015 г. относительно уровня 2008 г. и доведение доли малых ВИЭ в общем объёме электропотребления до не менее 1%. Она направлена на развитие инфраструктурных секторов экономики, таких как электроэнергетика и транспорт, на поддержку развития отраслей машиностроения, в том числе электротехнического; на поддержку производства листового стекла и энергосберегательных строительных материалов, на внедрение «зелёной» политики низкоуглеродной экономики, предусматривает поддержку проектов повышения энергоэффективности во всех секторах экономики.
В нефтегазовом секторе программа ставит цель повысить глубину переработки углеводородного сырья до 87-90%, в электроэнергетике и металлурги — провести модернизацию основных фондов для снижения энерго — и ресурсоёмкости. ГПФИИР предусматривает выделение инновационных грантов в таких приоритетных направлениях, как энергосберегающие материалы, трансферт технологий быстровозводимых «зелёных» и «энергопассивных» домов.
Программой предусматривается международное сотрудничество в целях повышения энергоэффективности, совершенствование тарифной политики на энергоуслуги, разработка и принятие нового Закона РК «Об энергосбережении», подзаконных актов для реализации Закона РК «О поддержке использования возобновляемых источников энергии», ужесточение существующих норм, правил и технических регламентов, определяющих расходование топлива и энергии, совершенствование правил учёта и контроля энергопотребления, установление стандартов энергопотребления, обязательная сертификация энергопотребляющих приборов и оборудования массового применения на их соответствие нормам расхода энергии, проведение регулярного энергоаудита предприятий (обязательного для крупных предприятий и бюджетной сферы).
В качестве основных барьеров перехода республики к низкоуглеродному развитию следует рассматривать низкие цены на энергоносители (относительно уровня цен в промышленно развитых странах), недостаток современных приборов учёта потреблённой энергии, устаревшие стандарты энергопотребления, высокий износ энергогенерирующих, сетевых мощностей и основных производственных фондов предприятий, отсутствие в стране энергетического и технологического машиностроения, индустрии энергоэффективных строительных материалов и культуры энергосбережения.
За годы независимости казахстанская энергетика не получала необходимых инвестиционных вливаний для поддержания основных фондов в хорошем состоянии. Физический и моральный износ генерирующих мощностей, который достиг 70%, приводит к ряду негативных эколого-экономических последствий, прежде всего, к увеличению удельного расхода топлива на выработку единицы электрической и тепловой энергии. Если в 80-е годы норматив составлял 327-336 г у.т. на 1 кВтч электроэнергии, выработанной на конденсационных станциях с к.п.д. 37-38%, то в настоящее время этот показатель достигает 500 грамм условного топлива. Увеличение удельного расхода топлива на выработку единицы электрической энергии ведёт к увеличению образования удельных объёмов загрязнений на единицу вырабатываемой энергии и, соответственно, к увеличению природоохранных расходов предприятий и воздействия сектора на окружающую среду.
Удельное образование золошлаковых отходов при производстве энергии на 1000 тенге по цене производителя составляет 46,1 кг, удельный выброс парниковых газов — 328 кг С02-экв., удельные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу — 2,49 кг. Износ тепловых сетей составляет 40%, электрических — 60%, что является причиной высоких уровней потерь энергии при её транспортировке. Потери в сетях являются существенным фактором, косвенно обусловливающим выбросы парниковых газов в республике. В условиях удаленности энергопотребителей от производителей энергии с точки зрения обеспечения энерго-экологической безопасности развития казахстанского общества очень важны любые меры, способствующие снижению потерь в сетях. Необходимость сокращения антропогенных выбросов парниковых газов в условиях возрастающей потребности в энергии и удорожания стоимости энергоуслуг требует максимально возможного снижения потерь энергии и повышения энергоэффективности.
Максимальное приближение экологически чистых источников энергии к потребителю способствует снижению потерь энергии при транспортировке и одновременно повышению надёжности энергообеспечения отдалённых потребителей электроэнергией. Возобновляемые малые источники энергии должны играть ключевую роль в развитии сельских поселений. В связи с необходимостью поддержания развития возобновляемой энергетики в Казахстане принят соответствующий закон [25], позволяющие поставлять избыток энергии в электросети от малых источников энергии.
Более широкое использование энергии атома в мирных целях для борьбы с глобальным изменением климата не соответствует принципам устойчивого развития, продекларированным в 1992 году UNCED. Согласно принципам устойчивого развития решения о размещении любого опасного производства — нового объекта, технология или производственные отходы которого имеют высокую степень экологического риска, — должны приниматься не без учёта мнения местного населения. Основной экологический риск, который создают предприятия ядерной индустрии — это радиохимическое загрязнение окружающей среды. Радионуклиды имеют свойство накапливаться в организмах, передаваться по пищевой цепочке от более простых организмов более высокоразвитым и человеку, что в конечном итоге, вызывать необратимые генетические мутации.
Учитывая экологическую угрозу и колоссальные расходы на захоронение отработавших твёрдых и жидких ядерных отходов, на обслуживание могильников, население в развитых странах всё более активно выступает против строительства новых АЭС. Статьей 6 Марракешских соглашений (The Marrakesh Accords), единогласно принятых VII Конференцией сторон РКИК ООН в 2001 г. в Марракеше (Марокко), рекомендовано странам, вошедшим в Приложение I РКИК ООН, воздержаться от реализации ядерных проектов, для выполнения своих количественных обязательств по сокращению и стабилизации выбросов ПГ. При огромных запасах энергетического угля в Казахстане выработка электроэнергии на угольных станциях будет всегда иметь немалый удельный вес в топливно-энергетическом балансе страны. В связи с этим для существенного сокращения выбросов С02 Правительству следует поощрять научные исследования по разработке более чистых технологий сжигания угля, утилизации и консервации CO.
На наш взгляд можно выделить четыре приоритетные направления обеспечения энергоэкологической безопасности страны, учитывающие нарастающие глобальные энерго-эколо-гические угрозы. Это:
— повышение энергоэффективности во всех секторах экономики для снижения ожидаемого уровня энергопотребления;
— форсирование развития возобновляемой энергетики на основе использования гидроэнергии, энергии ветра, биомассы, биологически разлагаемых и горючих отходов, солнечной и геотермальной энергии с целью замещения используемых высокоэмиссионных технологий и покрытия растущего спроса;
— регулирование национальных выбросов ПГ посредством организации и функционирования национального рынка квот на выбросы ПГ;
— информирование населения о методах смягчения антропогенного воздействия на изменение климата.
В контексте необходимости выполнения заявленных национальных обязательств по снижению выбросов парниковых газов перед мировым сообществом, на наш взгляд, необходима реализация следующий комплекс мер:
— разработка Государственной программы повышения энергоэффективности национальной экономики до 2050 г. (цель — снижение энергоёмкости ВВП не менее чем на 40% к 2030 г., не менее чем в 2 раза к 2050 г. относительно уровня 2010 г.);
— ужесточение технических регламентов в области эффективного использования энергоресурсов, введение запретов на ввоз устаревших (энергоёмких, несоответствующих требованиям технического регламента) технологий и оборудования;
— ужесточение технических требований к электротоварам и электрооборудованию, допускаемым к реализации (к торговле) на национальном рынке;
— реформирование тарифной политики в области регулирования сферы предоставления платных энергоуслуг;
— разработка Программы инвестиционного субсидирования освоения потенциала возобновляемых источников энергии;
— разработка Программы поддержки развития биогазовой энергетики, которая будет включать меры по организации в республике производства биогазовых реакторов и внедрения системы льготного кредитования для фермеров и предпринимателей, перерабатывающих ТБО;
— обеспечение ценовой доступности малых энергоустановок, использующих ВИЭ (посредством вышеназванных мер: организация отечественного производства этих энергоустановок и системы льготного кредитования приобретения такого оборудования);
— совершенствование (ужесточение) СНиПов, которые должны учитывать как современные строительные материалы, так и последствия изменения климата, которое приведёт к росту потребления энергии на кондиционирование помещений;
— поддержка развития отечественных производств теплоизолирующих строительных материалов, включая производство листового стекла, чтобы обеспечить более низкую себестоимость и ускорение процессов повышения энергоэффективности зданий в республике;
— тиражирование опыта сбережения теплоэнергии в жилых зданиях на основе апробированных схем возвратного финансирования с участием собственников квартир, КСК и энергосервисных компаний;
— создание консультативных и инжиниринговых центров по распространению международного опыта в области энергосбережения и применения ВИЭ;
— разработка и внедрение обучающих курсов о методах смягчения антропогенного воздействия на климат для всех образовательных уровней (дошкольного, школьного, вузовского);
— производство в республике и использование биогазовых установок (в сельской местности — использование биологически разлагаемых отходов растениеводства и животноводства, в городах — организация раздельного сбора мусора и использование свалочного газа);
— производство и использование альтернативного твёрдого топлива;
— повышение теплоизоляции зданий на основе развития отечественного производства современных теплоизоляционных строительных материалов, замены оконных рам на рамы с вакуумными стеклопакетами и светоотражающим напылением на стёклах;
— повышение энергоэффективности осветительной техники за счёт развития отечественного производства и утилизации люминесцентных и диодных ламп;
— формирование отечественных машиностроительных отраслей по производству энергоустановок, работающих на возобновляемых энергоресурсах, прежде всего, ветроэнергоуста-новок, гидротурбин малых мощностей, биогазовых энергетических реакторов.
Для реализации вышеперечисленных мер необходимо использование следующих инструментов и механизмов повышения энергоэффективности:
— разработка и внедрение современных стандартов энергопотребления и энергомаркировки, в том числе на осветительные приборы;
— введение технических барьеров для импорта неэнергоэффективной техники и технологического оборудования;
— льготное кредитование энергоэффективных проектов;
— фонды возвратного финансирования энергоэффективных проектов;
— утверждение поступательного повышения скользящего 7-летнего тарифного коридора на электроэнергию: постепенное увеличение нижней планки тарифа для энергопроизводителей, чтобы обеспечить окупаемость инвестиций на модернизацию генерирующих мощностей, и верхней планки — для потребителей, чтобы обеспечить предсказуемость и стабильность государственной энергетической политики;
— энергоаудит крупных энергопотребителей и объектов бюджетной сферы;
— налоговые преференции (налоговые кредиты) на внедрение энергоэффективного освещения (светодиодные лампы для общественных учреждений, освещения улиц, вокзалов, аэропортов; люминесцентные лампы для жилых и общественных зданий при наличии центров по утилизации; датчики движения и уровня освещённости для автоматического включения и отключения осветительных приборов);
— использование доступных средств информирования населения посредством энергомаркировки технических средств, социальной телевизионной рекламы, информационных бил-бордов и плакатов в общественных местах (в магазинах, на остановках, общественном транспорте, в школах, садах, специальных и высших учебных заведениях);
— постоянный пересмотр перечня наилучших доступных технологий (НДТ).
Сопоставление страновых показателей [27], характеризующих потребление энергоресурсов и выбросов углекислого газа показывает, что, несмотря на высокую углеродоёмкость экономического роста в Казахстане, в целом доля страны в глобальных выбросах С02 от сжигания топлива составляет всего лишь 0,7%. Но если сравнить значение этого показателя с суммарным показателем по группе стран ОЭСР с высоким доходом на душу населения, то можно убедиться, что ежегодный вклад республики в глобальные эмиссии углекислого газа от сжигания топлива на самом деле значителен. Высокоразвитые страны обеспечивают более низкую углеродоёмкость экономического роста не только благодаря применению энергоэффективных технологий во всех секторах экономики, но также благодаря перемещению энергоёмких производств в развивающиеся страны. Кроме того, непосредственно в энергетическом секторе низкая углеродоёмкость обусловлена не только энергоэффективностью производства электрической и тепловой энергии, но и высокой долей атомной энергетики и возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в структуре энергогенерирующих мощностей.
В настоящее время в Казахстане разработан и выносится на обсуждение проект Концепции перехода Республики Казахстан к низкоуглеродному развитию до 2050 года. Настало время принимать судьбоносные решения, проявить политическую волю, мобилизовать необходимые ресурсы и кардинально и последовательно менять энергетическую политику страны с учётом новых реалий.