Эпоха камня — это период формирования человека, становления основных свойств человеческого бытия, его склонностей и свойств, со всей присущей ему сферой бессознательного. Становление человека — глубочайшая тайна, до сих пор совершенно нам недоступная, непонятная (К. Ясперс). Согласно другой версии «человек — продукт естественной эволюции, он часть природы, но. наделенный разумом и самосознанием, он превосходит ее. …Сущность человека постижима. Однако эта сущность не является субстанцией, характеризующей человека во все времена на протяжен истории» (Э. Фромм). Изучение проблемы происхождения человечества породило огромное количсст во различных концепций. Одни придерживаются философско-религиозных концепций, другие — апеллируют к достижениям науки и эволюции, из убеждения в существовании познаваемости внешнего мира, третьи — абсолютно доверяют Ф. Энгельсу и вслед за ним говорят, что «труд сделал из обезьяны человека».
В традиционной казахской среде господа во вала библейская трактовка истории происхождения человечества. Именно эта убежденность позволила известному Абулгазы Бахадур хану написать строки: «После того Всевышний Господь всемогущим своим словом из персти сделал тесто, составил образ человека и положил его между Меккой и Тайфом, это продолжалось тридцать девять дней. В сороковой день Бог дал ему душу. О том, что Ибпис (дьявол) не поклонился Адаму, что Адам ходил в рай и возвратился оттуда в здешней мир, мне к чему пересказывать? Оно всякому яснее луны и светлее солнца’. Все мы, люди, происходим от Адама, все мы связаны и созданы Богом по образу и подобию его. Но это не помешает нам вкратце рассмотреть этапы становления основных конституционных свойств человеческого бытия. Палеолит (раннекаменный век) начинается 2,6 млн. лет назад (состоит из трех этапов: олдувай, ашель, мустьер) и завершается за 10 тыс. лет до н. э. Мезолит охватывает 10-7 тыс. до н.э. Новокаменная эпоха (неолит) датируется 7-5 тыс. до н.э. Переходный от камня к эпохе бронзы этап называется энеолитом (меднокаменный век) и совпадает с 4-? тыс до н.э. Затем только наступает эпоха бронзы и железный и век (2 тыс. лет до н. э). Если вдуматься серьезно, то продолжительность исторического периода известного нам по письменным источникам, по сравнению с погруженной в бездонные глубины времени эпохи камня, совершенно ничтожна. Человеческому существованию, в качестве истории, предшествовало бесконечное прошлое, по отношению к этой бесконечности можно применить термин — доистория. К доистории относятся два момента — биологическое и социальное. Первый создает наследуемые свойства, социальное развитие — передачу опыта. В человеческой природе биологические и социальные черты на самом деле связаны. Человек изначально, по сравнению с животными, был слаб физически (беспомощность при рождении,беззащитность). но превосходил их по своему мышлению и духовному развитию, что позволило ему построить свое бьпие совсем иным образом. Физическое формирование его в раннем возрасте происходит под воздействием социальных условий. Из социального опыта доистории особенно важны -использование огня и орудий, появление речи, образование сообществ. Социальная жизнь завершилась образованием государств.
Хозяйство
На территории Казахстана костных останков гомшид и вообще антропоидов, пока, не найдено, но есть результат их деятельности — кремниевая индустрия. К числу самых древних орудий труда относятся массивные прямоугольные кремниевые отщепы, найденные на террасе р. Арыстанды на юго-западных склонах хребта Каратау. В северо-восточной части хребта Ма-лый Каратау древнейший человек обитал главным образом в местах наиболее богатых выходами кремниевых пород — основным поделочным камнем древности. Здесь на площади радиусом 5-10 км обнаружено 12 палеолитических стоянок, собрано свыше 5 тыс. кремниевых изделий. Наиболее интересные находки шелльашельского времени сделаны в Каратау в урочищах Шабакты. Танирказган, Борыказган. Акколь-1, Казан-гап. Изделия в основном представлены рубилами различных форм (би-фасы — двусторонние. Древнейшие жители Казахстана были современниками питекантропов и синантропов. Первобытные обитатели Каратау уже могли добывать огонь. занимались охотой на крупных и мелких животных и сбором растительной пищи. Поздняя пора древнего палеолита характеризуется многообразием памятников. Помимо крупных массивных отщепов архаического облика, найдены дисковидные нуклеусы, подтреугольные пластины и пластины с широкими неправильными гранями на спинке, скребла овальной формы, остроконечники и т.д. Во время раскопок каменные орудия, обломки костей диких животных и древесный уголь залегали горизонтально и подразделялись на несколько слоев. В некоторых местах толщина отложений, достигающая 4,5 м, указывает на исключительно благоприятные условия расположения стоянок, на протяжении десятков тысячелетий служивших местом поселения первобытных людей. Основным занятием обитателей палеолитических стоянок была охота на бизона, благородного оленя, сайгу и лошадь. Близость коренных выходов кремния и халцедона обеспечивала жителей необходимым сырьем для изготовления орудий труда. Для обработки каменных изделий применялись костяные и роговые орудия. Начало верхнего антропогена сопровождалось значительным поднятием горных массивов и общим увлажнением климата. Увеличение стока воды при таянии ледников, изменение русел рек Сырдарьи и Амуда-рьи привели к образованию Аральского моря. Уровень Каспийского моря резко поднялся и затопил всю Прикаспийскую низменность. В Центральном и Северном Казахстане еще росли дубовые леса, березовые рощи, хотя в целом площадь лесов в это время сократилась, уступив место богатым кустарно-луговым пастбищам. Основными представителями фауны Казахстана в те времена были мамонт, шерстистый носорог, бык-тур, мелкий бизон, пещерный медведь и тигролев. В горных и степных лугах паслись сайгак, архар, олень-косуля и др. Во второй половине верхнего антропогена. климат стал засушливые и теплее. Уменьшение растительного покрова, наступления пустыни прежде всего сказались на условиях жизни крупных травоядных животных. Мамонты и шерстистые носороги были обречены на гибель и уже около 10 тыс. до н.э. вымерли. Один из последних мамонтов с левобережья р. Урал погиб около 8 тыс. лет назад. Исчезновение крупных животных, охота на которых являлась главным источником пищи в эпоху палеолита, изменило условия жизни человека, Возникла необходимость в новых, более совершенных орудиях для охоты на среднего и мелкого зверя. Охотничьи отряды нередко стали совершать в поисках пиши далекие странствования. Охота играет ведущую роль в хозяйстве периода (эпохи) палеолита. Постепенно разнообразие охотничьих орудий, новые методы охоты (загон с применением огня, ловчие ямы, охота с боласами, рогатинами) сделали этот вид хозяйственной деятельности более продуктивным. В удобных местах первобытные люди занимались рыбной ловлей с помощью гарпунов, примитивных крючков из кости. По-прежнему человек занимался: собиранием разнообразной растительной пищи; дикого орешника, ягод, дикой моркови, щавеля, луковиц и клубней некоторых растений. Важнейшей чертой неолита является зарождение скотоводства и земледелия, пришедших на смену собирательству и охоте. Возникновение производящих форм хозяйства имело огромное значение для развития человеческого общества. Вся дальнейшая многотысячелетняя деятельность человека, есть в значительной степени история развития, совершенствования этих двух форм хозяйства. Уровень производительных сил, достигнутый первобытным населением в эпоху неолита, обусловил появление и других культурно-бытовых новшеств, У древнего населения Казахстана возникают зачатки горного дела и ткачества, ему уже известна керамическая посуда. Племена культуры микролитов, появившиеся на южном скате Сары Арки в 5 тыс. до н, э., расселились у родников.
Социальная организация
Начальную форму организации общества часто называют «первобытным человеческим стадом», Параллельно употребляется в литературе также термин «праобщина». Начало ее совпадает с выделением человека из животного мира и образования общества, т.е. начало эпохи праобщины совпадает с появлением вполне осознанно изготовленных и применяемых орудий труда. Праобщина с ее относительно аморфной неустойчивой структурой постепенно уступала место более прочной форме общественной организации. Она стала возможной благодаря постоянной борьбе за самосуществование. При этом подобная организация могла возникнуть только на основе постоянных хозяйственных единиц. Реальной основой для упрочения социальных связей были стихийно возникшие узы естественного, кровного родства Во-вторых, можно предполагать, что это родство могло устанавливаться только по материнской линии. Возникновение на стадии перехода от раннего к позднему палеолиту родового строя подтверждается и археологическими данными (коллективные жилища). Другим важнейшим признаком рода был обычай экзогамии, т.е. запрещения брачного общения внутри рода. Постепенно возникла дуальная организация -сочетания только двух экзогамных родов в одно постоянное взаимобрачное объединение — зародыш эндогамного племени. Остатки дуальной организации в вице деления племени на две экзогамные взаимобрачные фратрии широко прослежены в историческом прошлом многих народов. Первой исторической формой общественного регулирования отношений между полами был экзогамный дуально-родовой брак (при нем все члены одного рода имели право и должны были вступать в брак с членами другого определенного рода). Постепенно первоначальный групповой брак всех членов двух родов сузился до группового брака только между лицами, принадлежащими к одному поколению этих родов, так называемого кросс-кузенного брака. В дальнейшем развитии кросс-ку-зенный брак, в связи с усложнением системы брачных запретов, приводит к сложению парного брака. При парном браке могла соединятся только одна пара кросс-кузенов. Хотя эта форма брака и называется парной, однако в ней существуют разнообразные остатки групповых брачных отношений (полиандрия, сорорат, левират, гетеризм). Парная семья, возникшая на этой шаткой основе, не смогла стать обособленной, противостоящей родовой общине экономической ячейкой. Муж и жена на протяжении всей жизни оставались связанными каждый со своим родом, не имели обшей собственности, дети принадлежали только матери. В социальном отношении эпоха неолита была временем родовых общи и. где господствовали коллективный труд и общая собственность на средства производства. Вместе с тем, в этот период были высоко развиты такие формы организации общества как племена или объединения племен. Племена, состояли из нескольких родовых общин, объединенных кровнородственными узами и однородным характером хозяйства. В эпоху неолита первобытное общество получило прочную социальную структуру в виде племени. Племена имели свое имя, свою территорию, свой диалект, свои культурно-бытовые особенности. Племена пока еще оставались этническими общностями и лишь в незначительной степени — общностями социально-потестарными. Для раннего этапа родоплеменной организации характерна незначительная роль племени и очень большая, доминирующая роль рода.
Культура
В позднем палеолите в качестве жилищ люди продолжали использовать пещеры, но наряду с ними распространялись большие искусственные жилища — наземные и землянки, площадь которых доходила до 200 м. Суця по находкам костяных иголок, человек в это время научился шить. В конце эпохи появляются специальные осветительные приборы: лампы из камня с углублением, заполненным жиром, в центре которого располагался фитиль. Издавна обращает на себя внимание тот факт, что костяк захоронений, как правило, ориентирован по линии восток-запад, т.е. их положение как-то связано с движением солнца. При раскопках в пещере Тешик-таш в Узбекистане вокруг мальчика-неандертальца обнаружены уложенные в определенном порядке рога горного козла — тау теке. Археологи выдвинули предположение о наличии культа солнца. Однако существует предположение о зарождении в коллективах неандертальцев зачатков религии. Завершение процесса сапиентации и возникновение родового строя способствовали обогащению духовной жизни человека Лексикон слов предположительно содержал более 10 тыс. слов. В языке существовали как единичные определения, так и обобщающие понятия. Развитие языка шло параллельно увеличению объема информации. В зачаточном состоянии находились приемы (способы) измерения времени, расстояния и простой счет. Необходимость и познания, и объяснения всего, с чем приходилось сталкиваться, все более развивала интеллект. Природа и человек в ранних религиозных представлениях людей мыслились слитными, и это представление сказалось во всех видах — в тотемизме, фетишизме, анимизме, магии. Материальная культура пачеолитического человека формировалась в различных районах земного шара в разное время, и пути ее исторического развития не были одинаковы. Тем не менее можно сказать, что все они определяются главным образом техникой обработки каменных орудий. Мезолитическая эпоха ознаменовалась двумя крупными событиями, изобретением лука, стрел и микролитов — миниатюрных пластин в форме треугольников, ромбов, трапеций и сегментов. В неолитическую эпоху микролитическая индустрия получила особенно широкое развитие. Микролиты шли на изготовление в основном наконечников стрел и вкладышевых орудий: в продольные пазы костяной или деревянной основы вставляли десятки миниатюрных микролитов, они то и образовывали острое лезвие. Клеюшим веществом служили горный воск, смола, битум.
Погребальный обряд и ряд символических предметов, обнаруженных в энеолитических поселениях, свидетельствуют о существовании в эту эпоху тотемизма и культа предков, Сородичей хоронили на территории поселения в старых жилищах, вокруг погребенных укладывали вдоль стен десятки лошадиных черепов, В одном из жилищ в стенной нише обнаружен мумифицированный глиной череп мужчины. Под порогом жилищ нередки захоронения собак, очевидно ритуального характера.
Для искусства палеолита безусловны образы ископаемого животного и тучной женщины. В эпоху неолита эсхатологические идеи породили изображения космической драмы, персонифицируемой в облике рогатого зверя, преследуемого и терзаемого собаками или волками. Характерно для племен культуры микролитов и появление нового физического идеала женщины, выступающей в роли жрицы, владычицы зверей. Доказательством художественной деятельности позднепалеотических племен Казахстана в основном служат одни гравюры на скалах, геохронологическое ядро которых образуют шерстистый носорог, первобытный бык-тур, бизон. Контакты человека позднего палеолита с представителями мамонтовой фауны не исчерпывались проблемой питания и производственного сырья. Человек находился в глубоко сокровенных отношениях с миром животных, который стал существенной частью его духовной жизни, значительно сложной, чем это можно было бы предположить. Гибель и миграция зверей явились решающей причиной исчезновения позднепалеолйтических стоянок Казахстана. По звериным тропам пролегла трасса неудержимой, грандиозной миграции палеолитических племен Сары Арки в Сибирь Наряду с гравюрой в Казахстане обнаружены образцы наскальной живописи. Среди них выделяются архаические произведения, созданные, очевидно, в эпоху мамонтового фаунистического комплекса. Это изображения быка в гроте Тешик-таш, неолитические росписи в пещере Аулие-тас в Баянауле и в Бухтарминском гроте.