Основные народы Центрально-Азиатского региона — таджики, узбеки, туркмены, казахи, киргизы, каракалпаки — сложились в народности непосредственно на его пространствах; они имеют много общего в путях формирования, древнейших истоках дальнейшем историческом развитии, органически переплавившем в процессе своего окончательного становления местные и более поздние пришлые этнические компоненты. Изучение этногенеза и этнической истории узбекского народа является одним из сложнейших и актуальных вопросов исторической науки. В условиях независимости Узбекистана и восстановления отечественной этнической культуры узбекского народа весьма важное значение для повышения национального самосознания имеют глубокие исторические знания, определение места, которое занимал наш народ в этническом разнообразии на том или ином этапе исторического развития. Каждый человек желает знать свою этническую историю. Исследования этнического и историко-культурного развития народов Центральной Азии показали, что их этногенез и этническая история тесным образом переплетены друг с другом. Й совместно занимаясь исследованиями по истории Центральной Азии, мы должны об этом постоянно помнить. Этнические и культурные границы между этносами региона, в особенности между узбекским и таджикским, были подвижны и имели двусторонний проницаемый характер. Поэтому к историческому и этнографическому материалу, к различным источникам надо относиться весьма осторожно, так как можно легко ошибиться, отнеся культурное наследие прошлого одного народа к наследию другого. Народы Центральной Азии сложились в этническую общность на основе многих общих компонентов, имеют общее древнее культурное наследие и общих предков, что в прошлом при написании этнической истории иногда неверно приписывалось только своему народу. Я надеюсь, что сотрудничество ученых наконец даст возможность избежать одностороннего толкования этнических процессов. Только принцип исторической объективности должен быть одной из самых важных методологических предпосылок исследования. Для этого необходимо скоординироваться ученым всего Центрально — Азиатского региона и найти общие точки зрения. Поскольку этнос формируется на протяжении многих столетий и тысячелетий, в него в силу исторических и других причин входят на каждом историческом этапе все новые и новые этнические субстраты, идут процессы этнической ассимиляции и интеграции народов. Трудно найти в мире моноэтническое образование и нельзя назвать этнос, который не был бы многокомпонентным. Ярким образцом этого является история сложения узбекского и других народов Центральной Азии. Узбекский этнос, от истоков своего формирования вплоть до сложения его в народность, впитал в себя немало древних автохтонных проток — народов, а также мигрировших родоплеменных групп.
Этногенез и этническая история — это весьма сложный и неодномерный исторический процесс. Б. А. Литвинский говорил, касаясь этногенеза, что это «было отнюдь не однонаправленное последовательное развитие, как нередко пытаются представить, а многофакторный ветвистый процесс». По его мнению, этническая картина среднеазиатского региона отражала «размытость» и неопределенность этнического самосознания с его разными иерархическими уровнями.
Отдельные аспекты этногенетических процессов изучались в Узбекистане видными учеными А. Ю, Якубовским, К. Ш. Шаниязовым, Б. А. Ахмедовым, Т. и Г. Ходжайовыми, А. А. Аскаровым, Ю. Ф. Буряковым. Впервые в отечественной исторической науке К. Ш. Шаниязов издал труд «Процесс формирования узбекского народа» (2001 г.), в котором сделал комплексный анализ этнической истории узбеков с древнейших времен (1-И до н.э. XIX в-). В данной работе автор возложил на себя весьма сложную задачу — изучение этнической истории края с наиболее ранних ее этапов. Он сумел раскрыть широкую панораму этнических процессов, происходивших в эпоху бронзы и раннесредневековый период; ему удалось выявить наиболее древних предков, прародителей узбеков, проживавших на территории Средней Азии. Таким образом, еще раз была подтверждена мысль о формировании узбекского народа на местной этнической почве. Весьма последовательно ученым были прослежены этнические процессы, происходивши на базе различных политических объединений, и расставлен основные вехи формирования узбекского народа, достигшего своего завершения в начале XI столетия в государстве Кара ханидов. Важность этой работы становится весьма очевидной на фоне сложных вопросов, прежде не изучавшихся. Для и освещения необходимы глубокие знания не только в этнологии, но и в других смежных науках. Необходимо отметить что трудность такого рода исследований заключается еще и I недостаточной разработанности теории этногенеза и этнических процессов, отсутствии необходимых источников или же не противоречивости заключенного в них материала. Следующий момент, который надо учитывать, исследуя этническую историю, связан с тем, что изучение процесса сложения любого народа необходимо начинать с истоков его формирования и рассматривать различные этапы становления, развития, трансформации этнических общностей как целостный общеисторический процесс. Один из важнейших этапов — этногенез, или завершение формирования этноса. Вошедшие позже в него этнические компоненты не меняют общей картины основного процесса этногенеза и не оказывают большого влияния на окончательное формирование народа, Так, процесс становления узбекского народа завершился в XI в., но потом его состав пополнили новые этнические компоненты, пришедшие в период монгольских завоеваний, а в начале XVI в. в результате походов Шайбани — хана (1500-1510) в этот ареал переместились тюркоязычные племена Дашт — и Кипчака, которые лишь дали названия сложившемуся ранее народу, но в силу сравнительной малочисленности коренным образом не изменили ход этнических процессов, а в отдельных регионах даже не повлияли на них. В связи с разной оценкой этапов этнической истории узбеков среди ученых возникли разногласия, к какому веку отнести этногенез данного народа. Долгое время российские исследователи неправомерно утверждали, что процесс завершения этногенеза и сложения узбекской народности связан с приходом — и кипчакских узбеков. В узбекистанской историографии на основе разнохарактерных источников было доказано, что в период господства Караханидов (ХХ-Х1 вв.) в связи с переходом политической власти в Мавараннахре и Хорезме к тюркским династиям начался завершающий период этногенеза узбекского народа. В государстве западных Караханидов сформировался тюркский народ, составивший этническую основу современных узбеков. В этот период определилась база таких основных этнических характеристик, как единство территории, языка, культуры, исторической судьбы, этнического самосознания, государственной принадлежности, религии и т. д. Проживавшее в Мавараннахре и на прилежащих к нему территориях тюркское население (карлуки, чигили, йагма, тухси, халаджи, аргыны, огузы, кипчаки, узы, канглы и т. д.) стало ощущать себя принадлежащим к единому этносу. Если определять в целом, то в X — первой половине XI в. все основные этнические признаки узбеков уже сложились, и они стали этносом на уровне народности .
При изучении проблем этногенеза и этапов его развития необходимо уделять большое внимание выявлению этнических признаков и этнообразующих факторов, что позволит верно ориентироваться в этнографических исследованиях. Основным признаком этноса всегда считалась общность языка, культуры, этнического самосознания и т. д. Хотя в последнее время этнологи ведут дискуссии по поводу этих признаков, высказывают различные точки зрения, но вышеназванные параметры в той или иной мере присутствуют в концепциях многих ученых. Вместе с тем существуют и этнообразующие факторы, к которым относится общность территории, социально-экономической структуры. Ряд исследователей считает таким фактором и язык. Несомненно, что благотворно влияющим на образование этносов является государство или какое — либо политическое объединение.
чушь собачья !