Демография — (от греч. Demos — народ и.. графия), наука о закономерностях воспроизводства населения. Особенность современной ситуации в Казахстане заключается в том, что миграционные процессы обусловлены не одной только группой причин. Наиболее сильное влияние на миграционные настроения населения оказывает сочетание и взаимодействие нескольких групп факторов. Для внешней миграции доминирующим является сочетание социально экономических и политических факторов, для внутренней — социально -экономических и экологических. Для обозначения этнических явлений в современной науке выработана достаточно разнообразная терминология. Все этнические общности называют в этнологии этносом. Этнос можно охарактеризовать как совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также сознанием своего единства. Сама категория «этнос» является непреложной категорией исторической науки, объективной и фундаментальной, т.к. этнос — категория не социальная, а скорее природная. Нация — понятие более широкое и может включать многообразные этносы страны. Ряд этнологов подчеркивает, что этнос и нация — совершенно разные социальные явления, этнос не выбирают, нацию можно выбрать.
Сегодня в западной социологии и этнополитологии преобладает взгляд, согласно которому нация — совокупность граждан одного государства, т.е. территориально-политическая общность. История понятия «этнос» (греч. ethnos) восходит к античности. Древние греки употребляли его в значении «народ», «племя», «род». В современной теории этноса превалируют две основные концепции этноса: биологическая и социокультурная. Суть первой состоит в том, что этнос рассматривается как определенная группа людей, отличная от других таких групп на основании биологических признаков. Вторая концепция рассматривает этнос как социальную общность, имеющую свои экономические и культурные особенности. Существует также некий концептуальный симбиоз, сочетающий в себе элементы биологического и социокультурного подходов. Сторонник биологической концепции, Л.Н. Гумилев рассматривал этнос как популяцию, т.е. биологическую единицу, «феномен биосферы». Он определял этнос как «естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплиментарности».
Социокультурная концепция, которой придерживался Ю.В. Бромлей, считал ась в советское время официальной в научных кругах. Бромлей давал следующее определение этноса: это «исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований, Т.е. самосознанием». Термин «нация» (происходит от латинского «natio») использовался римлянами для обозначения различных племен того времени. Понятие «нация» в ходе исторического развития неоднократно меняло свое значение. И сегодня оно многозначно: в мировой науке имеется множество дефиниций «нации». Поэтому необходимо сначала рассмотреть основные этапы, объясняющие происхождение понятия «нация» [11, с.7].
В период расцвета феодального общества термин «нация» получает широкое распространение. В средние века в немецком и французском языках слово «natie», так же как в эпоху античности, означало происхождение и принадлежность к определенному роду. Но хотя в литературе отдельные племена именуются нациями, этот термин обозначал не общественный организм, а имел преимущественно организующее значение. Например, в университетах под нациями подразумевали студенческие корпорации, церковный собор, группы знати и купечества также разделяли на нации. Данное слово употребляли применительно к гильдиям, цеховым и прочим корпорациям, которые необходимо было отличать от других коллективов, сосуществовавших рядом. Иногда под нацией понималось землячество, называемое по имени страны происхождения. Впоследствии понятие «нация» стало наполняться новым содержанием, а именно: утратив только организующее значение, оно обрело взаимосвязь с языком и этническими особенностями населения. Буржуазия, развиваясь и укрепляясь экономически и политически, также требовала причисления себя к нации. В ходе буржуазной революции она провозгласила себя единственным представителем нации. Знатная прослойка стала претендовать на наименование нации, поскольку этот термин приобретал все большую общественную значимость.
В идеологической борьбе между восходящей буржуазией и аристократией появилось современное представление о нации. Самый весомый вклад был внесен французской революцией, которая понятие нации увязывала с политическими идеями, в том числе с идеями буржуазной демократии и народного суверенитета.
Так слово «нация» приобретает государственно-политический смысл (совокупность граждан). Вначале оно становится преобладающим во французском, а потом и в английском языке. Нацией стали называть народ, народность данной территории или даже данного государства. В немецком и русском языках преобладающим долгое время оставалось первоначальное этническое значение этого слова. В советское время термином «нация» обоз-началась высшая ступень и форма в развитии этнической общности, которая характеризовалась совокупными признаками — территории, общественностью экономической жизни, языка, культуры и психического склада. Такое понимание обосновывалось господствовавшим тогда представлением об историческом процессе как смене общественно-экономических формаций и соответствовавшему этому стадиально-историческому принципу типологии этноса: племя, народность, нация.
В настоящее время понятие «нация» имеет скорее политический смысл, чем научный. Понятие «нация» в мировой политологии употребляется в смысле «нации-государства». Становление нации предполагает становление новой общности, объединяющим параметром которой будет проживание на территории одной страны, и где главным образующим фактором должно стать повышенное чувство патриотизма.
Таким образом, фундаментальной характеристикой нации является государственность. Понятие «нация», возникшее в период античности, соответствовало общности людей, основанной на кровнородственных связях, таким оно и перешло в средневековье. Лишь с образованием централизованных моноэтничных государств термин «нация» приобрел политико-правовую окраску. Государство — именно тот критерий, посредством которого можно отделить нацию от других социально-этнических общностей людей. Рассмотрение государства в качестве нациообразующего его фактора впервые предприняли немецкий социолог и философ М. Вебер, а затем последовавшие за ним американский социолог К. Дойч и испанский философ Х. Ортега-и-Гассет.
В современной этнологии существуют два направления в понимании категории нации: примордиализм и конструктивизм. Известно, что примордиалистское (англ. primordial изначальный) направление придерживается этнического толкования нации, понимания этничности как исходной, извечной характеристики человечества. Гражданское толкование, которого придерживаются конструктивисты, трактует нацию как политико-правовую категорию, идеологический конструкт, совокупность граждан одного государства. Нация определяется примордиалистами как этноязыковая и этнокультурная категория, в конструктивистском подходе нация — это политико-правовая категория. Наиболее предпочтительным в мировой политологической и социологической науке является употребление термина «нация» как согражданства. В терминологии ООН нация также понимается как согражданство. Важно отметить, что и руководство нашей страны ориентировано на современное понимание нации как согражданства. Таким образом, сегодня есть суждения, что этнос и нация — две самостоятельные проблемы. Нацию иногда считают «мифологемой, играющей сценическую роль» [11, с.9]. Из приведенного обзора ясно, что понятие «нация» не должно приравниваться к понятию «этнос», а должно находиться на более высоком уровне в иерархии понятий: «племя», «народ», «этнос», «нация». Как замечено, во многом признаки нации совпадают с признаками этноса. Но все же отличительными составляющими (компонентами) нации являются не единство языка и единство культуры, а их многообразие. Этнос является составляющим элементом нации. Нация есть высшая точка развития, является продуктом государственности.
Согласно сталинской теории нации, народ проходит в процессе своего исторического развития различные этапы экономического, культурного и политического становления. Высшей формой социальной эволюции является формирование единой «Монообщности» — советского народа. В рамках предложенного подхода предполагал ось правовой статус национально-территориальных субъектов определять в соответствии с уровнем экономического и культурного развития проживающего на данной территории народа, возможностью автономного существования данного образования. На основании этого проводилась градация национальных субъектов, результатом чего стало появление шести типов национально—территориальных образований: 1) союзная республика, 2) автономная республика, 3) автономная область, 4)национальный округ (с 1977 г. автономного округа), национального района, 6) национального сельсовета. Национальный район и национальный совет были упразднены в 40-х годах как нежизнеспособные формы [11, с.13].
Нациями, с государственно-правовой точки зрения, считались народы, имеющие свою государственность, т.е. союзную или автономную республику, а народностями те, которые в качестве формы реализации своего права на самоопределение избрали государственное образование, не являющееся государством — автономную область или автономный округ. В качестве самостоятельной категории выступали так называемые
национальные группы (национальные меньшинства), под которыми понимались народы, проживающие вне пределов своего государства, государственного образования, или проживающие дисперсно. Сегодня также существует определенная иерархия деления этнических общностей. Этносы подразделяются на государство образующие (титульные), этнические меньшинства (диаспоры).
Также, можно отметить, что Казахстан в результате консолидации общества, взаимообогащения богатейших культур, традиции и обычаев более 130-ти казахстанских этносов, на республиканском уровне прошли съезды корейцев, немцев, поляков, дни культуры этносов: уйгуров, турок, дунган, курдов, узбеков, курултай и сабантуй татар, фестивали и выставки их творческих коллективов. Проблемы этнической и религиозной сфер общества принадлежат к числу актуальных теоретических и практических проблем нашего времени. Несомненно, что этнический и религиозный факторы, своеобразие населяющих Казахстан этносов, их образа жизни, языка, ре-лигии, этнических традиций, культуры оказывают существенное влияние на развитие нашего государства. Полиэтничность и многоконфессиональность казахстанского общества рассматриваются как важнейшая ценность, обогащающая спектр возможностей для устойчивого развития страны. В многообразии этносов, конфессий, цивилизаций и культур — уникальный источник дальнейшего роста и стабильности нашей страны. Культурно-историческое многообразие обогащает личность, общество и государство. Через призму комплекса задач модернизации общества, в том числе в сфере укрепления внутриполитической стабильности, рассматриваются и вопросы председательствования Казахстана в 2009 году в ОБСЕ, вхождения в число 50-ти ведущих государств мира. Вопросы укрепления общенациональной консолидации и толерантности в стране актуальны также в связи с современными угрозами распространения религиозно-политического экстремизма. Президент страны Н.А. Назарбаев в Послании народу Казахстана подчеркнул: «Мы известны миру своей толерантностью, межэтническим, межконфессиональным согласием и диалогом».
Проблемы развития наций, этнического и религиозного бытия людей являются одними из самых трудных и сложных в общественной жизни. Мир, в котором мы живем, полиэтничен и многоконфессионален: более 90 % представителей различных народов мира входит в состав мультикультурных государств. В мировой практике полиэтничнымн и мультикультурными считаются государства, имеющие более 5 % иноэтничного населения. На планете насчитывается до 5 тысяч наций, народностей и племен. Народы мира объединены в 225 государств. При обеспечении мира и согласия общество должно учитывать этот вопрос, что бы создать модель взаимного существования представителей разных этносов, культур и верований в условиях одного государства.
Ход событий на всем постсоветском пространстве и в мире подтверждает, что межэтнические и межконфессиональные отношения обусловлены не только экономическими, политическими и другими процессами, но и обладают относительной самостоятельностью в своем развитии. Они способны оказывать воздействие на все сферы жизни общества, активизировать или, наоборот, дестабилизировать общественную ситуацию и негативно повлиять на социально-экономические и политические преобразования. Поэтому их необходимо решать в общем контексте со всеми другими преобразованиями в жизни государства.
Таким образом, становится ясным, что термины в сфере межэтнических отношений всегда несли в себе определенный политико-юридический и социальный смысл. Они тесно увязывались с изменением реальной ситуации и являлись средством выражения стоящих проблем. Рассматривая термины сферы межэтнических (национальных) отношений, следует учитывать как этнокультурный, так и политико-правовой аспекты.
Сегодня на постсоветском пространстве, с образованием новых суверенных государств, термин «межнациональные отношения» совершенно правильно изменен на «межэтнические отношения». Несмотря на этнические различия, на этническую самобытность у этносов Казахстана есть общее -политико-правовая связь с казахстанской государственностью. Именно поэтому представляется продуманной позиция ряда отечественных политиков и ученых, согласно которой необходимо рассматривать категории «национальность» и «нация» не в разобщающем этническом контексте, а в консолидирующем гражданском. Население Казахстана по этническому составу является мно-гонациональным. В нем представлены более 130 этносов, среди которых основную часть составляют казахи и русские (83,4%). Появление убыли населения приходится на начало 1990-х годов. Определяющую роль в этом сыграл миграционный отток из Казахстана. Однако до 1993 года население Казахстана хотя и медленно, но ежегодно увеличивалось только благодаря показателю естественного прироста. В 1993 была зафиксирована наибольшая численность населения Казахстана за всю историю — 16,9 млн человек. С 1993 года численность населения республики ежегодно сокращалась вплоть до 2003 года и уменьшилась на 13 %. С 2003 года население Казахстана перестало уменьшаться, благодаря исчезновению сальдо миграции, то есть число въезжающих людей в республику на сегодняшний день превышает выезжающих. В 2009 году численность жителей республики впервые за годы независимости превысила 16 миллионов человек. Суверенитет Казахстана привёл к тотальному изменению этнодемографической ситуации в стране. Эмиграция населения из Казахстана в Россию и страны Европы снизила население страны на 9,1 %. За годы суверенитета численность абсолютного большинства народов Казахстана значительно сократилась. За 1989—1999 гг. численность немцев уменьшилась на 63,1 %. Численность русского населения снизилась на 28,6 %, украинцев — на 38,9 %, татар — на 24,1 %, белорусов — на 38, 7 %, корейцев — на 3,5 %, азербайджанцев — на 13,1 %, поляков — на 21,1 % и т. д. Снизилась также численность чеченцев, башкир, молдаван, ингушей, мордвы, армян, греков, киргизов, болгар, лезгин, туркмен и абсолютного большинства других народов Казахстана. За период с 1989 по 1999 годы заметно возросла численность казахов, увеличившись на 22,1 %, кроме того увеличилась численность узбеков — на 11,6 %, уйгур — на 13,5 %, дунган — на 22,4 % и курдов — на 28,8 %. Согласно данным Всесоюзной переписи 1989, неказахское население только в двух из 19 тогдашних областей Казахской ССР составляло менее 1/4 всего населения: в Кзыл-Ординской (17,3 %) и Чимкентской, ныне Южно-Казахстанской (23,5 %). В семи областях на долю этой части нетитульного населения приходилось от 2/3 до 4/5 всего населения: Кокчетавской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Целиноградской (Акмолинской), Кустанайской, Карагандинской и Северо-Казахстанской. В остальных областях эта доля колебалась в пределах от 27,5 % в Гурьевской (ныне Атырауской) до 47,1 % в Семипалатинской. В 1999 в Казахстане была проведена первая национальная перепись населения, показавшая, что доля казахов во всем населении республики поднялась с 40,1 % до 53,4 %. Наибольшую прибавку как к абсолютной численности казахов, так и к их удельному весу дали южные и западные области. На севере и востоке доля казахов также увеличилась во всех областях. Наиболее сильными были изменения в национальном составе населения Астаны (бывшей Акмолы): с 1989 абсолютная численность казахов в населении этого города возросла в 2,6 раза, удельный вес — примерно в 2 раза, так что их доля в населении новой столицы составила 41 %. По данным переписи населения 1999 г., лица казахской национальности составляют 53,4%, или 7985 тыс. человек. Численность лиц русской национальности — 4479,618 тыс. человек (30,0%). Украинцы составляют 547,05 тыс. человек (3,7%), немцы — 353,4 тыс. (2,4%), узбеки -370,6 тыс. (2,5%), татары — 248,9 тыс. (1,7%) и представители других национальностей составляют 968,3 тыс. человек. За межпереписной период возросла численность коренного населения (на 22,9%) и представителей народов Средней Азии (узбеки, уйгуры, таджики), что прежде всего обусловлено сохранением относительно высоких по сравнению со славянскими этносами показателей рождаемости, в то время как у вторых наблюдается убыль как вследствие миграционного оттока, так и вследствие снижения уровня естественного прироста. В республике также проживают буряты, чехи и лакцы, диаспоры которых насчитывают по 1200 чел., а также калмыки и кабардинцы (по 1100 чел.), финны — 1000 чел., гагаузы — 978 чел., румыны 955 чел., среднеазиатские евреи — 795 чел., алтайцы — 689 чел., венгры . 683 чел., ногайцы — 543 чел., ассирийцы — 472 чел. и др.
Структура расселения этносов по территории республики разнообразна. В западном и южном экономических районах казахи составляют больше половины населения (в Кызылординской области-92,7%), тогда как в северном, восточном и центральном экономических районах превалирует по численности русское население. Северо-Казахстанской, Акмолинской, Карагандинской и Костанайской областях оно преобладает над казахским почти в 2 раза. Это связано с историей заселения территории республики.
В некоторых областях Казахстана значительный удельный вес населения составляют национальности. Прежде всего это узбеки Южно-Казахстанской области, составляющие 16,8% от общей численности населения, узбеки и дунгане Жамбылской области, доля которых в совокупности равна 5,4%, а также уйгуры Алматинской области (9%). В целом же по областям вышеприведенные пять национальностей составляют большинство, однако несколько меняется их порядок.
Миграционное давление европейского населения с северо-запада привело к оттеснению коренного населения в юго-восточном и южном направлениях. Большая часть казахов проживает в сельской местности, составляя в общей численности населения 60%. Среди городских жителей коренное население составляет 24%. Более 70% из них живут в селах и малых городах. Русское население сосредоточено в городах, в основном крупных и наиболее индустриальных. Среди городских жителей Казахстана они составляют почти 60%, а среди сельских — 20%. По демографическим показателям население Казахстана при-ближается к ситуации «демографического креста», когда показатели рождаемости и смертности достигают стагнации, т.е. нулевого состояния. Это связано с тем, что практически все восточные народы Казахстана оторвались от многодетности. Курды, уйгуры и турки только пытаются оторваться.
У узбеков, казахов и немцев рождаемость выше сред-нереспубликанской, в то время как средний показатель рождаемости республике в 1997 г. был равен 14,7 человека на 1000 населения. Рождаемость у казахов, по сравнению с 1990 г., снизилась с 8 до 18,7%, смертность повысилась с 6,2 до 6,7% и, соответственно, естественный прирост понизился почти в два раза — с 24,6 до 12%. Показатели смертности выше среднереспубликанского уровня у украинцев, белорусов, татар, немцев и русских, ниже — у казахов и узбеков. Депопуляция населения наблюдается у представителей таких этносов, как русские, татары, белорусы и украинцы (рис.3). Это связана с процессом старения населения. Русское население характеризуется суженным типом воспроизводства. Казахи характеризируют до возраста 30-34 лет, а в более старших возрастах преимущество за русскими. Хотя статистические данные говорят о том, что в Казахстане русская женщина в среднем рожает детей большей, чем в России.
Всего же в 1997 г. родилось 232 356 детей, среди которых удельный вес казахов составил 65% (150340) и русских всего 19% (43 591 чел.), в то во время как с структуре смертности по этносам больший удельный вес за представителями русского этноса (44%), что опять же связано с большим количеством людей старших возрастов у представителей данной национальности.
Основной причиной снижения численности населения является миграционный отток. По данным переписи 1999 г., Казахстан с конца 80-х -начала 90-х гг. покинуло около 3 млн. человек и на данное время численность населения составляет 14 953 126 человек — это представители более 130 нации. Казахи составляют 53,4 %, русские — 29,6%, украинцы 3,66%, узбеки -2,48%, немцы -2,36%, татары -1,66%, уйгуры — 1,41%, корейцы — 0,67%, азербайджанцы — 0,52%, турки — 0,51 %. Остальные национальности представлены менее 0,5% [12, с.6].
Наиболее многочисленными в республике являются 8 национальностей — казахи, русские, украинцы, узбеки, немцы, татары, уйгуры и белорусы, на долю которых приходится 95% населения. Приведем сравнительный анализ данных по показателю сальдо миграции основных этносов республики за 1994-й и 1997 гг. Показатель достиг своего пика в 1994 г. и составил -410 387 чел., затем идет снижение и в 1997 г. он равен -261388 чел. Параллельно сальдо миграции понизилось у следующих этносов: немцев (на 46,45%), русских (на 37,5%), татар (на 33,9%), греков (на 57,9%), украинцев 17%), белорусов (на 14,1%), а также азербайджанцев, ингушей, тайцев, корейцев, кыргызов, таджиков ,туркменов и др. Среди казахского населения в 1997 г. впервые зарегистрирован отрицательный показатель сальдо миграции, который составил -177 чел., тогда как в 1993 г. он был равен +23490, а в 1994-м — +5484 чел. Также повышение миграционного оттока населения отмечено у узбеков, турков и дунган. В общей же структуре эмигрантов русские составляют 43%, казахи — 30%, немцы — 11 %, украинцы — 7%, татары — 2% и белорусы 1%. В Россию выбывает 73% всех эмигрантов, на Украину — 2%, в республики Средней Азии — 3% и в Германию 18%. В структуре иммигрантов превалируют казахи, они составляют 62%, русские 24%, украинцы — 4%, немцы -3%, татары — 2%, корейцы и белорусы по 1 %. Прибывают в основном из России — 60%, республик Средней Азии — 27%, Украины- 4% и из других стран соответственно 9%.
По данным ООН, только за 1991-1996 гг. из Казахстана выехало 1274,7 тыс. человек. И только в 2004 году впервые было зафиксировано положительное сальдо миграции. Национальный состав Республики Казахстан на 2005 год составляет: казахи 57,88%, русские -26,700/0, украинцы -3,04%, узбеки — 2,78%, немцы1,51%, татары -1,53%, уйгуры -1,50%, белорусы-О,62%, корейцы0,67%, азербайджанцы -0,76%, турки -0,56%, и др. национальности -2,64%.
В 2005-2009 гг. в Казахстане происходило «демографическое ускорение»: рост численности населения, увеличение естественного прироста, спад эмиграции. Количественные изменения этнического состава перешли в новое качество: демографическая ситуация в государстве определяется уже представителями казахского этноса с их репродуктивными установками. Инерция этих тенденций сохранится еще около десяти лет, но в 20-е годы ХХI века период демографического роста, вероятно, завершится. Население страны растет и становится более однородным.
Сегодняшний Казахстан — государство с полиэтническим составом населения. Казахи составляют 63,1 % населения (2009). Плотность населения составляет всего 5,6 человека на 1 кв.км. (Агентство по статистике РК, 2009). При этом, Казахстан представлен более чем 100 национальностями, что предполагает соблюдение интересов полиэтнических групп, как важный аспект сегодняшней политической жизни Казахстана. В стране также проживает крупная русская диаспора (23,7 % населения). Официальные предварительные данные переписи 2009 года о доли основных этносов были опубликованы 4 февраля 2010 года: казахов — 63,1 % населения, русских — 23,7 %, узбеков — 2,8 %, украинцев — 2,1 %, уйгур — 1,4 %, татар — 1,3 %, немцев — 1,1 %, других этносов — 4,5 % [3]. Численность казахов за 1999—2009 годы увеличилась, таким образом, на 26 % (или на 2,1 млн чел.), узбеков — на 23 % (на 87 тыс.), уйгур — на 6 % (на 13 тыс.). Резко сократилось число немцев — на 50 % (на 175 тыс.), а также украинцев — на 39 % (на 214 тыс.), татар — на 18 % (на 46 тыс.), русских — на 15 % (на 683 тыс. чел.). Таким образом, изменение численности отдельных этносов за межпереписной период характеризуется следующими данными: — численность казахов увеличилась по сравнению с предыдущей переписью на 26,0% и составила 10096,8 тыс. человек. Увеличилась численность узбеков на 23,3%, составив 457,0 тыс. человек, уйгур — на 6,8%, составив 224,7 тыс. человек. Снизилась численность русских на 15,3%, составив 3793,8 тыс. человек; немцев — на 49,5%, составив 178,4 тыс. человек; украинцев – на 39,1%, составив 333,0 тыс. человек; татар – на 18,0%, составив 204,2 тыс. человек; других этносов – на 4,8%, составив 721,7 тыс. человек; — доля казахов в общей численности населения страны составила 63,1%, русских – 23,7%, узбеков – 2,9%, украинцев – 2,1%, уйгур – 1,4%, татар -1,3%, немцев – 1,1%, других этносов – 4,5%; — в общей численности населения составили — 15850,7 тыс. граждане Республики Казахстан (99,0 % всего населения страны), граждане других государств – 101,6 тыс. (0,6 %) и 57,3 тыс. (0,4 %) без гражданства; — в Казахстане указали вероисповедание ислам 11237,9 тыс. человек или 70,2 % от общей численности населения, христианство 4190,1 тыс. (26,2 %), иудаизм — 5,3 тыс. (0,0 %), буддизм — 14,6 тыс. (0,1 %) и другое — 30,1 тыс. (0,2 %). Неверующими назвались — 2,8 % (450,5 тыс. человек) и отказались указать 0,5 % (81,0 тыс. человек); — численность населения республики на 1 октября 2010 года по оперативным данным с учетом переписи населения 2009 года составила 16372 тыс. человек. Численность казахов составила 10458 тыс. человек, доля в общей численности населения 63,9%. Следует отметить, что за последние годы в республике наблюдается увеличение населения, что можно объяснить экономическим ростом или чисто демографическими волнами, или ростом миграции в РК. По итогам Национальной переписи населения Республики Казахстан в 2009 году, численность населения республики составила 16004,8 тыс. человек. В десятилетний период показатель увеличился на 1022,9 тыс. человек, прирост численности населения по сравнению с предыдущей переписью 1999 года, составил 6,8%. Если численность населения страны на 1 января 2013г. составляла 16911,9 тыс. человек, в том числе городского — 9264,9 тыс. (54,8%), сельского — 7647,0 тыс. человек (45,2%), уже на 1 февраля 2013г. составила 16934,1 тыс. человек, в том числе городского – 9278,7 тыс. (54,8%), сельского – 7655,4 тыс. человек (45,2%). В январе 2013 года численность населения в целом по стране увеличилась на 22,2 тыс. человека, или на 0,13%.
В 2005-2010 годах наблюдались изменения в динамике численности городского и сельского населения. В суверенный период подобное происходит не впервые: В 90-е годы ХХ века численность городского населения сокращалась интенсивнее, чем численность сельского; в 1999-2005 годах численность городского населения увеличивалась, а сельского сокращалась; в 2006–2007 годах количество горожан сократилось, сельских жителей увеличилось (табл. 2), что было связано с административно-территориальными изменениями, преобразованием городских поселений в сельские. Но в целом темпы роста городского населения в настоящее время намного выше темпов роста населения сельского, и именно городское население определяет общую динамику численности населения Казахстана -в 2008-2009 годах на 74,1% рост населения РК происходил за счет горожан.
По данным переписи 2009, численность городского населения составила 8639,1 тыс. человек, сельского – 7365,7 тыс. человек. Общий прирост сельского населения на 10,4% больше, чем городского населения. Численность городского населения увеличилась на 195,1 тыс. человек или на 2,3%, а сельского – на 827,8 тыс. человек или на 12,7%. Отмечается незначительное снижение показателя урбанизации: доля городского населения в стране составила 54%, сельского — 46%, в то время, как в 1999 году их соотношение составляло 56,4% и 43,6% соответственно.
Динамика численности населения Казахстана, как и ранее, регионально дифференцирована. Выделяются две группы регионов: с растущим населением (Южный, Западный Казахстан, а также столицы — гг. Астана и Алматы) и с убывающим населением (Восточный, Северный и Центральный Казахстан). Явным демографическим донором Казахстана являются южные области – в 1999-2010 годах они на 67,8% определяли динамику роста численности населения государства. Именно на юге наблюдается наивысшая концентрация населения – 36,5% в 2010 году. В областях, входящих в «убывающую» группу в последние годы также наметились позитивные тенденции, – динамика сокращения численности населения в 2005-2010 годы была на порядок (в 8,6 раза) ниже, чем в 1999-2005 годах. Более того, в Центральном экономическом районе численность населения начала увеличиваться (на 1,5% в 2005-2010 годах), однако пока не достигла уровня 1999 года. Судя по всему, данный процесс начнется вскоре в Восточном и Северном экономическом районах. Влияние региональной дифференциации на динамику численности населения уменьшается. Можно предположить, что во втором десятилетии ХХI века будет наблюдаться рост численности населения во всех регионах Казахстана. Самыми урбанизированными являются Карагандинская (городское население составляет более 77%), Павлодарская (67,9%) и Актюбинская (61,1%) области. Сельское население в основном сконцентрировано в Алматинской (сельское население составляет 76%), Северо-Казахстанской (61,5%), Кызылординской (60,8%) и Жамбылской (60,5%) областях. В гендерном анализе данных переписи 2009, численность мужчин по сравнению с предыдущей переписью увеличилась на 507,1 тыс. человек или на 7%; численность женщин – на 515,8 тыс. человек или на 6,6%. В целом по республике, численность мужчин составила 7722,8 тыс. человек, женщин – 8282,0 тыс. человек. Соотношение численности мужчин и женщин сохранилось с перевесом доли женского пола над мужским (51,7% и 48,3% соответственно). На каждые 1000 женщин приходится 932 мужчин в 2009 году, против 929 мужчин по переписи 1999 года. В гендерном аспекте, в Казахстане сложилось соотношение с заметным перевесом доли женского населения. Диспропорция половой структуры в республике начинает складываться уже в возрасте 26 лет и старше. В старших возрастах удельный вес женщин значительно опережает долю мужчин: в 65-69 лет – 1,5 раза, 75-79 лет – 2,1 раза и 85 лет и старше – в 3,6 раза. Наблюдающаяся половая диспропорция сложилась по причине высокой смертности среди мужчин.
Изменение численности отдельных этносов за межпереписной период характеризуется следующими данными: численность казахов увеличилась по сравнению с предыдущей переписью на 26,1% и составила 10098,6 тыс. человек. Увеличилась численность узбеков на 23,3%, составив 457,2 тыс. человек, уйгур — на 6%, составив 223,1 тыс. человек. Снизилась численность русских на 15,3%, составив 3797,0 тыс. человек; немцев — на 49,6%, составив 178,2 тыс. человек; украинцев – на 39,1%, составив 333,2 тыс. человек; татар – на 18,4%, составив 203,3 тыс. человек; других этносов – на 5,8%, составив 714,2 тыс. человек.
В 2005-2009 гг. в Казахстане происходило «демографическое ускорение»: рост численности населения, увеличение естественного прироста, спад эмиграции. Количественные изменения этнического состава перешли в новое качество: демографическая ситуация в государстве определяется уже представителями казахского этноса с их репродуктивными установками. Инерция этих тенденций сохранится еще около десяти лет, но в 20-е годы ХХI века период демографического роста, вероятно, завершится.
Население страны растет и становится более однородным. В начале ХХI века численность населения Республики Казахстан стала увеличиваться. В 2002-2004 годах рост шел благодаря тому, что естественный прирост перекрывал отрицательное сальдо внешней миграции. С 2004 года численность населения Казахстана стала расти за счет обеих составляющих. В 2005-2009 годах данные тенденции демографического роста оформились окончательно. При этом численность населения увеличивается все более быстрыми темпами. Среднегодовые темпы роста в 2005-2010 годах были почти в 10 раз выше, чем в 1999-2005 годах. Ситуацию определяет процесс воспроизводства населения. В 2008-2009 годах, например, рост численности населения на 98% происходил за счет естественного прироста. Нынешний этнический спектр Казахстана явился результатом интенсивной миграции населения, обусловленной политическими изменениями в истории республики и ее индустриализацией. Вместе с тем, миграционный процесс привел на землю Казахстана огромное количество людей коренной национальности, которая, как было указано выше, в настоящее время составляет достаточно большую часть населения республики. Приезжие казахи, в основном, сконцентрированы в южных и центральных регионах страны. За десятилетний период наблюдается увеличение общей численности населения в 9 регионах страны: Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Жамбылской, Қызылординской, Мангыстауской и Южно-Казахстанской; и наоборот, ее снижение в 6 регионах: Акмолинской, Карагандинской, Костанайской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях. Максимальный ее прирост приходится на Южно-Казахстанскую область и г. Алматы – 40,1 тыс. и 27,6 тыс. человек соответственно, а максимальная ее убыль — на Восточно-Казахстанскую и Костанайскую области – соответственно минус 8,9 и 8,8 тыс. человек.
Увеличение численности населения в целом по стране связано с ростом рождаемости и снижением эмиграции. Доля естественного прироста населения в общем приросте численности в 2009 году составила 96,5%, а сальдо миграции – (+1117) человек. По обновленным оперативным данным с учетом переписи, на 1 января 2010 года численность населения республики составила 16196,8 тыс. человек. По сравнению с 2000 годом, когда в республике проживало 14901,6 тыс. человек, прирост населения составила 1295,2 тыс. человек, или 8,0%. Возрастно-половой состав имеет значение для характеристики состояния здоровья и воспроизводства населения. Преобладание тех или других возрастно-половых групп в структуре населения определяет уровень смертности, рождаемости, причины смерти, удельный вес лиц трудоспособного и нетрудоспособного возраста, среднюю продолжительность предстоящей жизни.
Процесс постарения населения, выражающийся в возрастании доли пожилых людей, вызван снижением рождаемости и ростом продолжительности жизни и наблюдается сегодня практически повсеместно. Возрастной состав населения Казахстана, по данным Агентства статистики на 1 января 2008 года, представлен следующим образом: дети до 15 лет составили 24%, лица в возрасте от 15 до 64 лет – 68,2%, 65 лет и старше – 7,8%. Как видно на рисунке, в 2010 году доля пожилых людей (65 лет и старше) также остается выше 7%, что, по шкале старения ООН, позволяет классифицировать население Казахстана как старое. В ходе процесса «старение населения», доля лиц 65 лет и старше увеличилась с 6,7% в 1999 году до 7,2% в 2010 году. По международным оценкам, Казахстан входит в число стран с ускоренными темпами процесса старения населения и по прогнозам, к 2050 году удельный вес пожилых людей возрастет до 25%. Численность населения страны на 1 февраля 2013г. составила 16934,1 тыс. человек, в том числе городского – 9278,7 тыс. (54,8%), сельского – 7655,4 тыс. человек (45,2%). В январе 2013 года численность населения в целом по стране увеличилась на 22,2 тыс. человека, или на 0,13%, а по сравнению с 1 февралем 2012 г. численность населения увеличилось на 236 тыс. человек, или на 1,4%. Естественный прирост населения республики в январе 2013г. составил 22,1 тыс. человек (в январе 2012 г. – 21,6 тыс. человек). Общий коэффициент естественного прироста на 1000 населения составил 15,3 (15,2).
За январь 2013г. органами РАГС зарегистрировано 36,2 (35,1) тыс. рождений, что на 3,1% больше, чем за январь 2012г. Общий коэффициент рождаемости составил 25 рождений (24,7) на 1000 человек. Число умерших в стране в январе 2013г. составило 14,1 (13,5) тыс. человек, что на 3,8% больше, чем за январь 2012г. Общий коэффициент смертности на 1000 человек составил 9,7 умерших (9,5). За январь 2013г. в республике число умерших младенцев в возрасте до 1 года составило 481 (за январь 2012г. – 504) человека. По сравнению с январем 2012г. число умерших детей в возрасте до 1 года уменьшилось на 4,6%.
Основной причиной младенческой смертности являются состояния, возникающие в перинатальном периоде, от которых в январе 2013г. умерло 246 (257) младенцев, или 51,1% (51%) от общего числа смертных случаев среди младенцев. Число умерших от врожденных аномалий составило 90 (111), или 18,7% (22%), от болезней органов дыхания – 43 (58), или 8,9% (11,5%) и от несчастных случаев, отравлений и травм – 30 (18), или 6,2% (3,6%). За январь 2013г. органами РАГС было зарегистрировано 10,9 (11) тыс. браков. По сравнению с январем 2012 года их число уменьшилось на 0,4%. Общий коэффициент брачности на 1000 населения составил 7,6 (7,7). Зарегистрировано разводов – 4,2 (3,9) тыс., их число увеличилось на 8,6%. Общий коэффициент разводимости на 1000 населения составил 2,9 (2,7).
Этнодемографические процессы аккумулируют в себе комплекс сложных отношений, где перекрещиваются биологические, экономические и психологические факторы. Репродуктивное поведение формируется в зависимости как от национальной принадлежности, так и от социально-экономических условий, среды обитания, образа жизни, традиций, занятости женщин, уровня образования и культуры. Эти факторы обусловливают региональные различия показателей естественного движения населения по областям республики. Статистические данные говорят о том, что уровень рождаемости в городских поселениях как казахского, так и русского населения практически одинаков. Это свидетельствует о том, что в большей степени сознательное ограничение рождаемости зависит не от национальной принадлежности, а от роста запросов, эмансипации и занятости женщин.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости введения в нашей стране такой демографической политики, которая бы обеспечивала низкие показатели смертности (особенно младенческой), улучшение здоровья женщины-матери, что приведет по меньшей мере к средним показателям рождаемости, выделение государственных денежных пособий в поддержку молодым семьям, привлечение высококвалифицированного
иммиграционного притока населения, создание льготных условий жизни для репатриантов. То есть усилия государства должны быть направлены в первую очередь на повышение качества жизни, охрану репродуктивного здоровья населения, увеличение средней продолжительности жизни людей.