Устойчивое существование кочевого скотоводства на длительном историческом отрезке времени объясняется необходимостью соблюдения определенных зоотехнологических традиций, нарушение которых приводило к необратимым последствиям: падежу уменьшению поголовья скота. Эти предпосылки ведения кочевого скотоводства, используемые орудия труда, снаряжения были созданы еще в древности, во время становления этого вида хозяйства (приручение животных, сооружение передвижного легкого жилища, снаряжение коня, одежда, стихийные зооветеринарные знания и т. п.). Сравнительная устойчивость кочевого бытия нашла свое отражение в культуре и менталитете. Мировоззрение евразийских кочевников выступает не как количественная совокупность различных явлений и образов, лишь случайными стихийными связями воздействующих друг на друга, не как бессистемный и потому некоординируемый, ничем не обусловленный феномен, а как относительно единый духовный процесс, находящий свое выражение в образовании определенного отношения к миру Можно ли представить себе структурно-эфемерным, к примеру такое явление, когда “все родовые, племенные и религиозные обычаи у туземцев (казахов. — С. А.) имеют между собою теснейшую связь, и нарушение одного из них вызывает нарушение всех остальных и вместе с тем вызывает открытое осуждение всех соплеменников и единоверцев-. Мы здесь сталкиваемся с определенной системой отношений, в основе которой лежат определенные мировоззренческие принципы. Поэтому вряд ли можно говорить об отчужденности мировоззрения кочевых народов от его носителей. Тесная взаимосвязь общественных идей с социальными отношениями жизни возможна тогда, когда эти идеи представляют как следствие определенных условий. Были ученые, которые исследуя проблемы истории культуры кочевых народов, серьезно полагали, что казахский народ не мог принадлежать к категории “исторических” народов, так как “был сшит из пестрых лоскутов тюркских, монгольских и иных народов”, поэтому-де неспособен к созданию культурных ценностей». “Простор степей, зависимость существования от скотоводства, требующего обширных пастбищ, и другие условия жизненного уклада кочевника, сделали его с незапамятных времен врагом оседлого жителя и вселили в него страсть к разрушению всех препон, мешающих его движению. Идеал кочевника — безграничная степь, покрытая стадами тучного скота и поэтому он, при первой возможности, сметает с лица земли все, что мешает ей стать пастбищем. Сады, дома, великолепные здания и произведения искусства не нужны и непонятны для кочевника, как непонятна и не нужна вся оседлая культура. Если б кочевники могли, они весь мир обратили бы в пастбища”. Вряд ли требует дополнительных разъяснений эта мысль кн. В. И. Масальского.
Видный немецкий ученый Ф. Ратцель, справедливо указав на “сходство в обычаях и языке киргизов (казахов. — С. А.), почти непостижимое при столь широком распространении этого “народа” как на одно из наиболее существенных свойств “кочующих народов”, впадает в другую крайность. “Номады, — пишет он, — отстраняют от себя все чуждое, благодаря замкнутости своей организации и своим нравам-. Отповедь таким суждениям дал Ч. Валиханов: “В Европе до сих пор господствует ложное понятие, представляющее кочевые племена в виде свирепых орд и беспорядочных дикарей; понятие о кочевом … киргизе (казахе. — С. А.) тесно связано с идеей грубого и скотоподобного варвара. Между тем, большая часть этих варваров имеет свою литературу и сказания — письменные или устные”2. Высказывания ряда ученых в прошлом о жизни казахов также не имели под собой объективной основы, а больше были связаны с захлестнувшей науку концепцией европоцентризма. И в современной исторической науке все еще имеет хождение мнение, согласно которому лишь оседлый народ, занятый земледелием, ремеслами, строительством, способен создавать высокую культуру3. Такие однобокие суждения ограничены как недостаточным развитием самой исторической науки, так и кризисом кочевых хозяйств, вызванным колонизацией огромных степных пространств в ХVI-XV вв. и, следовательно, сужением геоклиматических широт, которые посезонно эксплуатировались в качестве пастбищ, что привело к упадку кочевой культуры вообще. А между тем, кочевничество считалось социальным преимуществом. Постоянное передвижение для номада было не только лишь хозяйственным мероприятием, а — жизнью. При перекочевках люди рождались, достигали совершенства, мужали, вступали в брак, праздновали, отдыхали, познавали мир, умирали… Не передвигаться вовремя считалось результатом ущербности хозяйства, признаком бедности рода. Отстать от перекочевки (“аштан өліп, көштен қалу”) рассматривалось как боль шое социальное зло, сравнимое с голодом и разрухой. Потому кеш1 (кочь) снаряжался как можно богаче. Специально экипированные караваны придавали этому важному мероприятию кочи торжественный и праздничный вид. Люди надевали лучшее платье, совершали взаимные визиты, на привалах устраивали межродовые празднества с песнями, игрищами, состязанием акынов, предметом поэтических вожделений которых было восхваление или уничижение кочевнических традиций и обычаев того или иного рода. Сам акт перекочевки носил характер престижности для всего родового коллектива. В эпосе «КызЖбек” красочно воспевается один из богатых кош отца главного героя. Акцентирование внимания на разрушениях только евразийскими кочевниками являлось “болезнью” исторической науки. История показывает, что императоры Эллады, богдыханы Китая, шахи Персии и цари России не меньше нападали и разрушали. Здесь стоит вспомнить сожжение Ксерксом Афинского акрополя, городов и храмов Аттики в 480 г. до н. э.2 и физическое истребление китайским Цань Лунем джунгарских племен в середине XVIII в. Так, последний, следуя принципу “из кровопролития рождается спокойствие”3, учинил поголовное истребление калмыков мужского пола. “Китайское войско обыскало все места, куда только беззащитные старики, женщины и дети могли укрыться в сию несчастную для них годину, и до единого человека предавало острию меча’- Можно ли считать все это следствием психического склада народов? Является ли хищническая политика колонизаторов, приведшая к истреблению и вымиранию народов Азии, Америки, Африки, Австра лии и Океании, проявлением психического склада китайцев, русских, англичан, французов, испанцев или португальцев. Где 200 000 аборигенов острова, открытого голландцем А. Тасманом? Их истребили английские колонисты. Вытекают ли преступления сионистов в Ливане, вырезавших, несмотря на протесты мировой общественности женщин, стариков и детей из палестинских лагерей Шатила и Сабра, из их навечно заданных прирожденных этнических качеств? Несмотря на неравенство сил, насильственное запрещение жить традиционным укладом. пользоваться собственной территорией и богатствами ее недр! эти народы боролись и продолжают бороться за свою свободу и независимость. И эта борьба освободительная, не борьба “качеств” и этноэтических субстанций. Жажда захватничества и разрушения не присуща природе ни номада, ни земледельца-евразийца или африканца, или представителя других народов. Отрицание созидательной роли кочевников приводит к признанию теории культуртрегеров. Она была широко распространена в научных кругах, что в известной мере компрометирует процесс углубленного изучения и осмысления истории кочевых народов. Как ни парадоксально, эти ученые, стоящие на передовых рубежах современной науки, по сути дела, повторяют старую идейку из Авесты, противопоставляющую народы Ирана и Турана. Культура исторического населения Казахстана, особенно ее древние этапы, несет в себе типологический облик древневосточной, в том числе иранской цивилизации. В большей части это следствие тождества социально-экономической базы, а не результат деятельности “культурных пришельцев из иранского нагорья”, якобы создавших фундамент древнеказахстанской цивилизации. Отрицание роли кочевых народов в историко-культурном прогрессе человечества всегда приводит к односторонним выводам.