Эволюционизм — направление в культурной антропологии, задающее теоретическую модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение которой позволяет оценить рассматриваемую культуру или культурную черту в соответствии с принятыми критериями. Термин «эволюция» взят из латинского языка, где он обозначал «развитие». Этот термин в биологии вначале использовался эмбриологами. Термин «эволюция» в современном смысле (постепенный, закономерный переход из одного состояния в другое) впервые применил Ш. Боннэ в 1762 г. Понятие «эволюция» стало использоваться в Англии XVII века для обозначения упорядоченной последовательности событий, причем такой, в которой выход содержится внутри нее с самого начала. Такое употребление понятия отражало превалирующий философский взгляд на природу изменения. Начиная с Аристотеля, в научной среде была распространена вера в то, что вещи изменяются в соответствии с внутренним принципом развития, который считался воплощенным в «семени» или «герме». Эту точку зрения разделяли Г. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель. Она была ключевой в рациональном объяснении динамики форм жизни, начиная с XVIII века. В XIX веке эволюционные взгляды укоренились в объяснении существования человеческого общества и культуры. Базу социокультурного классического эволюционизма заложили такие мыслители, как Г. Спенсер, Э. Тайлор, Л. Морган. Они определили и основные принципы изучения общества и культуры:
социальной науки. Основоположники эволюционизма считали возможным сделать культуру человечества объектом объяснения в терминах научных оснований и законов, полагая, что она порождена естественными причинами, и ее динамика закономерна, Это отличало их от предшественников, считавших историю человечества последовательностью уникальных событий, не поддающихся объединению в регулярные последовательности;
Основные черты эволюционистского подхода:
Детерминанты социокультурной эволюции делились на два класса: к внутренним антропологическим побудителям эволюции относились «врожденные идеи», динамическими носителями которых считались индивиды и расы — различия между ними трактовались в историческом, а не субстанциальном смысле; в качестве внешних факторов, обусловливающих эволюцию рассматривались природные условия, необходимость жизнеобеспечения, экономические, социальные предпосылки, завоевания, заимствование культурных образов (диффузия). Механизм, придающий динамике культуры закономерный характер, определялся как удержание адаптационно целесообразных черт культуры из совокупности случайных вариаций, или естественный отбор. На этой базе предпринимались попытки объяснения общего глобального процесса развития человеческой культуры. В культурной антропологии эволюционные идеи до сих пор составляют самую сильную парадигму научного изучения культуры