В культурологическом смысле XX век закончился в 1992 году, приведшая к установлению нового баланса сил в мире — между евразийской и европейской цивилизациями. Противостояние существовало не между Востоком и Западом, которое осмысливалось в прошлом и иногда воспринимается сегодня, а реально, с одной стороны, между Евразией и Западом, с другой, между Евразией и Востоком. Так сложилось исторически еще в хуннское, позже -в гуннское, тюркское и тюрко-монгольское времена. В новейшей истории, как известно, вектор агрессии сменился: он был ориентирован с Запада на Восток. Поэтому казалось, что с крушением СССР исчезнет не только холодная война, но и наступит подлинная гармония в мировом сообществе. Однако, 11 сентября 2001 г. это исчезающее противостояние реанимировали международные террористы, противопоставив себя всему остальному миру. Это продемонстрировало всем здравомыслящим людям земли, как хрупок мир на нашей планете. По-видимому, эти процессы еще долгое время будут оказывать свое воздействие и в XXI в. на ход развития всего человечества, на внутреннюю и внешнюю политику стран Евразии. Отмечу, что термин «Евразия» нужно понимать не в континентальном, а в культурологическом смысле. Это страны, не относящиеся ни к Западной Европе, ни к государствам Дальнего Востока (Китай, Индия, Корея, Япония). Это народы, обитающие между Западной Европой и Дальним Востоком. Однако наука была бы не наукой, если бы не выдвигала новые положения. Так, после распада СССР в центре Евразии появился независимый Казахстан, который одним из первых среди других государств Евразии определил свое евразийское назначение, которое было определено первым Президентом страны Н.А. Назарбаевым. Он выдвинул концепцию образования Евразийского союза (ВАС). На практике это означало, во-первых, более конструктивное и эффективное преодоление кризисов, во-вторых, энергичное вхождение в мировое экономическое сообщество с цивилизованной нацией и с развитой экономикой на основе подлинного демократического устрой возникшего экономического застоя — только интеграция экономик позволяет за короткий срок преодолеть следствия и последствия советской и постсоветской реальности. Эта идея Н. А, Назарбаева не оставила равнодушными народы Содружества Независимых Государств, она вызвала неподдельный интерес глав и правительств ближнего и дальнего зарубежья. Особенно эта идея близка народам, принадлежащим априори к евразийской цивилизации. Их связи и отношения мы можем нащупать еще в арийскую эпоху когда разноликие и разноязыкие арии создали прецедента — «первое» Великое переселение народов Евразии. Эта эпоха уступила свое место другой эпохе, когда в начале хунны — гунны, а затем тюрки силой оружия завоевали огромные евразийские пространства. Эти эпохи выработали особый евразийский менталитет, который, к сожалению, понимается многими исследователями по-разному. Этот менталитет имеет особую основу у многих народов Евразии — тюрков, славян, финно-угров, остготов (древних восточных германских племен), хуннов-гуннов и монголов (сяньбийцев). В течение тысячелетий они жили рядом, иногда входили в суперэтническую целостность (конфедерацию). Как известно, в результате аккультурации (при длительном и постоянном контакте парадигмы культур контактирующих народов претерпели нивелировку и стали в главных своих чертах общими для всех) сформировался этот евразийский менталитет. Итак, в прошлом и в настоящее время государства евразийского типа — это такие образования, которые в различные исторические эпохи возникали и исчезали, сближались и отдалялись друг от друга на огромных пространствах евразийской лесостепной зоны. Они умели подчинять народы, смешивая, ассимилировали их, и на историческую арену выходила новая популяция. Именно эта новая популяция, обладающая «пассионарной» энергией, создавала мощные племенные союзы, которые стали основой для образования тех или иных сильных государств — Киевской Руси, Великого Тюркского каганата и др. На этой территории формировались международные языки: в древнейшую эпоху — арийские диалекты, в гуннское и тюркское времена — древнетюркский, во времена усиления мощи Киевской Руси — древнерусский, а в средневековье во время возникновения и расцвета тюрко-монгольской империи — тюркский. Таким образом, одни и те же ордынские порядки (ordus — «порядок») и законы, одна цементирующая идеология и принципы государственного устройства, насаждаемые силой государственного аппарата, а также привычные людские взаимоотношения на разных уровнях — все это вместе взятое стало объективной реальностью к появлению и формированию единой ментальности, к осознанию общности судеб и стремлению построить созидательное будущее. Эта ментальность существует и в настоящем. В государствах чисто евразийского типа — в Российской Федерации, Республике Казахстан, Украине, Турецкой Республике — мы наблюдаем сходства и различия. Естественно, государства евразийского типа не были одинаковыми. Они различаются и различались в прошлом укладом хозяйства, образом жизни, языком, религией и национальным компонентом культуры. Но сближает и объединяет их не только территориальная близость, так как в древнейшие времена народы и племена жили бок о бок, но и сближала их сформировавшаяся евразийская культура, что и приводило к формированию евразийской общности. Именно эта культура всех нас и связала, нравится нам это или нет. Мы осознаем, что государства евразийского типа когда-то образовывались путем завоевания и подчинения одного союза другим, более мощным суперэтническим образованием. Кроме того, эта евразийская общность создавалась не только насильственным образом, но и имело место естественное эволюционное течение событий. Именно этот естественный эволюционный путь сближения разных народов в результате аккультурации сформировал евразийский менталитет, в котором мы обнаруживаем корни современного евразийства.
Евразийство — это открытость и великая толерантность (терпимость) общества. Человек такого склада мышления проявляет готовность к восприятию чужой культуры и проявляет изумительную способность синтезировать и трансформировать это чужое в свое, воспринимая и перерабатывая эти идеи, вырабатывает свою мировоззренческую позицию, которая в историческом прошлом противопоставлялась как китайской, так иранской, романо-германской и византийской системам ценностей. Такой позиции характерно гармоничное сочетание общечеловеческих и евразийских ценностей. Позже внутри евразийской цивилизации произошло расслоение на национальные, сугубо самобытные ценности. К сожалению, сегодня появляются работы, в которых отрываются эти две составляющие части евразийства. Начало этому положили славянофилы и тюркофилы. На самом деле корневые истоки, например, славян и тюрков часто имели больше сходства, чем различий.
Современный этап евразийства понимается лидером нашей страны Н.А. Назарбаевым как стремление народов и государств не только к взаимопониманию, к сотрудничеству и интеграции, но и глубоко — на основе культурной общности создать условия для образования единого поля по развитию творчества и свободы на всех уровнях жизни народа. Эта свобода выстрадана нашими предками в течение сотен лет, и сегодня мы стремимся, укрепляя государственность, развивать горизонтальные демократические институты, которые априори присущи человеку евразийской культуры. Евразийские страны имеют в той или иной степени историческое отношение к древним государствам евразийского. типа — Великому тюркскому каганату и Византии. Именно от них в большей или меньшей степени унаследовали Казахстан, Турция, Россия и Украина. Казахстан, Украина и Россия восприняли многое из Золотой Орды. Например, во времена правления Ивана Грозного Россия отказалась от западноевропейского абсолютизма в управлении государством, переняв форму правления восточного деспотизма, а удельно-лествичная система государственной структуры Киевской Руси имеет удивительное сходство с такой же системой тюркского каганата. В современную эпоху высокой интенсивности межгосударственных отношений и влияния научно-технического прогресса раздвигаются границы евразийской цивилизации, которая в перспективе может превратиться в трансевразийскую систему интеграции, то есть не за горами новая эпоха «осевого времени», когда наступит подлинное духовное основоположение трех великих цивилизаций: европейской, дальневосточной и евразийской. В контексте такого понимания сути евразийства фундаментальная концепция Н.А.Назарбаева, выдвинувшего идею Евразийского Союза (БАС), приобретает актуальный смысл. ЕАС, предлагаемый Н.А. Назарбаевым, преследует в первую очередь экономические цели и предусматривает интеграцию тех государств, которые в недавнем прошлом находились в одном экономическом пространстве. Такая интеграция постсоветских государств по существу является началом эволюционного пути продвижения к трансевразийской системе объединения и безопасности. Сегодня по проблемам БАС мы имеем сотни публикаций. Кроме того, проведены конференции, «круглые столы», на которых обсуждались разные проблемы евразийства.