Каково же представление самих евреев о сущности еврейской цивилизации? Ведь, как известно, облик «для других» и облик «для себя» не совпадают, иной раз заметно отличаясь. Так же теоретический образ и образ, ощущаемый самими представителями социокультурной общности — это далеко не кальки друг с друга, а скорее, разные версии. Поэтому обращусь к результатам анкетного опроса, проведенного нами, как уже было сказано во введении, в течение 2005 года среди евреев в Израиле, России и Казахстане. Итак, что же такое для самих евреев еврейская идентичность, как мы сами «для себя» это представляем? Чтобы понять это, я включил в анкету первым же вопросом — «Что для Вас лично значит Ваше еврейство?» Для абсолютного большинства опрошенных (82 %) понятие еврейства идентично понятию национальность. Еще около 7 % отвечавших (в основном в Израиле) ассоциируют собственное еврейство в первую очередь с иудаизмом (это во многом определяется также нахождением наших респондентов на «земле обетованной»). Остальные на вопрос о собственной еврейской идентичности выбрали примерно поровну варианты «особое духовное состояние» и «ощущение принадлежности к особой общности людей». Лишь 0,3 % (в основном опять-таки жители Израиля, причем, как правило, пожилые) отметили вариант ответа «это ощущение двойственности»; судя по личному общению и уточняющим репликам, это проявляется у них как выражение определенной личной неустроенности (проблемы с работой, жильем и тл.), неуверенности в будущем. Вообще, у молодежи отмечается существенно больший оптимизм, равно как и большая склонность идентифицировать себя как еврея именно в национальном ключе.
На вопрос «Какие чувства доводилось Вам испытывать в связи с тем, что Вы еврей?» абсолютное большинство (91 %) опрошенных во всех трех государствах выбрали вариант ответа «гордость», а 7 % — даже ответ «счастье». Вариант «чувство стыда» (включенный мною «контрольный маркер») не отметил ни один респондент, а вариант «чувство горечи» — менее одного процента опрошенных. Вариант «другие чувства» (необходимо было указать, какие именно) не выбрал практически никто — что, видимо, указывает на достаточно удовлетворительное описание психологического ощущения принадлежности к еврейству понятием «гордость» и отчасти понятием «счастье». Причем практически 100 % опрошенных во всех трех странах на вопрос «Если вы испытывали гордость за еврейство, то чем она вызвана?» выбрали ответ «тем, что еврейский народ существует и развивается несмотря ни на что». Это в какой-то мере подтверждает применимость к еврейству оппозионалистского подхода и по крайней мере ясно указывает на то, что испытания еврейского народа по-прежнему представляются самим евреям консолидирующим фактором. Очевидно, как и в былые времена, в наше время давление иноцивилизационной среды, повышая сопротивляемость человеческого компонента цивилизации, способствует закреплению еврейской идентичности. При этом чувство гордости за еврейство абсолютное большинство опрошенных израильтян (82 %) связывают также (можно было выбрать несколько вариантов ответа) с фактом существования государства Израиль, тогда как российские и казахстанские евреи почти в одинаковой степени испытывают гордость как в связи с достижениями евреев в области науки, культуры, искусства (44 %), так и в связи с существованием государства Израиль (39 %). Любопытно, что при этом ни один респондент в России и Казахстане не указал как повод для гордости осознание того, что «евреи — избранный народ», и лишь трое респондентов из Израиля (как свидетельствовали они сами — люди глубоко религиозные) выбрали этот вариант ответа. Думается, что это свидетельство, во-первых, толерантности евреев, не ставящих себя «над» другими народами, а во-вторых, явственной смены приоритетов на современном этапе. Далее мне еще придется вернуться к этой смене взглядов и пониманию евреями фактора «избранности» .
Немаловажно и то, как представляют себе сами евреи уровень своей идентичности, или проще говоря, насколько воспринимают они сами еврейство как цивилизацию. Учитывая это, я ввел в нашу анкету вопрос: «Как бы Вы охарактеризовали понятие «еврейская цивилизация»?» Из предложенных ответов большинство предпочло варианты «это понятие условное» (52 %) и «еврейская цивилизация — одна из ряда остальных локальных цивилизаций» (41 %). Другие варианты -«еврейская цивилизация реально существует, но принципиально отличается от всех других локальных цивилизаций» и «понятие «еврейская цивилизация» вообще неприемлемо» — набрали примерно одинаковый процент голосов. При этом заметных отличий по стране проживания и по другим параметрам не прослеживается. С одной стороны, похоже, что наши респонденты вообще не очень четко представляют себе существо понятия (ясно, что это скорее предмет научного, а не повседневно-бытового осмысления). Но, с другой стороны, думается, что ответ на этот вопрос достаточно важен, ибо самоидентификация имеет свои особенности в зависимости от того, какой уровень приписывает человек своей социокультурной общности (в данном случае еврейству). В этом смысле результат однозначно свидетельствует о том, что цивилизационный статус не отвергается большинством евреев, однако в силу разных причин (среди них, как мне кажется, главные -неприятие цивилизационной концепции или незнание ее вообще) часть евреев считает это понятие условным. Примечателен и ответ на вопрос «Чувствуете ли Вы, что Вас связывает со всеми евреями, где бы и когда они ни жили, нечто большее, чем с неевреями, с которыми Вы общаетесь регулярно?» Фактически вне зависимости от страны проживания, подавляющее большинство (в целом 79 %) ответило на это вопрос отрицательно. Не хотелось бы давать этому факту однозначную оценку. С одной стороны, конечно, это может говорить о слабости ощущения единства евреев (что несколько ослабляет впечатление от ответов на предыдущий вопрос). Но с другой стороны, это может быть расценено как подтверждение опять-таки толерантности евреев, их готовности не замыкаться в своей среде и органично вживаться в любую иноцивилизационную среду, может быть, даже о некой природной склонности к меж-цивилизационному, межнациональному общению.
Кстати, на открытый вопрос «В чем, по Вашему мнению, своеобразие евреев, что именно отличает их от всех других народов?» также называлась «почти генетическая способность вживания» в другую, иной раз совершенно чуждую среду, умение приспосабливаться к ней, при этом сохраняя свою национальную специфику, свою религию, приверженность к традициям (суммирован ряд однотипных ответов). Другой достаточно часто повторяющийся ответ: «евреи — народ книги» (или Книги с большой буквы — что, согласитесь, несколько иное). Рассуждая в этом ключе, часть респондентов полагают, что «стремление к интеллектуальному развитию имеет более массовое распространение у евреев, чем у других народов», в значительной степени отличает евреев.
В подтверждение этой мысли и в целом, отвечая на вопросы о наиболее важных современных и исторических достижениях евреев, наши респонденты указывали (наиболее распространенные типы ответов начиная с самых часто встречающихся): а) имена и фамилии евреев — великих ученых, писателей, лауреатов нобелевских премий и т.п., б) возрождение государства Израиль, достижения его экономики, культуры; в) вклад евреев в науку, культуру других народов. Таким образом, подавляющее большинство опрошенных в конечном счете считает наиболее важным цивилизационный вклад еврейства в мировую цивилизацию — в тех или иных формах.
Такую ориентацию подтверждает также ответ на вопрос о вкладе диаспоры. Самым важным наши респонденты признали вклад в распространение общечеловеческих ценностей (69 %), тогда как вклад в сохранение еврейской культуры, ее распространение и выживание еврейства оценены как существенно менее важные. Свидетельствует ли такое суждение большинства ответивших об особой предрасположенности евреев к общечеловеческим ценностям — не берусь судить, равно как и том, предпочитают ли евреи общечеловеческие идеалы чисто еврейским (возможно, за эпохи рассеяния еврейские и общечеловеческие ценности просто слились воедино в представлении многих евреев диаспоры, а именно среди них наибольший процент выбравших данный вариант ответа). Главное же, думаю, в том, что евреи рассматривают саму диаспору как форпост цивилизации, призванный осуществлять в первую очередь именно миссию в интересах человечества в целом, а не только еврейства. Итак, как мы видим, еврейская идентификация сейчас оказывается во многом открытой миру, ориентированной на широкое цивилизационное влияние.