Одним из самых выдающихся философов Древней Греции является великий Аристотель. Аристотель — не просто великий мыслитель, он — ученый-энциклопедист, один из самых широко образованных философов античности. Аристотель оставил огромное философское наследие, труды по различным направлениям естествознания. История биологии как науки начинается с трудов Аристотеля, физика берет свое начало в его «Физике», астрономия — в космологии Аристотеля, аристотелевские теории и учения — исходный пункт для многих общественных и гуманитарных наук. Неудивительно, поэтому, что Аристотеля называют «энциклопедической головой» Древней Греции, Философия Аристотеля является вершиной античной философии, его философскую систему смело можно назвать первым синтезом всей древнегреческой философской культуры. Аристотель родился в 384 г. до нашей эры и прожил шестьдесят два года. В отличие от Платона, уроженца столицы — Афин, самого большого и высокоразвитого города Греции, Аристотель родился в маленьком городе Стагире (в греческой колонии во Фракии). Отец его Никомах и мать Фестида были благородного происхождения. Никомах, придворный врач македонского царя Аминты ІІІ, прочил своего сына на ту же должность и сам обучал мальчика врачебному искусству и философии, которая в то время была нераздельна с медициной. Однако Аристотель рано потерял родителей и отправился сначала в Атарней, в Малой Азии, а затем в Афины. Восемнадцати лет от роду Аристотель прибыл в Афины и поступил в Академию Платона. Существует легенда, согласно которой Платон накануне поступления Аристотеля в Академию, видел сон, возвестивший ему о приезде удивительно талантливого юноши с выдающимся умственным дарованием. Двадцать лет провел Аристотель в Академии Платона. После смерти учителя он ушел из Академии и через некоторое время поступил на службу к македонскому царю Филиппу. Поскольку Аристотель ктому времени уже был известен как выдающийся философ Греции, Филипп, царь Македонии, отец Александра Македонского, пригласил Аристотеля в качестве воспитателя своего сына. Предание гласит, что в год рождения наследника Филипп написал Аристотелю письмо следующего содержания: «Царь Македонский приветствует Аристотеля. Извещаю тебя, что у меня родился сын; но я благодарю Богов не сколько за то, что они даровали мне сына, сколько за рождение его во времена Аристотеля». Эти слова говорят о великой славе Аристотеля вовсем греческом мире. Приняв предложение Филиппа, философ занялся воспитанием Александра Македонского, обучая его всем образовательным предметам и, как заметил великий немецкий философ Гегель «Александр Македонский стал Аристотелем в действии». Александр Македонский глубоко уважал своего учителя. О том, с каким уменьем Аристотель выполнил свою задачу, свидетельствует благородный дух его воспитанника, величие его политических замыслов и подвигов, щедрость, с которою Александр покровительствовал наукам и искусствам и, наконец, его цель и стремление связать победу греческой культуры с успехами своего оружия. Широко известны благородство Александра Македонского, его цельность, твердость духа, любознательность. Видимо, все эти качества были сформированы не без влияния его великого учителя. Однако после смерти Александра его окружение начало плести интриги против близких царю людей, как это всегда бывает после ухода великого человека, и Аристотель вынужден был уехать в Афины, где он основал собственную школу. Школа находилась в одном из предместий города и примыкала к храму Аполлона Ликейского, отсюда школа Аристотеля получила название Л икея, или Лицея, Занятия в школе проходили утром и вечером в саду для прогулок, потому его учеников называли «перипатетиками» — «прогуливающимися», а сама школа получила название перипатетической. Умер Аристотель от болезни в изгнании, покинув Афины перед угрозой антимакедонски настроенной общественности в 322 г. до н.э., на острове Эвбея. Что же представляет собой философия Аристотеля? Аристотелевская философия является первым выдающимся синтезом греческой философской культуры. Что это означает? Поясним. Если обратиться ко всей предшествующей Аристотелю древнегреческой философии, мы увидим, что в основном, в ней наиболее активно ведутся поиски начала. Каждый философ ищет, прежде всего, начало миро, начало космоса. В этих поисках философов можно разделить на два направления: одно направление в лице милетцев, Демокрита и др. ищет начало мира в каком-либо веществе — воде, воздухе, апейроне, атоме, огне и т.д., как главной составляющей мира, подобно тому, как дом состоит из кирпичей. Другое направление, представленное Платоном и его единомышленниками, обоснованно критикуя первое направление, утверждает, что, если все вещи можно свести к веществу, например, атому, то не должно быть видов, все виды должны быть похожи друг на друга, и тогда их можно скрещивать. В таком случае, все виды — это одно и то же, и можно было бы превратить лошадь в корову, корову в овцу, собаку в тигра и т.д. Платон это отрицает: на самом деле, в мире существуют виды, а в основе этих видов лежит идея. В основе всех людей любой расы лежит «идея человека», в основе всех собак лежит «идея собаки». Платон убежден, что вид зрительно, при помощи органов чувств воспринимать нельзя, но как идея он существует и творит все многообразие в мире. Рождаются и умирают людские поколения, но человек остается, его идея не умирает; или все прекрасные предметы подвержены разрушению, сегодня они есть, завтра их нет, но идея прекрасного остается; возникают и исчезают различные государства, но государство остается. Такова была мысль Платона. В таком понимании сущности как принципа, как «образца» вещей состояло достижение платонизма, которое, однако, тут же оборачивается негативной стороной. По Платону, в окружающем мире существуют отдельные, никак и ничем не связанные друг с другом вещи, в результате сущность оказывается внеположенной этому миру. Соглашаясь с платоновской критикой первого направления, Аристотель не принимает разрыв между миром и его же сущностью, в котором, по Аристотелю, заключается главный недостаток платонизма. Аристотель убежден, что сущность мира не должна противостоять миру, она должна в нем находиться. Потому философ отвергает платоновское учение об « идеях» как бестелесных сущностях. На основе скрупулезного изучения теорий своих предшественников Аристотель сделал вывод, что не правы ни те, ни другие. Стагирит подверг критике как платоновскую теорию идей, так и концепцию греческих материалистов и выдвинул свою синтетическую концепцию. В чем состоит концепция Аристотеля? Существуют вещи, рассуждает он, конкретные сущности, но необходимо объяснить, как из какого начала возникает эта конкретная действительность. Философ полагает, что для возникновения конкретной сущности, с одной стороны, нужна материя (материя как обобщение всего; все элементы конкретной сущности, разработанные до него — воду, воздух, апейрон, атом, Аристотель обобщенно называет материей). Далее философ рассуждает следующим образом: материя необходима для возникновения сущности, сущего, но сама по себе материя не делает это сущее сущим, и в этом смысле его учитель Платон абсолютно прав. Например, можно навалить кучу кирпичей, различных строительных материалов, но из этого не выйдет дома, тем более прекрасного дворца. Что же нужно, чтобы появилась сущность — возникло здание, статуя, мир в целом? Для этого, по мнению Аристотеля, нужна форма. То, что Платон называл идеей, Аристотель стал называть формой. Таким образом, для возникновения сущего, действительности, недостаточно ни самого по себе вещества, ни платоновской идеи, необходимо объединить результаты поисков обоих направлений.