Одной из важных форм исследовательских проблем философии культуры является культурологический анализ языка. В анализе языка акцент смещается с выявления значения в прагматике языка постепенно на выявление-раскрытие скрытных смыслов, аккумулированных в языке. Самой сложной задачей в философии культуры постмодернизма является обоснование наличия такой реальности как культурная реальность языка. Этот концепт иницирует исследование потенциала языка, выстраивающего не только уникальную языковую картину мира, но и языковую стратегию. Языковая стратегия оказывает влияние на организацию культурной стратегии поведения человека и культурную коммуникацию между различающимися в культурном отношении этносов. Ведущие постструктуралисты (Ж. Деррида, Ж. Делсз, Ф. Гваттари, Ж. Лакан и др.) осуществили критику языка как критику культуры и цивилизации, акцентировав внимание не на логических аспектах языка, а на интуитивно-методологическом, поэтическом языке. Ж. Деррида проанализировал суть западно-логоцентрической традиции, Ж. Делсз и Ф. Гваттари определили место и роль шизофренического дискурса. Постмодернисткие иследования позволили не только определить новые правила интеллектуальной деятельности, новые приемы организации методологии исследования, но и изменили акцент в понимании, на наш взгляд, концепта релятивизма. Официальный статус постмодернистский разум получает в работах Ж.-Ф. Лиотара (р. 1924 ), обосновавшего его в качестве новой ментально. Спецификой новой ментальности, мыслительной парадигмы является критическая деконструкция классической и неклассической философии, которая сопровождается отказом от классической философской традиции в определении и решении философских проблем классической формы построения мыслительной парадигмы, от классического способа дифференцирования философского знания на онтологию, гносеологию, логику, методологию, этику, эстетику и т.д. Основным «объектом» критической деконструкции
классического способа философствования постмодернистский разум определяет классическую метафизику как метафизику присутствия.
Одним из базисных положений новой методологии в философии культуры постмодернизма является отказ от классического видения культурного мира и отмежевание от рационалистической традиции решения проблемы онтологии. Обращение к анализу текучего, изменяющегося, неопределённого, неустойчивого — характерный симптом философских поисков в середине XX века. Для обоснования такой стратегии бытия, необходима была разработка новой терминологической, понятийной формы. Если бытие понимать как становление, то ясно, что прежняя логика и её категориальный аппарат не пригодны, т.к. такая логика была разработана для такой программы понимания бытия, где оно трактуется как нечто устойчивое и неизменное. Разработка «нового» категориального языка и новых правил интеллектуальной деятельности являются задачами в разработке новой стратегии бытия. И эту задачу пытается решить философия постмодернизма, в лице философии Ж.-Ф. Лиотара.
Начало решения «новой» стратегии бытия, по мнению Лиотара, восходит к критике основных положений классической философии: прежде всего, необходимо начать с критики претензий законодательного разума быть абсолютным гарантом устойчивости, обеспечивающим абсолютность иерархии ценностей и идеалов о переустройстве общества и воспитании человека. Критике подвергается, прежде всего, объясняющий концепт классической философии, согласно которому, за каждым явлением коренится некая устойчивая сущность, обусловливающая всё и вся. Классическая философия полагала в качестве сущности или Бога, или Абсолютную Идею, или Истину, или Разум. С помощью этих основоположений классическая метафизика, как считают классики постмодернизма, объясняла действительность — многообразных изменений. На основе этих положений можно было выдвигать идеи о возможности преобразования действительности, обосновать параметры гарантии их подчинённости целям и задачам человеческой деятельности. Эти классические нарраты служили гарантом бытия человека в мире и его господства в нём. В новых условиях, по мнению философов постмодернизма, необходимость в подобных объясняющих концепциях утрачивается. В современной ситуации актуализируется совершенно иная задача, которая определяется Ж.-Ф. Лиотаром как выход к культуре многообразия через коллапс тотализации и унифицирующего дискурса в повествовании и науке»,
Мир изменчив и процессуален. Мир постоянно претерпевает трансформации. В мире нет ничего устойчивого, упорядоченного. Сам мир не является истинным, заявляет Ж.-Ф. Лиотар, в нем есть только вечное возвращение. Всякий конец истории есть лишь выход за пределы исторического времени. В пределах исторического времени можно говорить о конкретной системе ценностей и нормах, правилах их понимания, но с изменением исторического времени происходит забвение прошлого, утрата приоритетов и идеалов. В таком случае невозможно говорить о закономерном, истинном. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация имеет свои приоритеты, свои истории. Активное забвение прошлого сопровождается, согласно рассуждениям философа, созданием новых легенд, новых историй, новых повествований, а вместе с ними создаются новые боги, новые идеалы.
Можно говорить только о происходящем в настоящем. Само происходящее следует видеть в фокусе события. Событие же, по Ж.-Ф. Лиотару, непредставимо, неопределимо. Представлять, определять — это предикативы философии присутствия. Так, любое представляемое показывает себя через свои признаки, свойства, атрибуты, модусы, модальности. Определяемое также показывает себя через модусные характеристики или категориальные формы. Событие — «несхватываемо». К событию не применимо ни одно из универсальных правил классической философии или, согласно лиотаровской терминологии, «метанаррации». Принципы классической философии или «метанаррации» оказали влияние на европейское мышление, которое ориентировало на поиск безальтернативной истины. Именно метанаррации способствовали формированию различных легенд, мифов под флагом обладательницы единственной и абсолютной истины. Метанаррация творила программы социального прогрессизма, формировала идеи о смысле истории, ориентировала на активное действие, на поиск причины и обоснование способов решения и практического действия.
По мнению Ж.-Ф. Лиотара, наступило время, когда критика логоцентризма и раскрытие технологии власти Логоса и сотворения истины, позволяет показать, что и сама философия есть всего лишь повествование. Следовательно, задачей нового поворота в видении мира и нового мышления является критика логоцентризма классической метанаррации и ее принципов.
Ж.-Ф. Лиотар, рассматривая претензии идеология модерна на обоснование истин, показывает крушение его аксиологической шкалы. Следствием разочарования является крах его ожиданий и идеалов. Если в условиях великих метанаррации философия носила маску единственной обладательницы истины, монополизировала право на абсолютное знание и господство в объяснении мира, то в новых условиях философия должна изменить маску критика, сменив маску монотеистического типа, она должна надеть маску языческую, политеистического типа. В эпоху модерна философия выдвигала концепты типа «конец истории», как «окончательное повествование», задававшее право на обладание концепцией безальтернативного понимания истории и монопольного ее изложения. Ж.-Ф. Лиотар приходит к выводу, что пришел новый период, когда философия должна сделать скачок от логоса к мифу. Главное положение, которое было им сформулировано, состоит в изменении парадигмального видения мира. Суть ее заключается в отказе от классических приоритетов в технологии описания и объяснения, конституирования идеалов организации знания. Для парадигмального поворота в философствовании, совершенного Ж.-Ф. Лиотаром, свойственно главное — не поиск абсолютов, а важно первоначальное проведение критики логоцентризма. Логоцетризм, по его мнению, — это принцип всей классической традиции философствования.