М. Пришвина справедливо считают родоначальником отечественной лирико-философской прозы середины XX века (В.В. Аге-носов, Т. Я. Гринфельд-Зингурс, З. Я. Холодова, А.В. Бармин и другие). Рубеж ХIХ-ХХ вв. характеризуется синтезом литературы и философии. Творчество Вл. Соловьева, Н. Федорова, В. Розанова, П. Флоренского, Д. Мережковского поражает глубиной философской мысли. Философия и литература трансформируются в единый жанр, сочетающий в себе приемы художественного и философского изображения- Именно в этом русле находится творчество Пришвина.
Основной дня Пришвина является традиционная тема — человек и природа. Писатель считал, что, познавая мироздание, частью которого он является, человек познает себя. Писатель-эколог, мыслитель, М.М. Пришвин до сих пор остается одним из самых «нераскрытых» писателей-
Есть у писателя особый жанр поэтической миниатюры о природе. «Первым собранием таких дневниковых записей-миниатюр явилась книга «Лесная капель», — писал М. Пришвин. — Это выдержки из моих ежедневных дневниковых записей. Делались эти записи с постоянной заботой написать поменьше, а сказать побольше. Дневник писателя я понимаю как источник, вытекающий из самой души человека. — -» [2, 67].
Специалистами отмечается умение Пришвина сказать о многом в нескольких строках пейзажной миниатюры, передать полное представление о предмете и явлении. Иногда поэтическая миниатюра из «Лесной капели» представляет собой одно предложение. При этом описание не теряет своей значимости и глубины. Для пришвинской миниатюры характерна развернутая метафоричность: «Желтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в десять. Когда все белые распустятся, на реке начинается бал» [2, 465]. Пришвинское описание природы всегда конкретно, лирично и осязаемо. Например, в миниатюре «В дебрях ольхи»: «Дебри затопленной ольхи, веточки с сережками у самой воды. Струйки всякого рода, прямые, круговые, задумчивые заводи с отражением веток, с сережками, борьба возле застрявших в развалинах деревьев льдин: тут струйки все собираются на помощь друг другу, и шумят, и уносят белую дорогу уплывающих пузырей» [2,420]. Для писателя важно не только открыть новое явление в природе и описать его словами. Главное дня него — показать в этих явлениях такой смысл, который был бы понятен и близок каждому человеку. В описаниях Пришвина важна заложенная идея, авторское отношение к описываемому.
Подтекстом большинства пришвинских изображений природы стало «обдумывание» проблем философского и этического характера. Гуманистическая тенденция всего пришвинского творчества определяет специфику его пейзажа.
Метафоричность, параллелизм в миниатюрах о природе («Лесная капель», «Глаза земли», «Незабудки») создают неповторимый образ, лиричный, загадочный и одновременно простой. В миниатюрах Пришвина восприятие природы дано в органической связи с переживаниями и размышлениями человека, что близко тютчевской поэзии.
Сам писатель отмечал это сходство: «И еще читал Тютчева. Проследил, что в первых стихотворениях у него был параллелизм: природа и вслед за тем человеческая душа, а в последних совершенно природа и человек соединяются в единство. Я тоже так шел… Но это единство не есть уступка природе, а сознание своего родства и высшего руководящего значения в мировом творчестве.
Второе близкое мне в Тютчеве — это борьба с метафизикой за поэтическую свободу, за цельность, родственное внимание к миру» [2, 254-255].
Одной из любимых своих вещей писатель считал поэму в прозе «Фацелию» -«песнь песней». При чтении ее прослеживается явная параллель с А. Куприным: загадочность и необъяснимость человеческого чувства, мистичность, возвышенность. «Фацелия» — лирико-философская поэма, первая часть книги «Лесная капель», которая была создана Пришвиным перед войной, в 1940 году. История ее появления драматична и оставила тяжелый след в душе художника. Критика обвинила писателя в несвоевременности и незлободневности его книги на пороге войны. «Новый мир», опубликовав в январе 1941 года первую часть книги «Фацелия», совсем прекратил ее печатание.
Пришвин с горечью писал главному редактору «Нового мира» В.П. Ставскому: «Предупреждаю Вас, что борьба за «Лесную капель» для меня есть такая же борьба за ту же родину на фронте… Я очень боюсь, что литераторы… умышленно не хотят понимать, что за моими цветочками и зверушками очень прозрачно виден человек нашей родины, что борьбу с ними мне предстоит вести упорную…» [4, 133].
«Фацелия» — бессюжетная лирическая поэма в прозе. Составляющие ее миниатюры скреплены между собой лишь сквозным образом Фацелии. Фацелия — это цветущая медоносная трава, она напоминает лирическому герою о любимой девушке и таит в себе некий поэтический образ любви: неуловимость Синей Птицы счастья (птицы Сирин), природность этого человеческого чувства.
Трехчастная композиция поэмы отразила логику «сцеплений» отдельных миниатюр. Она обусловлена эволюцией чувств лирического героя — от тоски неутоленной любви, душевной опустошенности к радости бытия и обретенной гармонии с миром. Именно эти эмоции определяют основные составляющие художественного мира М. Пришвина.
Несмотря на сходство с другими циклами пришвинских поэтических миниатюр, «Фацелия» значительно отличается от них. Происхождение поэмы связано с личными переживаниями писателя. Отсюда ощущение счастья, женской красоты, никогда ранее не выступавшей с такой откровенностью в его произведениях. «Фацелия» передает подлинную, настоящую любовь, осветившую всю жизнь героя. На идейно-тематическом уровне ощущается связь с творчеством А. Куприна, для которого жизнь — это вечное стремление человека к красоте и гармонии, любви.
Первая любовь живет в герое, пробуждая сложные чувства, которые передаются автором через пейзажные описания с их символическим смыслом. В разных вариациях звучит чувство утраты «прекрасного мгновения»: «…Целое поле цветущей синей медоносной травы фацелии… казалось чудесным явлением. Синие птицы как будто бы из далекой страны прилетели, ночевали тут и оставили после себя это синее поле» [2, 375].
Грустные, элегические мотивы первой части поэмы — «Пустыня» сменяются раздумьями о преодолении страдания и тоски об утраченной Фацелии. Писатель подчеркивает, что человек может и должен побороть чувство безнадежности, пережить страдания и возродиться. Автор считает, что это сделать не просто. Нужно усилие воли, чтобы преодолеть свою слабость и остановиться перед «бездной», обратить свою боль в «великий мир радости» [2, 383]. Находим подтверждение этой мысли в миниатюрах «Аришин вопрос», «Бездна», вся вторая часть «Фацелии» — «Росстань».
Автор утверждает, что единственно достойная настоящего человека позиция в жизни — это любовь к другим людям, их поддержка и понимание, способность ощущать красоту и неповторимость жизни, каждого ее мгновения.
Писатель утверждает, что из страдания рождается радость, когда человек осознает, какой драгоценный подарок сама жизнь, с солнцем в лесу, пением птиц, славящих зарю, цветущими травами. Пришвин уверен, что неповторимо каждое мгновение жизни. Лирический герой обращается к читателю с удивительным откровением: «Десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучок ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей!». Третья часть «Фацелии» — «Радость» открывает перед читателем «прекрасное мгновение» в ежедневном соприкосновении с природой. Из-за утраченной любви автор не отрешается от жизни, а, наоборот, переносит чувство любви на весь мир.
Пришвин зовет читателя взглянуть на окружающий мир в предрассветный час, разделить с ним радость при виде пробуждающейся жизни. «Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре…» [2, 399-400]. Своей поэмой М. Пришвин говорит читателю, что в природе человек может черпать любовь, силы, нравственную опору. Но возвышенное чувство, вызванное красотой природы, приходит только тогда, когда человек сумеет преодолеть личные невзгоды, личный эгоизм и начнет творить радость не только для себя, но и дня всех людей. В этом, по Пришвину, и состоит путь к человеческому счастью (миниатюры «Победа», «Любовь»).
Поэма содержит много тонких наблюдений над природой, соотнесенных с личным миром человека. Пришвин показывает свое понимание человеческого счастья, оспаривая формулировки о том, что человек может быть счастлив только своим трудом (популярная идея советского периода). Безусловно, «Фацелия» — одно из глубоко прочувствованных произведений Пришвина, оно обращено к сокровенному в душе каждого человека. Книга писателя по праву составила золотой фонд отечественной классики, она является звеном в цепи произведений, отражающих нравственные искания русских писателей.
Произведения Пришвина обращены к читателю — «неведомому другу», который все поймет. Но проза писателя может быть понятна лишь человеку, способному оценить красоту и покой леса, звуки птичьих голосов, голубизну весеннего неба, его бесконечность. Только чуткая душа способна почувствовать и оценить глубину сказанного писателем. По мнению автора, постоянное и вдумчивое общение с природой дает мощный стимул человеческим переживаниям, возможность оценить и понять прошлое, настоящее и будущее, свое место на земле. Связь человека с природой у Пришвина не только физическая, но и более тонкая, душевная. Всем своим творчеством писатель утверждал величие и простоту живого мира, частью которого является человек. Каждой пейзажной зарисовкой он демонстрировал любовь ко всему живому, утверждал общечеловеческие ценности, среди которых тишина леса, яркость солнца, огромность и непостижимость вселенной, красота животного и растительного мира.
К лирико-философской миниатюре Пришвин относился как к ключевому жанру собственного творчества, способному передать все грани его мировосприятия. Малый объем миниатюры соответствовал авторской задаче «остановить мгновение» и запечатлеть образ уходящего мига. Глубокий лиризм, принцип «непосредственного впечатления», точность изображения и выражения чувств, лаконизм повествования придают его миниатюрам особый колорит. Пришвин показывал читателям, как можно любить жизнь во всех ее маленьких и незаметных проявлениях. Поверив ему, читатель обогащает свою жизнь, делает ее ярче, добрее и справедливее.