Платон — великий греческий философ, внесший неоценимый вклад в развитие мировой философии и культуры. До сегодняшнего дня Платон является для нас не просто историей, решая философские, научные проблемы, мы постоянно обращаемся к Платону, к его философскому учению, не теряющему свое значение и ценность. Платон родился в 428-427 гг. до нашей эры в аристократической семье. Происхождение его отца восходит к роду последнего афинского царя Кодра, мать его происходила из богатой аристократической семьи законодателя Солона. Платон рано заинтересовался наукой, духовной культурой, увлекался литературой, музыкой, спортом, искусством, был хорошо знаком с лучшими достижениями греческой литературы, отлично знал философию Анаксагора, Пифагора, софистов. Он был учеником Кратила — последователя Гераклита. В двадцатилетнем возрасте Платон примкнул к школе великого Сократа. К этому времени он был уже довольно известным поэтом, человеком, со сформировавшимся мировоззрением, но знакомство с Сократом полностью изменило его мировоззрение. После этой встречи Платон оставляет все свои прежние занятия и, по преданию, сжигает все им до этого сочиненное. С этого момента основным стержнем его философских исследований становятся идеи Сократа. После смерти Сократа, верным учеником которого Платон оставался всю свою жизнь, философа долгое время связывала дружба с пифагорейцами, общение с которыми оказало плодотворное влияние на его последующее самостоятельное философское учение. В 388 г. до н.э. Платон отправляется в Италию и живет некоторое время на Сицилии у сиракузского тирана Дионисия Старшего. К Сиракузам Платона привлек интерес, связанный с его политическими взглядами, попыткой осуществить план общественных и государственных преобразований, способствующих реализации его идеи «идеального государства». Первый вояж на Сицилию кончился безрезультатно, мало того, философ по тайному приказу тирана чуть не попал в рабство и спасся лишь благодаря помощи своих друзей, вовремя выкупивших его. В последующие годы Платон еще два раза, и оба раза безуспешно, побывал на Сицилии теперь уже у тира на Дионисия Младшего, слывшим «просвещенным» тираном с той же целью устройства «идеального государства». Удачно избежав опасностей первого визита в Сиракузы, Платон вернулся в Афины и занялся чисто философскими задачами. Он создал свое знаменитое самостоятельное учение и основал собственную школу — «Академию», из которой вышли многие замечательные философы и государственные деятели. Занятия в форме бесед, научных разговоров и дискуссий проходили в местности, названной в честь греческого героя Академа, отсюда и происходит название платоновской школы, главой которой -сколархом, он оставался до конца своей жизни в 347 г. до н.э. Что является обоснованием начала — основной идеи в платоновской философии? До Платона все философы — Фалес, Гераклит, Демокрит, объяснявшие мир из некоего исходного начала, — искали это начало в некоем материальном элементе: воде, воздухе, огне, атоме и т.д. Платон, в отличие от них, выдвинул совершенно новую идею, свое оригинальное обоснование, новую оригинальную мысль. Он решил, что все учения, согласно которым мир, в том числе и сам человек — все сущее восходит к какому-то одному элементу либо многим элементам, не имеют никакого смысла. Если все сущее, в конечном счете, восходит к одному единственному элементу, то, следовательно, все предметы, существующие в мире, должны быть родственными, то есть у них должно быть что-то общее. Если все состоит из одного и того же, то все они должны быть в какой-то мере близкими, поскольку состоят из огня, воды, атома и т.д. Платон рассуждает следующим образом: если все это так и все сущее можно редуцировать к некоему одному элементу, то, следовательно, все должно, в конечном счете, превращаться во все. Если все сущее есть предметы одного рода, то тогда они должны превращаться друг в друга. Однако в таком случае, почему слон не превращается в тигра, а тигр, в свою очередь, не превращается во льва, лев — в обезьяну, человек не превращается в лошадь и т.д. То есть все должно превращаться во все, поскольку все, в конечном счете, сводится к одному и тому же. Но так не происходит. Мир, говорит Платон, организован таким образом, что всегда определенный вид происходит от соответствующего вида. Люди, например, могут быть разными — европейцами, представителями монголоидной расы, африканцами, но, соединяясь, они дают потомство. Человек всегда происходит от человека, точно так же, как и лев происходит ото льва, а собака только от собаки. Сколько пород собак существует? Тысячи видов — маленьких, больших, пушистых, самых разнообразных по окраске, но между ними имеется общее. Отсюда Платон делает вывод, что многообразие вещей не может быть сводимо к одному элементу, его нельзя свести даже к сочетанию элементов, потому что в таком случае все вещи должны были быть родственными. Согласно философу, вещи ни из какого одного элемента не возникают и не выводятся. Качественным началом нельзя провозгласить какой-либо элемент, много элементов, либо четыре элемента как, например, у Эмпедокла или атом, как у Демокрита. Все это в корне неверно. На самом деле, в мире, по мнению Платона, существуют некие изначальные виды. Мыслитель утверждает, что все сущее, и человек в том числе, вози и кают только от определенного вида — эйдоса или идеи. Впервые эта мысль была выражена Платоном и до сих лор люди не совсем хорошо понимают ее смысл. Согласно греческому философу, ни из каких элементов ничего в мире не возникает, первоначальной является идея, и идея является основой всего. Он впервые открыл то, что люди до него не знали и даже сейчас нам нелегко это понять. Например, что такое человек? Согласно учению Платона: существуют Кай, Ахмет, Иван, Петр, Ганс. Есть немец, казах, англичанин, француз, американец; главной сущностью всех этих людей является идея человека, то, что все они происходят от человека. Следовательно, говорит Платон, человек — это вид. Кстати, Абай тоже, по-своему, открыл это. Он показал, что помимо человека — конкретных нас с вами — существует человек, притом объективно. Это не просто утверждение формальной логики, совершенное путем сравнения и выделения общего понятия и обозначения общим словом, — нет, существует объективное понятие человека.
Существует человеческий род -люди умирают, рождаются, сменяют друг друга, но человек существует. Он не умирает, не возникает — это всеобщее, это есть сущность, это есть все, что делает человека человеком. О хорошем человеке мы говорим, что он соответствует понятию человека, плохой человек, соответственно, не соответствует этому понятию. Точно также, есть понятие государства и есть тысячи разных государств — итальянское, американское, российское, теперь казахское и т.д., они являются государствами, потому что соответствуют, по мнению Платона, идее государства. Понятие государства есть идеальное государство, у него нет тела, его нельзя увидеть, это идеальное понятие, но оно существует. Существует и понятие человека, только благодаря этому есть Ганс, есть Ахмет и миллионы других людей. Таким образом, впервые Платон открыл новую категорию — категорию всеобщего. Этой категории до него не было, не было соответственно и понимания всеобщего. Философ впервые открыл категорию сущности, которой до него также не знали. Он открыл всеобщее и единичное, открыл то, что сущность и делает данное именно тем, что оно есть. Некие Ахмет и Ганс существуют и являются людьми только потому, что они причастны к идее человека. Если бы не было идеи человека, то их тоже не было бы. Конкретные люди являются единичными, конечными, эмпирическими, существуют в конкретном пространстве и времени ~ сегодня они есть, завтра их нет, — тогда как идея человека, вид существуют всегда. Когда знакомятся с учением Платона, зачастую извращенно понимают его смысл. Нередко думают, что философ является идеалистом, поскольку он считал, что люди и все сущее происходят из идеи. Это вульгарное понимание платоновской мысли. Сущее не происходит из субъективной идеи. Например, в современной культуре появилось выражение: «идея сходить в кино», «идея путешествовать» и т.д. Это субъективные идеи, не имеющие никакого отношения к платоновской идее. Платоновская идея объективно — это объективно всеобщее, это то, что делает данное явление тем, что оно есть. Платон особенное внимание уделял идее прекрасного, поскольку высоко ценил культуру, хорошо знал искусство. Он говорил, что все прекрасные вещи, которые мы созерцаем, существуют постольку, поскольку они причастны к идее прекрасного. Первичным для него является идея прекрасного, вид прекрасного. Самое главное, по мнению философа, это понять, что такое прекрасное вообще. Только тогда, когда человек поймет идею прекрасного, эйдос прекрасного, он начнет понимать все другие прекрасные предметы и т.д. Прекрасная девушка, прекрасный юноша, прекрасный дворец, прекрасный город — все это есть прекрасное, потому что существует идея прекрасного, которая бессмертна, всеобща, постоянна, которая есть сущность, и наша задача состоит не только в том, чтобы понять единичное, но в том, чтобы понять всеобщее. Это была совершенно новая мысль. К этой мысли подходил Анаксагор со своим нусом, но до такой степени четко не смог ее сформулировать. Он просто указывал, что наряду с существующими единичными предметами есть некая душа, их объединяющая. Парменид, считавший, что движение есть на поверхности, есть видимость, но отрицавший истинное движение, также пытался уловить на эмпирическом уровне нечто всеобщее.