На современном этапе развития казахстанской экономики финансовый сектор Казахстана перешел на качественно новый уровень своего формирования. Большая часть реформ, направленных на создание основы для его успешного функционирования в перспективе, уже осуществлена. Финансовая система Казахстана на сегодняшний день является по сравнению с другими странами СНГ наиболее реформированной и опережает страны постсоветского пространства по уровню развития финансового сектора на несколько лет.
Финансовая система Казахстана отвечает основным международным стандартам. Наиболее развитым сектором финансовой системы является банковский сектор. Банковская система Казахстана продолжает оставаться одной из сильнейших в странах бывшего Советского Союза. Общие банковские активы составляют порядка 10% ВВП республики, Национальный банк Республики Казахстан (НБРК) аккумулирует достаточные средства для поддержания деятельности коммерческих банков страны. В банковском секторе продолжаются процессы консолидации, наряду с ликвидацией неустойчивых банков, а также приватизацией и поглощением отдельных банковских структур.
Реструктуризация банковской и финансовой систем, унаследованных Казахстаном после получения независимости в 1991 году, была долгим и сложным процессом. В советской системе эта сфера полностью контролировалась государством, и Национальный банк доминировал в управлении системой, включая валютные операции.
Первые значимые шаги в развитии законодательной базы банковской системы суверенного Казахстана были предприняты в 1991 году. Новое банковское законодательство позволило создать в республике двухуровневую банковскую систему по образцу развитых стран. Первый уровень представляют Национальный банк и его учреждения в областях (к Национальному банку перешли функции республиканской конторы Государственного банка СССР). Второй уровень составляют коммерческие банки, образованные либо на базе бывших государственных специализированных банков, либо вновь созданные. Период с 1991 по 1993 год в Казахстане, как и в других странах СНГ, был отмечен «банковским бумом». В течение 1992 года количество банков в республике возросло со 155 (с 877 филиалами) до 204 (с 1023 филиалами). Многие из этих структур создавались для выполнения какой-либо одной сделки. Весьма популярной схемой было привлечение государственного кредита на несколько миллионов долларов с последующим запланированным банкротством банка.
1993 год стал переломным в развитии банковской системы страны. Сфера банковских услуг в Казахстане регулировалась законом, принятым в апреле 1993 года, в который впоследствии вносились изменения. Закон создавал центральный институт — Национальный банк Республики Казахстан (НБРК), который выступает регулятором в системе государственных, частных, акционерных и совместных банков. Банки, имеющие лицензию, имеют право осуществлять все виды традиционных банковских операций. В ноябре 1993 года была введена национальная валюта — тенге. Национальный банк сам встал у руля денежно-кредитной системы республики. Первым шагом стало ужесточение требований к банкам второго уровня. В 1993 году НБРК отозвал первые 15 лицензий на проведение банковской деятельности за несоответствие установленным требованиям. В это же время были введены экономические санкции за всевозможные нарушения, а также повышены требования к минимальному уставному капиталу финансовых институтов. Надо отметить, что банкам понадобилось некоторое время, чтобы привыкнуть к новым правилам. В течение всего 1993 года только 10% от общего количества банков выполняли предписания регулятора. В последующие годы количество банков второго уровня в Казахстане закономерно сокращалось. Однако главной задачей подобной политики Нацбанка было приведение банковской системы страны в соответствие с международными стандартами. Для этого повышались требования к капиталу банков и качеству управления активами и пассивами. В конечном итоге все эти меры должны были обеспечить безопасность вложений средств в казахстанские банки и банковских расчетов.
Введение модернизированной банковской системы не проходило гладко. Скандалы развивались вокруг случаев мошенничества среди банковских работников, подозрительных займов и поддержки портфелей невыгодных займов. Имели место и промахи некоторых банков. Несколько раз вводились поправки в банковское законодательство. В июне 1994 года в Казахстане была принята 15-месячная программа финансовых и экономических реформ, ограничивающая банковские и кредитные законы, предусматривающая политику либерализации цен и положившая конец практике выдачи кредитов государственным институтам. Другая краткосрочная реформа была начата в марте 1995 года с целью регулирования требований к капитальным резервам банков и повышения профессионализма и качества осуществления банковских операций. Также была введена практика партнерства с иностранными банками — система, объединяющая местные банки с опытными иностранными партнерами. Консультирование по проведению этой реформы осуществлялось МВФ и такими международными аудиторскими фирмами, как Ernst & Young и Price Waterhouse.
В последние годы роль государства на банковском рынке заметно снизилась и ограничивается только контролирующими функциями. С 1995 года в Казахстане прекращена выдача директивных кредитов, не проводятся кредитные аукционы Национального банка. Государство последовательно сокращает свою долю в общем уставном капитале банков второго уровня. В целом, несмотря на существующие достижения в финансовом секторе, Правительство Республики Казахстан и основной финансовый институт страны — Национальный банк Республики Казахстан придерживаются политики постоянного совершенствования финансового сектора. Об этом свидетельствует принятие Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан в июле 2003 года.
В рамках Концепции активизирована работа по практической реализации приоритетных направлений развития финансового сектора на среднесрочную перспективу с учетом макроэкономических тенденций, которые будут складываться в ближайшие годы, и предполагаемых изменений в валютном законодательстве.
В качестве основных приоритетов развития финансового сектора Республики Казахстан на перспективу определены: Во-первых, совершенствование денежно-кредитной политики Республики Казахстан. В частности, определены новые направления денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Казахстан. Это переход на принципы инфляционного таргетирования, целью которого является снижение среднегодового уровня инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 4—5% годовых. Также это совершенствование денежно-кредитной статистики в стране. Эта мера будет способствовать повышению качества мониторинга финансового сектора. Активизируется работа по либерализации валютных отношений. В частности, планируется поэтапное снятие отдельных ограничений при проведении валютных операций, применение иных методов регулирования валютных операций в соответствии с требованиями времени и международной политики.
Вместе с тем необходимо отметить значительную работу Национального банка в приближении платежной системы Казахстана к стандартам Европейского Союза, а также по внедрению и развитию новых видов платежных инструментов.
Во-вторых, реформирование системы государственного регулирования финансового рынка посредством совершенствования работы системы консолидированного финансового надзора. В рамках процесса реформирования будет проведена комплексная реализация системы методов и процедур надзора и регулирования финансового рынка для повышения уровня защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг и формирования стабильной инфраструктуры отечественного финансового рынка.
В частности, ведется активная работа по разработке механизма оперативных действий при нарастании системного риска и возникновении кризисных ситуаций на всем финансовом рынке. Продолжаются работы по дальнейшему внедрению международных стандартов регулирования отдельных сегментов финансового рынка, таких, как принципы Базельского комитета для банковской системы, требования Международной ассоциации страховых надзоров (IAIS) для страхового рынка, принципы регулирования рынков ценных бумаг Международной организации комиссий по ценным бумагам (ISOOO). В-третьих, совершенствование институциональной базы финансового рынка. Здесь предполагается построение трехуровневой системы кредитования, состоящей из банков, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских услуг, и микрокредитных организаций.
Активизируется работа таких институтов, как Казахстанская ипотечная компания, Фонд гарантирования ипотечных кредитов, Банк Развития Казахстана, Жилищный строительный сберегательный банк. Одной из основных задач в деятельности данных институтов стала практическая реализация приоритетов Стратегии индустриально-инновационного развития.
Также разрабатываются меры по созданию, наряду с частными кредитными бюро, института государственной регистрации кредитов, как это распространено во многих развитых странах. Формирование кредитного бюро позволит повысить уровень банковского обслуживания, доверия населения к банкам и другим финансовым организациям, создать гарантии по защите интересов заемщиков и банков, снизить риски на рынке кредитных услуг.
В-четвертых, активизация развития страхового рынка. В данном направлении основная цель состоит в формировании совершенной национальной страховой индустрии, активном использовании страхования как эффективного механизма защиты интересов хозяйствующих субъектов и населения от различных рисков. Также осуществляется работа по созданию оптимальных условий для развития добросовестной конкуренции на страховом рынке, сопряженная с обоснованным снижением тарифов страховых услуг, повышением качества страховых продуктов, обеспечением прозрачности и надежности в деятельности страховых (перестраховочных) организаций и страховых брокеров.
В-пятых, усиление потенциала рынка ценных бумаг. В рамках этого направления развития рынка ценных бумаг определен следующий ряд приоритетов, среди которых формирование внутренних институциональных инвесторов как главных субъектов процесса мобилизации и перераспределения свободных ресурсов в реальный сектор экономики. Также в числе приоритетных стоит задача расширения возможностей инвестирования. Основной задачей данного направления является создание условий для появления и становления новых финансовых инструментов, что будет способствовать появлению у инвесторов возможности перераспределения кредитных рисков путем диверсификации вложений, а у предприятий эмитентов — нового источника заимствований, представляющего достаточно дешевую альтернативу банковскому кредиту.
Кроме того, идет работа по совершенствованию механизма защиты прав и интересов инвесторов, что обусловлено появлением новых финансовых институтов и инструментов, а также развитием новых технологий. Планируется поэтапный переход к международным стандартам раскрытия информации на базе адаптации норм директив Европейского Союза по раскрытию информации на рынке ценных бумаг.
Развитие технической инфраструктуры рынка ценных бумаг, направленное главным образом на становление отдельных ее компонентов и совершенствование процедуры взаимодействия с зарубежными субъектами рынка ценных бумаг, также является приоритетным направлением.
В-шестых, гармонизация налогообложения участников финансового рынка и финансовых инструментов. Переход к стандартам Европейского Союза предполагает отмену налоговых льгот и преференций, которые в настоящее время существуют по различным финансовым инструментам. Исключением при этом может быть только введение временных льгот для стимулирования развития какого-либо нового финансового инструмента, особенно связанных с реализацией государственной инвестиционной политики в приоритетных секторах экономики и финансового сектора.
В дальнейшем эти льготы должны быть отменены либо установлено обязательное устранение налоговых преференций после истечения какого-то определенного периода времени, достаточного для становления нового инструмента на финансовом рынке.
В-седьмых, активизация интеграции финансовых систем. В экономическом плане изолированное существование стран СНГ сопряжено со значительными издержками. Тем более, учитывая всю сложность складывающейся в данный момент ситуации в мировой экономике, вопросы создания единого экономического пространства и интеграции финансовых систем на территории ряда стран СНГ приобрели особую актуальность. Поэтому в дальнейшем экономическое благополучие стран СНГ будет во многом зависеть от интеграционных процессов.
Планируется, что процесс интеграции финансовых систем будет происходить поэтапно. При этом предусматривается, что период до 2007 года должен стать подготовительным этапом. В целом перспектива развития финансового сектора определена в приведении всех его сегментов к международным стандартам в условиях предстоящей либерализации валютных отношений и возможного внедрения единого валютного пространства с отдельными странами. Это обусловлено, прежде всего, существующей на сегодня устойчивой и эффективно функционирующей финансовой системой, удовлетворяющей потребностям реального сектора экономики в финансовых ресурсах и предоставляющей качественные услуги финансовыми институтами в условиях свободной конкуренции.