Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то по-новому, по-своему. Творческое начало в человеке — это стремление всегда идти вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Анализ философских и психологических исследований показывает, что творчество не является предметом какой-либо одной отрасли научных знаний: на современном этапе развития науки проблема творчества стала междисциплинарной- Исследованием различных ее аспектов занимаются философы, социологи, экономисты, психологи, педагоги, представители кибернетики и другие ученые. При этом в разных областях научного знания на первый план выходят различные аспекты проблемы. Так, например, философы полагают, что творчество — это деятельность, в результате которой создаются новые, оригинальные материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной и общественной значимостью. Социологи, рассматривая это понятие, особо выделяют его значимость, ценность для личности и общества в целом. Представители психологической науки склонны видеть в творчестве процесс создания нового, основывающийся на совокупности свойств личности (способности, мотивы, знания, умения), обеспечивающих ее включенность в этот процесс. В поле внимания педагогов находится как сам процесс творчества, так и условия развития творческой личности, способы управления и самоуправления творческой деятельностью. Исследуя процессы взаимодействия творчества и образования, ученые приходят к выводу, что в своей основе они предполагают искусство поиска, применение комбинации знаний новыми методами, поиск совершенно новых новаторских педагогических решений и целевых систем (Н.А. Венгеренко, С.Г. Вершловский).
Современные исследователи выделяют различные виды творчества. В сфере личностной характеристики — самореализация на основе осознания себя творческой индивидуальностью; в педагогическом общении — коммуникативное творчество (новые формы и средства межличностного взаимодействия учащихся); в педагогической деятельности -диагностическое творчество (поиск и применение новых способов и приемов изучения учащихся) и т.д.
Творческое начало имеет способность рождать в ребенке живую фантазию, живое воображение. Вложивший много таланта, ума и энергии в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, Б. Асафьев еще в 30-е годы прошлого столетия писал о том, что ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.
Опираясь на опыт В. Луначарского, П.П. Блонского, СТ. Шацкого, Б.Л. Яворского, Б.В. Асафьева, НЯ. Брюсова, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со старейшинами — В.Н. Шацкой, Н.Л. Гродзен-ской, М.А. Румер, ГЛ. Рошалем, НИ. Сац -продолжали и продолжают теоретически и пракгаче ски доказывать важное значение творчества в формировании личности.
Понятие «творчество» раскрывается исследователями с разных точек зрения: одними — как создание новых, оригинальных ценностей, имеющих общественную значимость (С.Л. Рубинштейн); другими — как создание чего-то нового, в том числе и во внутреннем мире самого субъекта (Л.С. Выготский); третьими — как источник и механизм движения, атрибута материи (Я.А. Пономарев).
Некоторые ученые видят в творчестве наиболее выраженную свободу проявления человеческого духа, трудно или вообще не поддающегося научному анализу (Н.А. Бердяев). В ряде других источников творчество рассматривается как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью и общественно-исторической уникальностью. Современные культурные и социально-экономические реформы приводят к необходимости постоянного совершенствования процессов обучения и воспитания подрастающего поколения, обеспечивать планомерное развитие творческих способностей личности, которые стимулируют успешное раскрытие многих важных его качеств, таких как воображение, мышление, решительность и волю. В связи с этим образовательные учреждения остро нуждаются в творческих педагогах, которым отводится ведущая роль в осуществлении инноваций в системе просвещения. Актуальность влияния профессионального творчества учителя на результативность педагогической деятельности определяется особенностями современной образовательной ситуации, характеризующейся интенсивностью развития и динамикой системных преобразований, которые развернулись в последнее время.
Формирование педагогического творчества у будущего учителя в процессе обучения в вузе — это важный аспект развития и становления его как личности профессионально-творческой, способной к осознанию целей творчества в своей деятельности, поиску, разнообразию в выборе содержания, форм и методов обучения и воспитания, постоянному профессионально-личностному саморазвитию. Раскрепостить личность будущего педагога, дать возможность каждому выявить творческую сторону своей индивидуальности, разбудить личную заинтересованность в успехе дела, стимулировать потребность в творческом саморазвитии — эти направления в подготовке педагогических кадров являются сегодня главными.
Педагогическое творчество учителя является актуальной проблемой исследователей в области общей и музыкальной педагогики. По мнению М.С. Кагана, творчество индивида существует во многих областях педагогической деятельности- Педагогический процесс связан с постоянным творческим поиском, учителю необходимо сформировать свой профессиональный взгляд, личную позицию в изменяющихся процессах современного музыкального образования. Педагогу — музыканту необходимо совершенствовать свои творческие навыки, которые позволили бы ему самостоятельно подойти к решению вопросов методики музыкального образования. Творческий подход педагога-музыканта к своей работе дает возможность свободно конструировать свои схемы организации уроков музыки, вносить изменения и дополнения в учебно-воспитательный процесс, совершенствовать свое педагогическое мастерство. О. А. Апраксина считает, что профессия учителя музыки, являясь сложной и многогранной, требует наличия множества личностных качеств и как особый вид деятельности нуждается в постоянном самообразовании, основанного на поисках всего нового и прогрессивного.
По мнению А.К. Марковой, творчество педагога — это процесс поиска и нахождения нового, открытие вариантных нестандартных способов решения педагогических задач, новаторство, создание новых педагогических приемов, целостных подходов к решению учебно-воспитательных задач.
Развитие потребности к новому, изучению передового опыта, практическому осмыслению результатов собственной деятельности, широкому взгляду на перспективные задачи музыкального воспитания — главное качество, определяющее творческую, целеустремленную личность. Характеризуя творческий характер работы учителя музыки, Г-Л- Арчажни-кова подчеркивает, что он во многом обусловлен спецификой его деятельности, которая носит публичный характер и требует умения управлять своими чувствами и настроениями. Рассматривая педагогическое творчество с точки зрения музыкальной педагогики, она рекомендует в подготовке будущего специалиста развивать такие творческие качества личности, как профессиональная компетентность, эрудиция, чувство нового, воображение, воля, педагогическая наблюдательность, педагогический такт и др.
Современный урок музыки как урок искусства должен быть целостным, объединяющим все необходимые элементы в единое понятие «музыкальное искусство». Реализовать на уроках музыки важнейшие задачи музыкального воспитания — формирование высоких музыкально-эстетических и художественных вкусов, развитие творческих способностей -немыслимо без совершенствования творческих навыков педагога-музыканта, готовности к постоянному самообразованию, повышению педагогического мастерства. Педагогическое творчество необходимо связывать с построением музыкальной драматургии урока музыки, выдвинутой Д.Б. Кабалевским в программе по музыке, как один из ведущих методов обучения. Музыкальная драматургия включает такие аспекты творчества, как педагогический замысел, эмоциональный строй, логика изложения и т. д. Творческая деятельность учителя предполагает и педагогическую импровизацию, которая обуславливается его способностью быстро и правильно оценивать ситуацию и поведение учащихся и оперативно находить решение. И в этом огромную роль играет общая культура учителя, его психолого-педагогическая грамотность и научная эрудиция.
Сама природа музыкального искусства открывает особенно большие возможности дня творчества учителя музыки. Ведь она проявляется не только в сознании, но и в интерпретации музыкальных произведений на основе постижения композиторского замысла, идеи, художественного образа и смысла произведения. Решающую роль в этом процессе играют музыкально-слуховые представления, интеллект музыканта, его музьшальный опыт, владение средствами художественной выразительности. Д.Б. Кабалевский отмечал необходимость творческого отношения педагога — музыканта к педагогической деятельности, которое проявляется в его умении адаптироваться к любым ситуациям своей деятельности, комбинировать методические знания, навыки и умения, сочетая традиционные и новаторские методы обучения.
Творчество учителя музыки, его педагогическое мастерство закладывается с первых самостоятельных шагов работы в школе.
Творческое овладение своей профессией требует критического осознания имеющегося опыта, развития задатков и способностей педагога, исследователя, новатора. Педагог — музыкант должен обладать высокими эстетическими идеалами, аргументировать педагогические факты и явления в работе со специальной музыкальной литературой, анализировать и критически оценивать свою деятельность. С точки зрения Л.А. Баренбойма, будущий учитель музыки, не приученный еще в вузе к методическим поискам, экспериментам, самостоятельному мышлению и самостоятельным действиям, к непрерывности своего образования, неизбежно превратится в догматика. Важно, чтобы еще в вузе студент осознал значимость своей будущей профессии, которая требует постоянного совершеенствования своих знаний, творческого поиска, развития музыкальных способностей.