Когда однажды Марка Твена спросили, не пугают ли его хироманты, предсказывающие несчастья, писатель ответил, что он за себя спокоен, его жизнь застрахована, и страховые компании не дадут ему… умереть. Это, конечно, шутка великого человека. Однако, обращаясь к реалиям, нужно сказать, что на финансовом рынке системе гражданско-правовых отношений по защите имущественных интересов юридических и физических лиц, их жизни и здоровья, денежных накоплений отводится не просто значительная роль, а сугубо стратегическая. Нелинейный подход к данной проблеме позволяет сформулировать следующую аксиому: без талантливого, здорового и защищенного человека не состоится стабильная и развивающаяся экономика, без сильной экономики не будет суверенного государства. И естественно то, что Казахстан с обретением самостоятельности обратился к реформированию этого важнейшего сегмента в денежно-финансовом пространстве.
Анализом становления и развития национальной системы страхования целесообразно определить ее основные этапы. Социально-экономическому развитию общества в рыночных условиях присущи многообразие и многочисленность рисков, увеличивается вероятность возможных потерь, и на первом плане, как данность государственного строительства, возникает необходимость минимизации негативов через управление рисками на разных иерархических уровнях национальной экономики. Однако, государственное страхование ограничивается управлением социальными общественными рисками, определением порядка, форм и условий регулирования отношений страхования через законодательную базу. Поэтому проблема управления рисками переходит в разряд первоочередных задач самих субъектов хозяйствования. В этой ситуации возрастает значимость страхования посредством профессиональных страховщиков. Но на начальной стадии рыночных реформ отсутствовали четкие базовые положения, определяющие процесс страхования в условиях высокой неопределенности, что привело к появлению многочисленных компаний, не имеющих опыта страховой деятельности. Для многих компаний страхование было одним из многочисленных видов деятельности. Начиная с 1994 г., их число с 22 увеличилось в 1998-м до 71. Затем в течение более пяти лет шел спад. На начало 2004 г. количество компаний остановилось на 34. Таким образом, при наличии интересов со стороны потенциальных страхователей рынок страховых услуг в Казахстане саморегулировался. И сейчас он находится в поиске современных форм организации как на республиканском, так и региональном уровнях. Это могут быть общественные объединения, социально-финансовые группы, региональные союзы и т.д.
Структурно-функциональное построение национального рынка страховых услуг непосредственно зависит от уровня развития социально-экономических отношений и состояния законодательной страховой базы, на которую ориентируются участники рыночных взаимоотношений. В зависимости от масштабов страхового рынка, его деления на отдельные подсистемы и сегменты используются различные подходы к регламентированию деятельности отдельных его участников. В странах с развитым рынком страховых услуг, как правило, существует четкое определение функций каждого из участников страховой деятельности. В законодательствах государств с менее развитой системой страхования дается укрупненная трактовка построения рынка страховых услуг и функций его основных участников. Это касается и Казахстана: в Законе «О страховой деятельности» не приводится развернутого определения структурно-функционального построения страхового рынка с четким выделением функциональных взаимосвязей между различными участниками этого рынка, а предлагается неструктурированный список юридических и физических лиц, причастных к страховой деятельности. В соответствии со ст. 10 Закона Республики Казахстан «О страховой деятельности» от 10 июля 2003 г. к участникам страхового рынка относятся:
Формы взаимодействия этих институтов должны адекватно отражать масштабы, содержание и основные функции подсистем страхового рынка: государственных органов и организаций в области страхования, страхователей и страховщиков, объектов инфраструктуры рынка страховых услуг, но этого, к сожалению, в законе нет. На наш взгляд, в страховом деле участие государства должно проявляться в таких направлениях, как развитие государственного страхования и регулирование страхового бизнеса.
В перестроечном Законе 1993 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан в связи с принятием Закона Республики Казахстан «О страховании в Республике Казахстан» оговаривалось, что ныне никакого особенного государственного страхования не существует и что во всех случаях оно должно рассматриваться в качестве разновидности предпринимательской деятельности. Опыт использования данного закона показал, что это было не лучшее решение, и в следующем варианте Закона «О страховании» от 30 октября 1995 г. (и последующих) были предусмотрены статьи, касающиеся роли государства в страховой деятельности. Так, был учрежден Государственный страховой надзор, определены его права и обязанности, уточнен порядок лицензирования, т.е. началось возрождение цивилизованного регулирования страховых отношений при сильном государственном контроле и умеренной протекционистской защите внутреннего рынка.
Участие государства проявляется в выполняемых им функциях: фискальной, экономической, гарантийной, контрольно-мониторинговой и т.д. Постепенно значение этих функций изменяется. Так, чтобы реализовать общественно-экономическое назначение, государство должно формировать бюджетный фонд, и, следовательно, ему, прежде всего, присуща фискальная функция для наполнения других функций финансовыми ресурсами. Государство, зако-нодательнб устанавливая правила взаимоотношений, в страховые отношения вмешивается опосредованно, регламентируя порядок процесса страхования. Им устанавливаются отчисления в государственный бюджет, в свои страховые фонды и резервы, т.е. государству принадлежат регулирование в проведении целенаправленной страховой политики, построении системы страхования и единое нормативно-методическое обеспечение страховой деятельности, контроль за исполнением страхового законодательства, другие функции, тесно связанные с фискальной и стимулирующие отдельные виды деятельности и достижение определенных социально-экономических целей.
В государственное страхование, думается, должно входить социальное страхование, включающее социальное обеспечение нетрудоустроенного населения, которое ныне в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие этим слоям населения, не зависят от вносимого ими вклада в результаты общественного труда, а определяются только степенью нуждаемости и нетрудоспособности данной категории людей. Страховые выплаты необходимо производить из средств, сформированных за счет сбора страховых взносов, уплачиваемых всеми работоспособными членами общества и работодателями. Государственное социальное страхование должно быть обязательным для всего населения. В целях повышения его социальной защиты в перечень обязательных видов страхования предлагается введение социального и медицинского страхования. Взносы будут осуществляться за счет части поступлений, входящих в социальный налог. Функция государства — гарантийная. Создание Фонда гарантирования страховых выплат обеспечит более высокую защиту интересов страхователей по массовым и социально значимым видам обязательного страхования. Учредителями этого фонда явятся Правительство и Национальный банк РК. Участниками — все страховые организации, осуществляющие обязательные виды страхования. Гарантийные выплаты страхователям (застрахованным) будут осуществляться Фондом в случае принудительной ликвидации страховой организации.
В отличие от государственного социального страхования, индивидуальное направлено на защиту материального благополучия отдельного человека за счет его личных взносов в страховые фонды и носит добровольный характер. Страхователь свободен и в выборе рисков, и в выборе страховой компании. Обязательность государственного социального страхования вызвана необходимостью исполнения функций: усиления страховой защиты лиц, включенных в систему социального страхования; гарантийной; экономической, состоящей из аккумулирующей программы, ориентированной на концентрацию ресурсов для финансирования социальных услуг за счет сбора страховых взносов и формирования фондов; инвестиционной — направленной на увеличение фондов страхования за счет получения дохода от вложения временно свободных денежных средств в государственные бумаги, акции предприятий, банковские ценные бумаги и другие финансовые инструменты; регулирующей — распределение страховых рисков.
В сферу государственного страхования должны включаться такие виды страхования, которыми не занимаются частные страховые фирмы. Это страхование военного риска, внешних займов и кредитов для решения крупных государственных задач, рисков, связанных с наводнениями, землетрясениями и другими критическими природно-климатическими условиями, связанными, как правило, с большими страховыми выплатами при наступлении страхового случая. Для обслуживания ненадежных рисков, на наш взгляд, целесообразно аккумулировать средства по данным видам обязательного страхования.
Кроме того, государство осуществляет регулирование частного страхового бизнеса, а также:
На государство возложены функции контроля за соблюдением требований законодательства в сфере страхования и регулирования страховой деятельности посредством лицензирования, ведения единого реестра страховых и перестраховочных организаций, регистрации страховых брокеров и других представителей инфраструктуры страхового рынка.
Многосторонняя система связей государства со страховым бизнесом является результатом объективных условий, порожденных их взаимной зависимостью, так как, во-первых, деятельность страховых компаний регулируется государственными финансовыми органами, во-вторых, страховые компании заинтересованы в упорядочении взаимоотношений в сфере страхования. Можно выделить следующие положения, на которые должны быть направлены усилия государственных органов управления и регулирования страховой деятельности. Это:
Положения, на которые должны быть направлены усилия государственных органов управления и регулирования страховой деятельности, способствуют, с одной стороны, росту финансовой устойчивости и платежеспособности страховых компаний, с другой — расширению совокупной покупательной заинтересованности участников страхового рынка. В экономической литературе даются различные понятия этого рынка. Так, Ф.П. Котлер, К.Р. Макконнел, С.Л. Брю, К.Е. Турбина, Л.Н. Клоченко и другие ассоциируют рынок с потенциальными покупателями товаров, а в страховании — с покупателями страховой защиты от различных угроз и рисков. Спрос на страховую защиту определяется, как констатируют К.Е. Турбина и Л.Н. Клоченко, исходя из определения рынка, как экономического пространства, управляемого соотношением спроса страхователей и предложения страховщиков. Исходя из определения рынка вообще, и страхового в частности, в его состав входят страховые организации и компании, партнеры, конкуренты, перестраховочные общества, страховые посредники, страхователи, сюрвейеры, актуарии, аудиторы, консультанты. Страховые продукты и услуги создаются в рамках производственной страховой деятельности, в процессе которой осуществляется предоставление страховой защиты страхователю от потенциальной опасности.
Предложение услуг осуществляется страховыми и перестраховочными компаниями, успешное функционирование которых зависит от финансового состояния страховщика, от реалистичности оценки сложившейся конъюнктуры, от характера используемых методов и инструментов, направленных на определение перспектив развития страховой компании. При определении состояния страховой организации целесообразно использовать упреждающие методы управления, оценивать альтернативы развития объекта, что позволяет, прежде всего, избегать непредвиденных ситуаций и снижать негативные последствия, т.е. проведение диагностирования ситуации, в т.ч. и нелинейными методами, становится основой разработки прогноза развития. Это позволяет выявлять симптомы затруднений, негативные явления и определять имеющиеся возможности. В этих условиях особая роль принадлежит проведению страховых маркетинговых исследований организации и управления всей страховой компанией, направленных на оказание страховых услуг в необходимом ассортименте и количестве. Целенаправленно воздействуя на запросы и потребности страхователей, страховщики стимулируют рост существующего спроса до уровня страхового предложения. Для этого могут быть использованы различные методы, способы и инструменты, в числе которых реклама, организационные мероприятия, сочетание страховых услуг и других форм страхового обслуживания, в т.ч. дифференциация тарифов.
В практике функционирования страхового бизнеса при принятии управленческого страхового решения необходимо ориентироваться в риск-ситуациях, стараться избегать неопределенных потерь, системно оценивать каждый вид страхового риска, стремиться к сохранению рациональных старых и развивать новые связи со страхователями, конкурентами и другими участниками рынка страховых услуг.