Героизация предка. Одним из основных требований патриархальных обществ, вытекающих из идеологии культа предков, является нравственный принцип о беспрекословном послушании младшими старших, старых по возрасту людей, которые пользовались традиционным авторитетом благодаря личным качествам. В кочевом обществе носителями древних традиций и обрядов являлись прежде всего старики — кария, аксакалы, абызы. Ч. В. Валиханов отмечал, что они сохраняют в памяти исторические предания и легенды, передаваемые наследственными сказителями от отцов к потомкам. Воздействие, оказываемое старцами на сознание соплеменников, было огромно. Знание исторических преданий и большой жизненный опыт явились основой того, что их признавали знатоками народных обычаев, в том числе религиозных обрядов. Идеология патриархальной жизни должным образом идеализировала деятельность предков, направленную прежде всего на защиту рода и племени от посягательств. Разумеется, старец это делал не с помощью оружия. Героизация предка проходит эстетизацию в фольклоре и мифологии, где совершается процесс соотнесения мотивов и сюжетов о выдающихся предках с нравственными и эстетическими идеалами общества. Это явление общераспространенное. Все герои и титаны классической мифологии, по сути дела, героизированные предки, чьи поступки обожествлены в народном сознании, а затем получили наднациональное значение.
В связи с развитием идеологии и усложнением общественного сознания бывшие племенные предки постепенно становились объектами почитания и стали наделяться священным ореолом. Здесь интересно привести некоторую сравнительную аналогию. Старцы, которым античные авторы приписывают сверхъестественные свойства, имелись и среди кочевников. Таковы например, мудрецы, врачи, а возможно и шаманы Анахарсис, Абарис, Токсарис и др. Об одном из них древний автор пишет следующее: “Абарис из гипербореев принадлежал тоже к числу теологов, а также, путешествуя по разным странам, писал пророчества, которые сохранились доныне: он так же предсказывал землетрясения, моровые болезни и т. п. небесные явления. Говорят, что он, прибыв в Лакедемон, посоветовал лакедемонцам принести богам предотвращающие жертвы, и с тех пор потом в Лакедемоне не было моровой болезни». Если отбросить мистические наслоения, то перед нами вырисовывается образ Абари-са — древнего мудреца, передового человека своей эпохи, идущего в ногу с виднейшими звездами греческой культуры. Античные авторы признают, что нередко мудрецы кочевого мира являлись наставниками знаменитых представителей науки того времени. “Пифагор… между прочим слушал гиперборея Абари-са”, — сообщает анонимный комментатор Платона. Эхо о мудрецах и героях из среды кочевых народов долго витает над Европой. Один из идеологов раннего христианства Матерн (IV в.), опираясь на более ранние сведения, передает об Абарисе следующее: “…у Абариса было прозвище “воздушный ходок”, потому что говорят, будто он, восседая на подаренной ему стреле Аполлона Гиперборейского, переправлялся через реки, моря и непроходимые места, как бы путешествуя по воздуху. Конечно, нельзя односторонне утверждать, что философ и математик своего времени Пифагор Самосский (VI в. до н. э.), чье учение оказало плодотворное влияние на последующее развитие научно-теоретической мысли, учился у легендарното Абариса. Но тут важна не столько доподлинность самого факта, сколько его подоснова. Даже при полном игнорировании сообщений древнегреческих авторов, как легендарных и мифических, они не перестают свидетельствовать о наличии культурных контактов между греками и кочевым населением степей Евразии.
Приведенные факты являются слабым отражением наиболее ранних взаимоотношений между древней Грецией и Евразийской степью, когда, согласно фрагментарным свидетельствам греческих писателей, скифам не были чужды достижения греческой науки того времени. Ярким примером этому служат передовые люди из Скифии, как Анахарсис, Абарис, Токсарис сын Давкета, маг Зарат и др.
Однако подлинное лицо этих мудрецов завуалировано мифологическими наслоениями и наделено разными магическими атрибутами. От этих наслоений не были свободны и имена некоторых ученых Древней Греции, например, древнегреческий философматериалист, врач и политический деятель Эмпедокл (около 490-430 г. до н. э.) имел прозвище “отвратитель ветров”, Эпименид считался “очистителем” и т. п., а Аристея Геродот обвиняет в колдовстве. Эти особые качества высоко котировались на земле древней Эллады. Известны случай, когда греки признавали некоторых из них героями Эллады и поклонялись их могилам. Поэтому греческие авторы пишут о них с большой теплотой и симпатией, что находим у более поздних писателей, которые в своих сочинениях опирались на наследие античности. О скифских мудрецах они рассказывают, что “Анахарсис не первый прибыл из Скифии в Афины, руководимый желанием познакомиться с эллинской образованностью; раньше его прибыл Токсарис (скифский легендарный мудрец и врач, прибывший, как и Анахарсис, в эпоху Солона1 в Афины) муж мудрый, отличавшийся любовью к прекрасному и стремлением к благороднейшим знаниям, но происходивший … из толпы простых скифов, каковы у них, так называемые, “восьминогие”, т. е. владельцы пары быков и одной повозки. Этот Токсарис даже не возвращался в Скифию, а умер в Афинах и немного спустя был признан героем, афиняне приносят ему жертву, как иноземному Врачу”. Как видно, отдельные представители скифов почитались не только на своей Родине, но и за ее пределами.