6 февраля текущего года Нурсултан Назарбаев выступил с очередным посланием к народу Казахстана. Как известно, эту практику Президент начал около десяти лет назад: 10 октября 1997 года он выступил с первым подобным концептуально-стратегическим документом. В нем Назарбаев провозгласил запуск программы «Казахстан — 2030, Процветание, безопасность и улучшение — благосостояния всех казахстанцев». В том выступлении Президент проанализировал ситуацию, сложившуюся в Республике с момента обретения независимости и предложил разработать долгосрочную стратегию развития с целью вхождения Казахстана к 2030 году в «Топ 50» наиболее привлекательных государств мира. Изначально предполагалось, что в своих последующих посланиях Президент будет подводить ежегодные итоги, учитывать недостатки и обозначать основные направления дальнейшего развития страны. При этом нельзя сказать, что послания четко приурочены к какой-то дате, например, к окончанию прошедшего или началу нового года. Скорее, Президент выступает, когда наступает некий содержательный момент в общественно — политической жизни страны, т.е. формируется наиболее полная и подробная «повестка дня». Собственно, это отражается в названии каждого послания, которое является также и «жизненным принципом» или девизом, под которым в следующем году в Казахстане будет проводиться политика. В этом году выступление Назарбаева пришлось на начало февраля, что ознаменовало завершение достаточно серьезного цикла в политико — экономической жизни страны. Текущее выступление было озаглавлено как «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики». Структурно, Президент обозначил следующие основные приоритеты государственной политики:
— инвестиции и их эффективное управление в топливно — энергетической сфере и развитие инфраструктуры;
— макроэкономическая политика государства;
— общие вопросы и административная реформа;
— социальная политика и развитие регионов;
— мировая политика.
По традиции в каждом послании Президент по возможности подробно указывает, что именно следует предпринять в той или иной сфере государственного управления и эти указания имеют характер практического руководства для Правительства.
Касаясь темы топливно — энергетического комплекса, Президент обозначил его кратко и среднесрочные перспективы. Основная мысль здесь такова: Казахстан должен «активизировать внутренние инвестиционные ресурсы с растущей ролью государственных холдингов, институтов развития, социально-предпринимательских корпораций». Первый и, в обозримой перспективе, главный сектор деятельности здесь — это добыча углеводородов. В этой связи следует увеличить роль государства в развитии ресурс добывающей промышленности и закреплении Казахстана «в качестве влиятельного и ответственного участника международных нефтяных и энергетических рынков». Представленные шаги должны внести стабильность в развитие не только экономической, но и политической обстановки в стране. Следует отметить, что эта установка уже реализуется на практике. В частности, наиболее значительное событие середины января этого года — увеличение доли энергетической госкомпании «КазМұнайГаз» в реализации крупнейшего месторождения северного Каспия — «Кашаган». Напомним, что до недавнего времени это перспективное месторождение управлялось иностранным консорциумом, тогда как казахстанская госкомпания играла лишь второстепенную роль. Конфликт между Казахстаном и консорциумом разгорелся летом прошлого года. Поводом стало перенесение оператором месторождения сроков начала эксплуатации. Противостояние закончилось 14 января этого года подписанием соглашения о перераспределении долей компаний, таким образом, что участие «КазМұнайГаз» сравнялось с крупными западными игроками, такими как Eni, Total, ExxonMobil и Shell Кстати, официально конфликт имел все юридические основания (не соблюдение иностранной компанией — участником временных рамок и почти трехкратное увеличение затрат на реализацию проекта), однако эксперты подчеркивали жесткую позицию Астаны по повышению экономического суверенитета Казахстана. В этой связи можно указать и на увеличение казахстанской доли в месторождении «Кум — коль» и угольного разреза «Богатырь», упомянутые в выступлении Назарбаева.
Далее, Президент подчеркнул, что для страны все эти действия важны с точки зрения «обеспечения выхода на международный рынок с готовой продукцией, с высокой долей добавленной стоимости». Собственно, это означает, что в недалеком будущем казахстанская экономика должна перейти от ресурсной или сырьевой модели к производящей. Об этом свидетельствует настойчивое желание казахстанской стороны участвовать в реализации широкого спектра ресурс перерабатывающих проектов. Например, 18 января текущего года казахстанские сенаторы ратифицировали казахстанско — российское соглашение о создании совместного предприятия на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода. Предполагается, что Оренбургский ГПЗ будет использовать месторождение «Карачаганак» и месторождения Оренбургской области России. «В ближайшее время начнется строительство первого интегрированного газохимического комплекса в г. Атырау, в следующем году — газоперерабатывающего завода на базе месторождения Карачаганак, нового алюминиевого завода в Костанайской области». В этом же русле лежит указание Назарбаева суперхолдингу «Самрук» и местным СПК о необходимости принять «конкретные меры по эффективному развитию и повышению конкурентоспособности горно — металлургической отрасли». При этом следует «взять на себя права недропользования разведанными месторождениями черных и цветных металлов, включая редкоземельные». Далее, в середине декабря прошлого года в Астане состоялось очередное заседание Межправительственной комиссии ТРАСЕКА (Транспортный коридор Европа — Кавказ — Азия). Реализация проекта представляет собой южную альтернативу российскому «Транссибу», становясь, таким образом, его экономическим конкурентом. На заседании было принято несколько важных институциональных решений, в т.ч. в 2008 году лидерство в организации было передано Астане. Можно считать, что продолжением ТРАСЕКА станет проект «Западная Европа — Западный Китай», технико — экономическое обоснование которого в настоящее время разрабатывает Министерство транспорта и коммуникаций Казахстана. «Западная Европа — Западный Китай» совместно с ТРАСЕКА позволит существенно сократить путь грузоперевозок из Европы в Азию, которые, в основном, до сих пор осуществляются водным транспортом через Суэцкий канал и Малаккский пролив. Поэтому, касаясь развития железнодорожной и автомобильной инфраструктуры, Президент Назарбаев не мог не упомянуть столь выгодный для Казахстана проект: «Мы должны начать практическую реализацию самого крупного в Казахстане транспортного проекта — трансконтинентального коридора «Западная Европа — Западный Китай», который пройдет через южные области и через Кызылорду и Актобе выйдет на Россию, создаст рабочие места, оживит экономику регионов». Финансовая система — не успокаиваться на достигнутом Несмотря на общеизвестные успехи Казахстана в развитии финансовой системы, в послании отмечается необходимость ее дальнейшего реформирования: укрепления банковской системы, развития рынка ценных бумаг, совершенствования законодательства, разработки управленческих программ в сфере финансов, реформирования налоговой системы и т.д. В частности, в конце прошлого года Минфин не смог в должной мере справиться с инфляцией, что привело к отставке Министра финансов. Инфляция вылилась в предновогодний рост цен, который Премьер — министр Карим Масимов пытался остановить административными методами, жестко заявив, что Правительство «не должно допустить повышение цен на Новый год». Учитывая эти недочеты, в послании было прямо сказано, что: «Надо усилить борьбу с инфляцией… Требуется принятие продуманных и адекватных действий со стороны Правительства». И далее: «У Правительства и Национального банка должен быть оперативный план стабилизационных действий». Однако одним из главных условий борьбы с кризисом все же не должно стать сокращение государственных расходов, кроме как социальных нужд. Президент отметил и необходимость совершенствования работы в сфере финансового надзора, где специально созданное по его инициативе Агентство финансового надзора «должно более внимательно отслеживать ситуацию в каждом банке и в случае необходимости принимать превентивные и действенные меры». Но, разумеется, помимо критики, Президент Назарбаев не мог не сказать и о достигнутых успехах. «Приход иностранного капитала, — как сказано далее, — мы рассматриваем, как вотум доверия Казахстану, источник необходимой финансовой поддержки и лучшей международной практики банковских услуг». Действительно, в ноябре прошлого года итальянский банк Unicredit приобрел 91,8% казахстанского АТФ — банка. Также известно, что в настоящее время международный банк Raiffeisen ведет переговоры с несколькими банками в Казахстане о возможной покупке пакета акций.