Город Балхаш является крупнейшим населенным пунктом и культурным центром, а также организующим центром Балхашского промышленного узла. Город расположен на слабовсхолмленном невысоком берегу одноименного озера, у бухты Бертыс, поблизости от медеплавильного завода. Он состоит из нескольких разбросанных на расстоянии 3 — 7 км друг от друга отдельных поселков. Первые из них возникли на берегу залива, куда первоначально для строительства завода и города подвозились по озеру строительные материалы. В настоящее время на берегу бухты Бертыс находятся поселки Набережный, Техснаба, пристань Бертыс и др., на берегу залива Сары — Чаганак — поселок Рыб-треста. Несколько далее от берега и севернее первых поселков возникли небольшие поселки — Рабочий, Центральный, Северный и др. С приложением Карагандинской железной дороги в 3 км к северу от городз была построена станция Бертыс. В 1938 году по генеральному плану строительства города Балхаша был заложен Новый город, превратившийся теперь в его основную, центральную, часть. Позже возник поселок Аэропорта, а к востоку от Нового города вырос Больничный городок. Новый город является наиболее благоустроенной частью города Балхаша. Он построен на самом берегу озера. Город застроен красивыми многоэтажными кварталами, в нем заасфальтированы улицы, разбиты скверы, заложено шесть парков общей площадью около 13 гектаров. В крупных красивых двух — и пятиэтажных кирпичных зданиях находятся городские, учебные, лечебные, культурно-просветительные учреждения, в том числе около 30 школ, Дом пионеров. Жилищные комбинаты теплофицированы, имеют водопровод, канализацию. В 1952 году был сдан в эксплуатацию Дворец культуры металлургов — самое большое и красивое здание города, со зрительным залом на 850 мест, кинозалом на 400 мест и лекционным залом.
С северо-востока и запада город опоясывают ветрозащитные полосы лесонасаждений. Много усилий приложили жители города для того, чтобы под строительные площадки выравнять поверхность, всхолмленную выходами коренных пород, и создать почву для озеленения города. Каменный грунт был взорван и на его место нанесен слой песка глубиной до 1 — 1,5 м и большое количество удобрений. По трубам для полива цветников и древесных насаждений была подведена вода из озера Балхаша, подаваемая в город мощными насосами. В настоящее время город хорошо озеленен карагачом, вязом, лохом и другими засухоустойчивыми декоративными древесными насаждениями. Город продолжает расти. В ближайшее время трудящиеся города меди получат новые клубы, школы, жилые комбинаты, универмаги, гостиницу, дом городского Совета и др. Намечено строительство набережной с пляжем и водной станцией, увеличение площади озеленения до 400 гектаров, а также превращение дорог между поселками (в частности между городом и заводом) в зеленые бульвары. Только под скверами и бульварами будет занято до 70 гектаров площади. В скором будущем на берегу озера будет создан Центральный парк культуры и отдыха. Город будет охвачен кольцом зеленых насаждений. Озеленение даст возможность не только украсить город, но и в известной степени оградить его от знойных ветров, несущих пыль и песок из пустыни, летом и от снежных заносов зимой. Наиболее значительным поселком из остальных населенных пунктов, входящих в городскую черту Балхаша, является железнодорожная станция Бергыс.
Станция Берты с расположена в 3 км к северу от Нового города. Она является конечной станцией железнодорожной линии Караганда — Балхаш. Это — типичный железнодорожный поселок, застроенный стандартными одно- и двухэтажными деревянными домами, с вокзалом и служебными помещениями. Станция с городом связана регулярным автобусным сообщением. Почти все остальные поселки, расположенные на территории промышленного узла, состоят из небольших деревянных домов, бараков и индивидуальных построек, в которых в начале строительства размещались первые рабочие, прибывавшие на строительство города. Со строительством жилого фонда в Новом городе рабочие из бараков расселяются в благоустроенные квартиры. С дальнейшим строительством города мелкие поселки будут сливаться друг с другом, а некоторые из них— сноситься.
К северу от города Балхаша в пределах Балхашского промышленного узла находятся поселки Коунрад Второй и Коунрад Первый. Эти поселки образовались при одноименном руднике, поставляющем медную руду Балхашскому медеплавильному заводу. Коунрад Второй расположен в 18 км от города Балхаша. Он застроен двух-, трехквартирными кирпичными или деревянными домами, в которых разместились рабочие и служащие рудников. В поселке имеются большой клуб, школы, ремесленное училище, библиотеки, детсад, амбулатория, почта, телеграф, телефон, сберкасса и другие учреждения. Отсутствие воды поверхностного стока в Коунраде в первое время являлось препятствием для благоустройства поселка, так как вода доставлялась из озера Балхаша в бочках на подводах. С проведением водопровода поселок стал быстро озеленяться, благоустраиваться. В поселке имеется парк культуры.
В 1938 году Коунрад был переведен в разряд рабочих поселков. К этому времени в нем насчитывалось около 6 тысяч жителей.
В 2-х километрах к северо-востоку от Коунрада Второго и в полукилометре от рудника у подножья медной горы Коунрад, приютился небольшой поселок служебного назначения — Коунрад Первый, где находится Управление рудниками. В этом поселке мало постоянно проживающего населения, в основном здесь находятся смены рабочих меднорудных карьеров и электрифицированной железной дорога, транспортирующей из Коунрадского карьера руду на завод.
Коунрадский меднорудный карьер по своим размерам является крупнейшим в мире. Огромный, более километра в радиусе, котлован, расположенный амфитеатром, врезался в гору. Концентрическими кругами гигантской лестницы, с уступами в 10—15 м, он уходит вниз, как бы «вгрызаясь» все глубже и глубже в рудное тело горы. Карьер имеет мощную технику, заменяющую труд тысяч рабочих. В нем почти не видно людей, лишь буровые машины без отдыха «долбят» фунт, подготовляя его для взрывов, да мощные экскаваторы каждые 7—10 минут загружают рудой стотонные самоопрокидывающиеся гондолы. Время от времени оглушительные взрывы разносятся по окрестностям Балхаша, поднимая на воздух взрыхленную породу и пыль. Беспрерывный шум экскаваторов, буровых машин, гудки электровозов и т. п. свидетельствуют о напряженной производственной работе, кипящей день и ночь в этом гигантском котловане.
Моинты- станция на Карагандинской железной дороге в юго-западной части района, в 137 км к западу от города Балхаша.
Станция Моинты возникла в 1938 году, во время строительства железнодорожной линии Караганда — Балхаш, и вошла в административное обслуживание города Балхаша.
Расположение станции на самом юго-западном выступе линии железной дороги предопределило выбор ее в качестве узловой станции при строительстве железной дороги Моинты — Чу, соединяющей Карагандинскую железную дорогу с Туркестано-Сибирской.
Через Моинты теперь идут транзитом товары с продукцией из Сибири и Средней Азии, а также из Северного и Южного Казахстана, которые могут быть использованы в дальнейшем в развитии хозяйства станции Моинты. Балхашский промышленный узел, как и Джезказганский, имеет огромное значение в освоении малозаселенной южной части территории Карагандинской области и особенно в освоении богатств недр Северного Прибалхашья и Бетпак-Далы.
Вне Балхашского промышленного узла, на территории Юго-Восточного района, находятся в основном сельские населенные пункты. В годы пятилеток при разработках месторождений полезных ископаемых выросли рабочие поселки, появились дома отдыха, пионерские лагеря и другие поселения. Наиболее значительными из них являются поселки, выросшие у разработок полезных ископаемых, — Акчатау, Гулыпад, Кзыл-Эспе, у Киик-ских известняковых карьеров, а также административные центры Чет-ского и Коунрадского районов — поселки Аксу-Аюлы и Актогай.
Акчатау является одним из самых крупных и наиболее значительных рабочих поселков в Карагандинской области. Он расположен в средней восточной части Четского административного района, в 150 км к северо-западу от города Балхаша, среди мелкосопочника. В 1944 году он был отнесен к категории рабочих поселков. Акчатау состоит из нескольких поселков, образовавшихся при рудниках. Здесь, кроме рудников, имеются обогатительная фабрика, ряд подсобных предприятий, обслуживающих горные разработки, коммунальные предприятия, а также общественные и культурно-просветительные учреждения.
Поселок застроен в основном крупными кирпичными зданиями, электрифицирован. Водой снабжается от водопровода из реки Джамчи, расположенной в 35 км восточнее. В поселке имеются средняя школа, клуб, кино, библиотека, несколько магазинов, столовые, медпункты, почтово-телеграфное отделение и радиоузел, С быстрым ростом промышленности и возникновением вокруг поселка новых населенных пунктов Акчатау превращается в значительный промышленный очаг Карагандинской области. Выросший среди мелкосопочника в глубине пустынной местности, он стал базой для освоения новых периферийных месторождений полезных ископаемых, расположенных в радиусе до 300 км вокруг Акчатау.
От рабочего поселка Акчатау на запад проложен автотракт протяженностью в 150 км, связывающий поселок через станцию Агадырь с Карагандинской железной дорогой.
А к т о г а й — административный центр Коунрадского района. Поселок возник в 1926 году на месте небольшого аула в результате оседания на земли казахов-кочевников. Расположен в северной, наиболее заселенной части района, в долине реки Токрау, в 220 км к северу от города Балхаша и в 230 км к юго-востоку от областного центра — города Караганды.
Поселок находится на правом берегу реки Токрау, у западного подножья гор Кызыл-Рай, на высоте около 900 м н. у. м. Он расположен в живописном месте, имеющем наиболее увлажненный и менее континентальный климат по сравнению с другими местами района. В ближайшем окружении поселка, особенно в долине реки, имеются сравнительно плодородные почвы, освоенные под пашни, и разнообразная, в том числе и древесная, растительность (лох, ива, осина, береза, жимолость, смородина, шиповник и др.). За последнее время поселок быстро растет, благоустраивается, озеленяется. В нем издается районная газета «Кызыл-Ту» («Красное знамя») на казахском языке.
Сетью грунтовых дорог Актогай связан с поселками, расположенными в долине реки Токрау, и дорогой, проходящей через поселок Сауле,— с трактом Балхаш — Караганда. На юг отходит дорога к старому тракту Каркаралинск — Балхаш. Аксу-Аюлы — административный центр Четского района. Находится в 160 км к юго-востоку от Караганды ив 100 км к востоку от ближайшей станции Жарык Карагандинской железной дороги. Поселок расположен среди мелкосопочника на высоте более 700 м н. у. м., на левом берегу реки Чурубай-Нуры (приток Нуры). По долинам реки и ее притоков развито земледелие. Поселок вытянулся вдоль левого берега реки и состоит преимущественно из каменных, деревянных и саманных общественных зданий и жилых домов. Поселок озеленен. Через Аксу-Аюлы проходит автотракт Караганда — Балхаш, которым поселок связан с областным центром и с населенными пунктами, расположенными по долине реки Чурубай-Нуры (Энбекши, Орджоникидзе, Кошкарбай и др.). В поселке намечено строительство крупных зданий — Дома Советов, Дома связи, гостиницы, магазинов, амбулатории и больницы, интерната, столовой, а также пожарного депо и стадиона.