Одним из наиболее известных средневековых городов на, Средней Сырдарье является Сауран. Его остатки, сохранившие прежнее название, находятся в 35 км северо-восточнее г. Туркестана. Первые упоминания о городе относятся к X в. Известный арабский географ X в. Макдиси характеризовал его так: «Сауран (Савран, Сабран) — большой город, окруженный семью стенами одна за другой, а в нем есть рабад, соборная мечеть находится во внутреннем городе. Он — пограничная крепость против гузов и кипчаков». Впоследствии о нем упоминают Ибн ал-Асир и Якут как о крупном культурном и торгово-ре-месленном центре на юге Казахстана. В середине XIII в. Сауран под названием «Савран» указан в маршрутнике армянского посла Гету-ма — в одном ряду вместе с Сыгнаком (Сгнахом), Харчуком (Карачу-ком) и Асоном (Яссы).
При джучидах в первой половине XIV в. Сауран был даже столичным центром Ак-Орды. В городе похоронен умерший в 1320 г. правитель Ак-Орды Сасы-Бука. Его сын Эрзен строил в Сауране и других городах медресе, ханаки, мечети. Роль столичного центра Сауран сохранял и в последующее время. В 80-е гг. XV в, городом управлял Иренчи-султан, сын одного из первых казахских ханов — Джаныбека. Сауран XVI в. обстоятельно описан Рузбиханом, который называет его «…необыкновенно приятным городом. Построен он в открытой, ровной степи. Он чрезвычайно веселый, светлый, с мягким бодрящим воздухом, который придаст разуму радости и силу… по всей округе растут и виднеются разного рода красивые деревья. Самый город окружен высокой стеной…, а вокруг него ров». Денные сведения о городе содержатся в мемуарах поэта и писателя Васифи, жившего здесь в 1514—1515 гг. Он сообщает об одной из ной степи. Он чрезвычайно веселый, светлый, с мягким бодрящим воздухом, который придаст разуму радости и силу… по всей округе растут и виднеются разного рода красивые деревья. Самый город окружен высокой стеной…, а вокруг него ров».
Данные сведения о городе содержатся в мемуарах поэта и писателя Васифи, жившего здесь в 1514—1515 гг. Он сообщает об одной из наиболее примечательных городских построек — медресе с двумя качающимися минаретами: «На плечах его айвана поставлены два высоких минарета, необычайной высоты и крайнего благородства. У «сгульдаста» тех минаретов прикреплены цепи, а под куполами (кубба) каждого минарета пристроено бревно (чуб) так, что кто-либо с силой приводит бревно в движение, цепь колеблется, и тому, кто находится на противоположном минарете, представляется, что минарет рухнет, а это одно из чудес мира».
Васифи описывает и необычайное для Казахстана водоснабжение города при помощи кяризов — подземных галерей, через которые выводятся наружу подземные воды. «Подобных им, — замечает Васифи, — не видели люди, объехавшие весь мир на суше и на море». На строительстве системы водоснабжения работали 200 индийских рабов. Исток кяризов находился на расстоянии фарсаха от Саурана: над ним была построена крепость, а внутри крепости — прорыт колодец глубиной 200 гязов (причем 50 гязов было от поверхности земли до воды, 150 гязов составлял столб воды в колодце); воду поднимали посредством чигиря, который приводился в движение быком. У истоков кяризов находилось водохранилище. На участке земли, орошаемой водой одного из кяризов, был устроен чарбаг — поместье с садами, виноградинками и хозяйственными постройками.
Сауран был для своего времени мощной крепостью. Поэтому о городских укреплениях считают своим долгом упомянуть современники. Так, Хафиз Таныш сообщает, что, благодаря оборонительным сооруженниям, обеспеченности водой и продовольствием, оружием, город мог выдержать осаду в течение нескольких месяцев. В системе укреплений Саурана им и названы крепостные стены с башнями, входами и выходами, крепостной вал (баре), ров (хандак). «Крепость Сауран является сильно укрепленной твердыней, такой сильной и мощной крепостью, что рука вращения судьбы никогда не достигала подножия ее вала». При осаде города войсками Абдаллах-хана в 1598 г. из Бухары бывыдержать осаду в течение нескольких месяцев. В системе укреплений Саурана им и названы крепостные стены с башнями, входами и выходами, крепостной вал (баре), ров (хандак). «Крепость Сауран является сильно укрепленной твердыней, такой сильной и мощной крепостью, что рука вращения судьбы никогда не достигала подножия ее вала». При осаде города войсками Абдаллах-хана в 1598 г. из Бухары были доставлены осадные камнеметные машины. С их помощью в городе разрушались жилища и срубы колодцев. Под стены крепости были сделаны подкопы, из рва выпущена вода, но крепость оборонялась еще долго. Жизнь в Сауране продолжалась вплоть до середины XVIII в., в это время город превратился в «мелкое местечко около Туркестана». Археологическое изучение городища Саурана началось более 100 лет назад. О нем упоминается в сочинениях П. И. Лерха, в путевых заметках. П. И, Пашико, в отчетах А, И. Федченко. Все они пишут о хорошей сохранности городища, его стен, развалин медресе.
Первые археологические исследования городища проведены в конце 40-х гг. нашего столетия Южно-Казахстанской археологической экспедицией, возглавляемой А. Н. Бернштамом. Ею снят визуальный план памятника и на основании полученного материала предложена датировка.
Одним из дискуссионных вопросов истории города стала его локализация. Если местонахождение Саурана XIII—XVIII вв. не вызывает сомнений и ему соответствует городище Сауран, то локализация домонгольского города точно не устанавливалась. Дело в том, что на городище Сауран нет слоев с материалами ранее XIII в., т. е. это городище возникло в XIII в. и существовало до XVIII в. Е.И.Агеева и Г.И.Па-цевич предлагали искать его на левом берегу Сырдарьи 85. И лишь тщательное обследование района городища Сауран археологической экспедицией Свода памятников Института истории, археологии и этнографии АН КазССР позволило убедительно ответить на поставленный вопрос.
Рядом с Саураном, в 3 км восточнее, находится городище Каратобе. Исследователи датировали его первыми вв, — VI в. н. э. Новые исследования, однако, позволили пересмотреть время жизни Каратобе и отнести его к первым вв.—XII в. н. э. На городище собрана богатая коллекция обломков поливных чаш с характерной для XI—XII вв. прозрачной поливой поверх белого ангоба и росписью зелеными, красными и коричневыми красками. В западной части рабада Каратобе отмечены следы керамического производства ~ остатки печей, шлаки, бракованная продукция.
Топография городища характеризуется наличием признаков, присущих городам развитого средневековья: в ней различаются цитадель, шахристан и рабад* Но наиболее веским аргументом в пользу тождества Каратобе—Сауран являются обнаруженные остатки нескольких рядов стен вокруг рабада Каратобе. Внешнее кольцо их отстоит от центральных развалин на расстоянии 1—1,5 км, затем внутри идут еще, по крайней мере, два кольца стен. Выше уже отмечалось, что письменные источники, подчеркивая характер Саурана, сообщают о его укреплениях, в частности о семи рядах стен86. Видимо, именно остатки этих стен прослеживаются в топографии городища Каратобе. Таким образом, Сауран VI—XII в. располагался на месте городища Каратобе, а Сауран XIII—XVIII вв. был перенесен на новое место и ему соответствует одноименный памятник. Исследованиями последних лет вскрыты новые факты о характере этого городища, а сопоставление археолого-топографических наблюдений со сведениями письменных источников позволяет получить более подробные представления о позднесредневековом Сауране. Дешифровка аэрофотоснимков городища, вкупе с анализом топопланов и визуальными исследованиями, дает возможность охарактеризовать развалины следующим образом.
Городище Сауран представляет собой овальную в плане площадку, окруженную стеной, оплывшие участки которой сохранились на высоту от 3 до 6 м. Вытянуто оно с северо-востока на юго-запад на 800 м и с северо-запада на юго-восток — на 550 м. Площадь городища возвышена над окружающей местностью на 2—2,5 м. Стена его возведена на стилобате высотой 2—3 м. Его наружная часть представляет собой берму (уступ на откосе). Стена сооружена из сырцового кирпича и пах-сы, в ней прослеживаются четыре круглые двухэтажные башни, выступающие за линию стены. Верхний этаж перекрывается куполом, опирающимся на тромпы, остатки которых сохранились до сих пор, В стенах башен прорезаны узкие щели бойниц.
Внутрь городища вели двое ворот. Главные ворота находятся в северо-восточной части стены и представляют собой мощное фортификационное сооружение, фланкированное двумя выступающими наружу двухэтажными башнями. Вход представляет собой двадцатиметровый коридорообразный проход, образованный выступающими отрезками стены. Вторые ворота (сохранность их плохая) устроены в юго-восточном отрезке стены городища, В восточной части в башне имелся еще один, видимо, потайной, вход в город в виде проема шириной 1,2 м, высотой 1,7 м.
У стены снаружи был выкопан ров глубиной до 1:- 3 м и шириной 15—20 м. Выброс из него наружу составил бруствер — вал высотой 1—1,5 м, шириной до 5 м. Магистральная улица, начинающаяся из северо-восточных ворот, делит территорию городища на две почти равные части по линии северо-восток — юго-запад. Не доходя 150 м до юго-западного отрезка стены, она упирается в перпендикулярную улицу, идущую в направлении о северо-запада на юго-восток. Один из ее отрезков выходит на юго-восточные ворота.
Кроме двух магистральных улиц, в топографии городища прослеживается множество мелких улочек и тупичков, составляющих сложную разветвленную уличную сеть. На расстоянии 210 м от северо-восточного въезда, слева от магистральной улицы, находятся остатки монументального сооружения из жженого кирпича. Это — бугор, покрытый кусками битого жженого кирпича и кыра. Он имеет подтреугольную в плане форму размерами 100х100 м; судя по большому количеству фрагментов глазурованных облицовок, именно на этом месте находилось медресе, о котором сообщают письменные источники.
Вокруг центральных развалин, в радиусе 1400—1600 м, находятся остатки отдельных усадеб, образующих застройку различной плотности. Каждая усадьба состоит из дома и участка, окруженного стеной. Участки были заняты бахчевыми культурами, садами, виноградниками и посевами зерновых культур. Четко выделяются остатки полей с бахчевыми культурами. Похожие садово-парковые планировки в виде прямоугольных участков с разбивкой их на квадраты, с водоемом в центре характерны для окрестностей Шахрлика и Дэв-кескена в левобережном Хорезме. Обилие же бахчей отмечено для туркменских поселений XVIII—ХIХ вв. на Жанадарье. Площади усадеб различны. Наиболее крупные из них имеют размеры 150—110, 180—90 м и занимают площадь от 1,5 до 1,8 га. Площадь средней усадьбы приближается к 1 га, мелких-менее 0,5 га. Преобладают средние усадьбы. Всего, по предварительным подсчетам, сделанным на основании дешифровки аэрофотоснимков сельскохозяйственной округи Саурана, зафиксировано около 350 усадеб.
Подъемный материал (керамика, монеты) позволяет определить время существования усадеб в окрестностях Саурана XIII—XIV и XV— XVIII веками. Как уже отмечалось, водоснабжение города и орошение пригородных садов осуществлялось при помощи кяризов. Остатки кяризов вначале, были замечены при визуальном осмотре городища с самолета, а затем отмечены на аэрофотоснимках. На снимках кяризы выглядели цепочками кружком (вентиляционных колодцев), концы которых находились на северной окраине пригорода Саурана, занятого, усадебной застройкой, и в районе городища Мыртобе. Диаметры колодцев равны 5 м, расстояние между ними — 12—15 м. Следы колодцев на местности сохранились плохо, их можно определить по кольцевым выбросам гальки и глины, образовавшимся при их пробивке и чистке. Согласно сведениям Васифи, кяризы были подарены городу крупнейшим представителем местного духовенства — Мир-арабом. Над истоком кяриза была построена крепость. Скорее всего, она соответствует городищу Мыртобе, в названии которого «Мыр» («Мир>>), сохранилось имя Мир-араба. Расстояние ее от Саурана, указанное Ва-сифи в 1 фарсах, довольно точно соответствует современным 7—8 км между Саураном и Мыртобе.
Крепость Мыртобе представляет собой квадратную площадку (45X45 м), окруженную оплывшим валом высотой 3—3,5 м с башнями по углам и периметру. Датируется концом XV—XVII в. Кяриз — сложное и трудоемкое сооружение. Строительство его и очистка были сопряжены не только с каторжным трудом, но и с опасностью для жизни. Землекопов подстерегали обвалы, шахтный газ» внезапные прорывы воды, о чем, кстати, сообщает и Васифи. Он пишет о строительстве саураиских кяризов; «Случилось так, что воздух в колодце испортился и работать стало невозможно. Тогда с одной стороны колодца прокопали ход размером с небольшой арык до его глубины и пропустили через ход вроде рукава, сшитого из кожи. К голове рукава пристроили кузнечные мехи и качали воздух, а мастера-землекопы работали. Землекопы работали, подвязав себе на бедра по две тыквы, чтобы не утонуть, если бы вдруг вода забила фонтаном».
На территории Средней Азии и Казахстана кяризное орошение получило наибольшее развитие в Туркмении, где до недавнего времени действовали и до сих пор функционируют несколько кяризов, из них такие, как Исберзень (длиной 2,8 км с наибольшей глубиной колодцев 19,9 м, с дебитом воды 20,5 л/с), Хан-кяриз (длиной 2,26 км с 70 колодцами и дебитом воды 176 л/с), Дэв, Ишанидр. В Бухарском ханстве кяризы имелись в районе Нурата. В Азербайджане в недавнем прошлом их насчитывалось 812. В Иране, где кяризное орошение достигло наибольшего совершенства, существовали кяризы длиной до 50 км.
Таким образом, сравнение кяризов Саурана с аналогичными сооружениями свидетельствует о их значительной масштабности и значимости для города. Городище Сауран с его высокими, до сих пор частично уцелевшими стенами, развалинами жилых кварталов и общественных построек, с его уникальными кяризами, остатками пригородной застройки и древними полями представляет один из наиболее ценных археологических и архитектурных памятников Казахстана. Это — своеобразный музей трудовой и культурной жизни предков народов Казахстана и Средней Азии.
Что такое гязы? Сколько это метров? Скажите, пожалуйста, очень надо!