Актуальность государственно-конфессиональных отношений характерна не только для Казахстана, но и для других государств постсоветского пространства. Так, в Российской Федерации государственно-конфессиональные отношения сегодня находятся на весьма высоком уровне — благодаря политике диалога церкви с государственной властью. Религиозными учреждениями ведется активная работа с представителями различных ветвей и уровней власти — с .Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством России, Федеральным Собранием, Министерством юстиции, Министерством обороны, Министерством внутренних дел и другими правоохранительными ведомствами, Министерством иностранных дел, Министерством культуры, Министерством образования и науки, с большинством региональных и местных органов власти. Кроме этого, разработана концепция государственно-конфессиональных отношений в РФ на период 2007-2015 гг.
В последние годы был разрешен ряд принципиальных вопросов в области церковно-государственных отношений. Летом 2009 г. президентом России была поддержана инициатива введения в экспериментальном порядке в школах ряда регионов «Основ религиозных культур и светской этики». В Вооруженных Силах России создан институт армейских священнослужителей.
В декабре 2010 г. вступил в действие Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Этот закон восстанавливает историческую справедливость и возвращает Церкви ее достояние, утраченное после событий 1917 г. В процессе разраоотки закона при участии церковных представителей был достигнут непростой компромисс между интересами верующих и позициями различных министерств и ведомств, некоторых профессиональных сообществ. Данный закон определяет единый порядок передачи религиозным общинам имущества религиозного назначения из федеральной, региональной и муниципальной собственности.
С 2010 г получила свое развитие практика заключения соглашений о сотрудничестве между государственными ведомствами и Церковью — как на общероссийском, так и на региональном уровне. В Украинской Республике государственные органы в своих взаимоотношениях с религиозными объединениями, прежде всего, стремятся обеспечить для верующих неестественное исповедание веры, возможность поступать в согласии с нею, развивать многообразные формы религиозного свидетельства и служения.
В свою очередь, конфессии активно сотрудничают с государством по целом}» ряду направлений. Так, например, Украинская Православная Церковь установила тесные взаимоотношения с руководством государственных областных администраций. Этому во многом способствует личный авторитет Его Блаженства митрополита Киевского и всея Украины Владимира, укрепляющего взаимопонимание с местной властью. С большинством министерств и ведомств Украины Блаженнейшим митрополитом Киевским Владимиром подписаны меморандумы о сотрудничестве; в рамках этих договоренностей ведется соответствующая работа. Согласно недавнему Указу Президента Украины В. Януковича, на рассмотрение правительства внесены новые редакции двух важнейших законопроектов: «О свободе совести и религиозных организациях» и «О возвращении культовых зданий религиозным организациям» [9].
В Республике Беларусь Закон «О свободе совести и религиозных организациях» (2002 г.) четко формулирует, что Православная Церковь играет определяющую роль в развитии духовных, государственных и культурных традиций белорусского народа [10]. Важнейшим вкладом в развитие церковно-гоеударственного диалога можно считать официальные соглашения между различными государственными ведомствами и Белорусской Православной Церковью. Общее рамочное соглашение государства с Белорусской Православной Церковью, а вслед за ним — 12 соглашений с различными ведомствами -от министерства обороны до министерства спорта и туризма — свидетельствуют о понимании государством тех возможностей, которые дает гражданину вера, соединенная с активной гражданской позицией.
На данный момент имеются республиканские и региональные программы сотрудничества между государством и Церковью. Министерством образования утвержден факультативный курс «Культура и религия». Проводится реализация экспериментального проекта по разработке внеучебных курсов и факультативов, нацеленных на духовно-нравственное воспитание в духе православных традиций.
В Республике Молдова, после последних парламентских выборов, у нового государственного руководства налаживается обнадеживающий диалог с религиозными конфессиями. В свою очередь, религиозные объединения желают иметь добрые отношения со всеми политическими кругами, стремясь к объединению их усилий в служении народу Молдовы — самобытного государства с мощными православными традициями. В 2010 г. в Молдове широко обсуждалась инициатива введения «Основ Православия» как обязательной школьной дисциплины. Несмотря на все предпринятые попытки, со стороны правительства не было получено положительного ответа на эту инициативу. В качестве компромиссного варианта 30 июня 2010 г. парламент Молдовы одобрил постановление о введении преподавания религии в качестве факультативного предмета [11]. По-другому складываются государственно-конфессиональные отношения в Латвии. В стране произведена реституция церковной собственности — Церкви возвращены не только храмы, но также земли и строения в городах и сельской местности. Был принят специальный закон, предоставляющий дополнительные льготы при реституции. Государство делегировало всем традиционным конфессиям право юридической регистрации браков, заключаемых в храмах, и право выдачи государственных свидетельств. В общеобразовательных школах — преподается предмет «Христианское учение». Согласно закону Латвийской Республики о религиозных организациях, христианская религия может преподаваться в государственных и муниципальных школах — при наличии письменных заявлений родителей или самих учащихся старше 14 лет и при наличии не менее десяти желающих в данной школе. Такое преподавание возможно лишь для пяти христианских конфессий. Иные религии могут преподаваться в школах и для нацменьшинств [12].
В Литовской Республике существует четырехступенчатая модель государственно-конфессиональных отношений: а) признанные государством традиционные религиозные общины; б) признанные государством религиозные общины; в) другие зарегистрированные общины; г) незарегистрированные общины. При этом только традиционные религиозные общины имеют право проводить уроки Закона Божия в школах, причем зарплату преподавателям выплачивает государство. В социальной сфере существуют уникальные на всем постсоветском пространстве договоренности: в частности, государство в обязательном порядке предоставляет всем священнослужителям и монашествующим медицинское и пенсионное страхование. Традиционные религиозные общины страны совершают в рядах Вооруженных Сил Литвы капелланское служение, а заключенные церковные браки признаются государством [13]. В Эстонской Республике государственными властями в силу исторических традиций большая поддержка оказывается лютеранским приходам, несмотря на то, что у Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата практически равная с лютеранами численность паствы [14].
В Республике Азербайджан, как и в Казахстане, ислам и православие являются первыми по значимости религиями в стране. В республике успешно ведется межрелигиозный диалог. В Азербайджане существует удачная модель государственно-конфессиональных отношений, предусматривающая свободу вероисповедания при разумных протекционистских мерах. Действующее законодательство ограничивает влияние зарубежных организаций на местные религиозные общины, затрудняя ведение миссионерской деятельности нетрадиционным и радикальным течениям. Правительство Республики Узбекистан в своей религиозной политике также отдает приоритет традиционным религиям. Принятый в 1998 г. «Закон о свободе совести и религиозных организациях» и политика власти направлены на пресечение деятельности как радикальных течений, прикрывающихся именем ислама, так и псевдохристианских сект; имеет место запрет на миссионерскую деятельность. В Республике Таджикистан сложилась наиболее непростая в Центральной Азии ситуация в области религиозно-общественных процессов. Законодательство характеризуется большим количеством ограничений, что продиктовано последствиями кровопролитной гражданской войны 1992-1997 гг. и стремлением оградить общество от радикализма, прикрывающегося религией. В то же время, руководство страны видит в исламе и православии гарантию религиозного мира в обществе.
В Республике Кыргызстан, находящейся сейчас в тяжелом положении, вызванном социальной и экономической нестабильностью, напряженностью межэтнических отношений, разрабатывается новый вариант концепции государственной политики в религиозной сфере. Обсуждается и вопрос о принятии нового закона о свободе вероисповедания и религиозных организациях. Так, в законопроекте «Государственная Концепция национальной политики Кыргызской Республики» (2011 г.) говорится о: — развитии партнерских отношений между государством и религиозными объединениями в целях развития межконфессионального диалога; — обеспечении вклада традиционных религий в укрепление государственности через изучение истории их развития, миротворческой миссии, традиций межконфессионального сотрудничества в Кыргызстане, и др. Таким образом, на всем постсоветском пространстве за основу взята светская модель государства, где свобода совести и вероисповедания является частным делом граждан. Роль государства состоит в том, чтобы государственно-конфессиональный диалог служил на пользу всем людям, населяющим территории этих государств, воспитывая в человеке высокую духовность, которая, как отметил когда-то один мудрец, «…есть дорога, ведущая к человечности».