Ценностные отношения в условиях формирования гражданского общества в Казахстане. Ценностные отношения в гражданском обществе. — явление многогранное, учитывая разностороннее воздействие на процесс формирования ценностных ориентиров человека. Гражданское общество нельзя строить, опираясь на вертикаль власти, то есть фрагментах, на базе которых формируется протогражданское общество, как продукт согласованной воли народа, его творчества. Гражданское общество — это продукт весьма длительной эволюции общества. Наследство прошлого перерабатывалось противоречиво: то, радикально отбрасывая, то, возрождая идеалы и воспроизводя опыт, гражданское общество не локализовалось в одном формационном пространстве. Эта идея на протяжении последних десятилетий расширялась и углублялась, дополняясь идеями демократии, основанной на политическом плюрализме, консенсусе, партнерстве конкурирующих социальных групп, ограничении государственной власти установленными правовыми нормами, индивидуальной свободы человека, расширения демократии в социальном плане. Следовательно, в самой идее гражданского общества должен содержаться идеал и система ценностей, привлекательных настолько, что они могут стать даже сильнее долга. Такой ценностью является право собственности, раскрывающее возможности свободы действий, независимости и на этой основе достижения благополучия граждан. Можно выделить три важнейшие ценности гражданского общества:
Право каждого иметь и отстаивать свои убеждения. Другой ценностью, на которую постоянно указывают мыслители, начиная от Аристотеля и продолжая линию через Монтескье, Фергюссона и до наших дней является идеал справедливости. Этот идеал представляет столь могущественное духовное явление, что его несоблюдение или значительное отклонение, от которого вызывает социальные революции, потрясения. Идеал справедливости связан с осуществлением демократических свобод и имущественным положением граждан; отсутствие или снижение сферы демократических свобод или погружение в состояние нищеты массы населения не позволяет гражданам стать равноправными партнерами ни с представителями государственного управления, ни с согражданами в сфере общества; между тем, как суть гражданского общества состоит в том, что население этого общества становится равноправными партнерами — согражданами. Согражданство может выступить главной ценностью идеи гражданского общества при возможности стать национальной идеей Казахстана. Национальная идея является осознанным и позитивно ориентированным пластом культуры, она представляет собой духовный феномен, продукт национального самосознания, содержащий в себе представление о положительном идеале, утверждающий этот идеал и воодушевляющий на его достижения. Национальная идея, как составная часть культуры возникает стихийно, как результат поиска обществом ответа на вызов истории. Национальная идея может быть выражена и конкретизирована в политической идеологии, от последней ее отличает меньшая теоретическая формализованность, меньшая привязка к конкретным политическим процессам и их субъектам. С точки зрения аксиологии, национальная идея — это результат исторического отбора положительных ценностей национальной культуры. Структуру ценностей между собой определяет картина мира, господствующая в обществе. В настоящее время в казахстанской культуре происходит переход от органической к конвенциальной картине мира. Система ценностей вследствие этого трансформируется из константной иерархической структуры в аморфный набор ценностей, значимость которых определяется ситуативно, в зависимости от интересов субъекта политической деятельности.
Своей повседневной практикой гражданское общество доказывает индивиду, что кроме таких ценностей, как карьера и власть в системах государственных иерархий существует множество ценностей, которыми богата частная жизнь, где есть общение с природой, любовь, семья, занятие наукой, искусством, спортом. Оно дает индивиду возможность вести хотя и частное, но вполне полноценное цивилизованное, культурное существование наполненное смыслом и радостями жизни. Более того, исповедуя философию частной жизни, гражданское общество стремится убедить индивида в том, что именно оно, а не государство является источником обретения истинно высоких и чистых радостей бытия. Помогая гражданину осознать свою значимость, развивая сознание собственного достоинства, оно культивирует психологию самоценных субъектов, способных активно влиять на жизнь государства.